Пора создания столиц

Пора создания столиц

Фестиваль социальных коммуникаций «ПОРА!» в Омске

Для преодоления кризиса, развивающегося в первую очередь в умах людей, нужна объединяющая идея Фото: Коммуникационная группа Twiga, Aida Pioneer Branding Company, Legion-Media

«Газпром нефть» выступила генеральным партнером фестиваля социальных коммуникаций «ПОРА!», который уже в восьмой раз проводится в Омске. Близость целей организаторов и участников фестиваля задачам программы социальных инвестиций компании «Родные города» может способствовать построению реально действующей системы генерации социальных инициатив с центром в ключевом для компании регионе деятельности

Текст: Аглая Ракитянская

Омск — девятый город России по численности населения. И однозначно не самое плохое место для жизни. Конечно, советское реноме города-сада Омск пока не возродил, но, например, и в списке российских городов с самым грязным воздухом с 2005 года не значится. При этом и промышленный комплекс Омску удалось сохранить, и инвестиционная привлекательность города, судя по рейтингам различных деловых и информационных агентств, как минимум на уровне других российских миллионников. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Именно в этой оговорке и кроется серьезная проблема всех без исключения российских городов, расположенных за пределами столичных кольцевых дорог.

Центростремительное ускорение — особенность национальной миграции в России, оно действует абсолютно на все населенные пункты страны, от деревень до крупных региональных центров. Омск не исключение. По оценке генерального директора «СТС Медиа» в Омске, продюсера фестиваля социальных коммуникаций «ПОРА!» Владимира Гриценко, в регионе остро стоит проблема оттока молодого населения: «В нашем городе есть одна значимая социальная проблема — настроение «пора уезжать» у молодежи, очень много выпускников вузов и молодых специалистов отправляются работать в другие города. Уезжают потому, что в городе «ничего не происходит». Генеральный директор медиакомпании «Vi Омск» и организатор фестиваля «ПОРА!» Виктор Иссерс считает, что во многом проблема связана с общественной позицией самих людей: «За дверями своих квартир люди проживают жизнь „в телевизоре“, не зная, как зовут соседей по подъезду, не имея желания выйти и покрасить скамейку у дома или посадить деревья во дворе». Результат — перенос собственной нереализованности на окружающий мир, рост уровня депрессивности: 54% омичей, опрошенных в ходе специального исследования, считают ситуацию в городе кризисной или глубоко кризисной. Для преодоления кризиса, развивающегося в первую очередь в умах людей, нужна объединяющая идея. Ее поиск привел к возникновению концепции «Омск — социальная столица». «Регионы вступают в борьбу за основной ресурс — за население, за квалифицированные кадры, — как и коммерческие структуры, попадают в пространство, где применяются стратегические маркетинговые инструменты, в том числе позиционирование — так называемый территориальный маркетинг, — рассказал господин Иссерс. — Санкт-Петербург — культурная столица, Москва — финансовая и политическая, Екатеринбург — креативная. Чтобы приостановить отток населения из региона, и разработана концепция „Омск — социальная столица“: общая идея для горожан и позиционирование на карте страны. Предпосылок для развития этой концепции две: люди, которые желают делать жизнь в городе лучше, и фестиваль „ПОРА!“ как центр изучения практик лучших социальных инициатив и социальных коммуникаций».

В «Газпром нефти», для которой Омск — один из ключевых регионов, в эту концепцию поверили: очень уж она близка по смыслу философии корпоративной программы социальных инвестиций «Родные города», главный девиз которой — качество жизни в регионах должно быть таким же, как в столицах. А поддержка фестиваля «ПОРА!» — материальное подтверждение готовности компании участвовать в позитивных преобразованиях.

Меняя мир

Идея проведения регионального конкурса социальной рекламы «ПОРА!: Подумай. Оцени. Реши. Анализируй» появилась восемь лет назад. Проект должен был объединить представителей различных медиа- и рекламных агентств, маркетологов и стать инструментом диалога с властью. Идея была сформирована, оформлена и воплощена в жизнь в рамках некоммерческой организации «Омское медиасообщество». Первый конкурс собрал чуть более 200 студенческих работ студенческого же уровня, которые оценивали представители органов власти. Представить это глядя на то, во что вырос фестиваль сегодня, откровенно сложно. Выставки, мастер-классы лучших рекламистов, дизайнеров, стратегов России и стран бывшего СНГ, круглые столы, воркшопы, участники из разных стран, международный состав жюри: «ПОРА!» образца 2014 года — одно из крупнейших событий рекламной сферы в стране. И не только рекламной — три года назад фестиваль шагнул за границы отраслевого события, став центром реализации концепции «Омск — социальная столица», аккумулирующим социальные инициативы и сразу предлагающим варианты их коммуницирования.

«80% работ на фестивале, как правило, связаны с топ-10 злободневных тем: вредные привычки, безопасное вождение, родители и пожилые, люди с ограниченными возможностями, пропаганда спорта и здорового образа жизни и т.д., — рассказал Виктор Иссерс. — В то же время появляются совсем новые темы. Такие, например, как у агентства TWIGA из Москвы, получившего Гран-при за работу «Медлить — значит хоронить». Инсталляция в виде огромных песочных часов с фигурой ребенка внутри, размещенная TWIGA в центре Москвы, призывала к немедленному поиску пропавших людей, поскольку, по статистике, задержка начала поиска на три дня вдвое уменьшает шансы на успех. Еще один обладатель Гран-при конкурса — проект «Олдушка» — это выставка фоторепортажей омского студента Игоря Гавара о людях пенсионного возраста, целая социальная инициатива одного человека, меняющая мир вокруг него. «Сейчас время нахождения адекватного решения, адекватного контекста окружающему миру, время небольших идей. Простые истории, как история с бабушками („Олдушка“. — „СН“), являются очень сильными, хотя и не новы», — отметил член жюри фестиваля, генеральный директор рекламного агентства POV Анатолий Ясинский, выразив уверенность, что при нынешнем хаотичном положении вещей в мире такой проект, как «ПОРА!», может стать мощной объединяющей силой в решении социальных проблем. Маленькие вещи складываются в то, что и меняет мир, это и есть социальная инициатива. «Люди улучшают жизнь вокруг, это надо отмечать и поощрять», — уверен Владимир Гриценко. В «Газпром нефти » это отмечают и поощряют в рамках грантовых конкурсов социальных инициатив «Родные города», задача которых формулируется как «стимулирование инициативы граждан, поддержка системных, инновационных и эффективных решений социально значимых проблем сообщества или отдельных социальных групп некоммерческими и муниципальными организациями регионов».

Коммуникации инвестициям

«Направлений для социальных инвестиций в России предостаточно — в нашей стране множество острых социальных проблем, и, куда бы представители бизнес-сообщества ни обратили внимание, помощь будет востребована, — считает директор агентства SPN Communications Андрей Баранников. — Важно, чтобы компания не просто делала то, к чему у нее лежит душа, и так, как ей кажется правильным, а чтобы инвестиции реально работали. Поэтому необходимо проведение глубоких исследований того, какие вопросы наиболее актуальны для конкретного региона».

«Газпром нефть» провела такие исследования еще в 2013 году — масштабный аудит социальных проектов позволил оценить и их эффективность, и ожидания местных сообществ от дальнейшей социальной деятельности компании. Эта информация стала базой для обновления принципов работы в социальной сфере регионов: компания сделала ставку на реализацию комплексной программы социальных инвестиций, стимулирующей активное включение общественности в совершенствование своей жизни. В этой схеме «Газпром нефть» уже выступает инициатором позитивных изменений. Поддержка фестиваля социальных коммуникаций — шаг в этом же направлении.

«Цели фестиваля оказались полностью созвучны нашей программе социальных инвестиций „Родные города“, — пояснил заместитель генерального директора „Газпром нефти “ по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль. — Компания стремится повысить качество жизни в наших регионах присутствия и вовлечь как можно больше людей в процесс позитивных изменений, а социальные коммуникации, в том числе и рекламные, делают этот процесс эффективным». Именно об этом говорят и эксперты, отмечая, что эффективность социальных инвестиций важна для всех участников процесса. «Бизнес все больше задумывается над тем, как обеспечить максимальную эффективность социальных инвестиций — как для тех, на кого они направлены, так и для самой компании: каков будет возврат на инвестиции не только в финансовом выражении, но и, например, в плане притока новых кадров, укрепления репутации. И это хорошо, потому что в конечном итоге повышается качество программ корпоративной социальной ответственности и в выигрыше оказываются все», — уверены в агентстве SPN Communications. Об этом же партнерстве общества и бизнеса (который по большому счету тоже часть этого самого общества) говорит и Анатолий Ясинский: «Инвестиции — дико актуальная вещь для больших компаний, для бренда. И теперь бренды нуждаются в соцпроектах. Я вижу, что PR и коммуникации начали приносить плоды, начались поиски социальных проектов, которые подействуют».

Впрочем, бизнес может только направить, развить уже существующие предпосылки к улучшению сложившейся ситуации, а самые важные и глобальные перемены, как отметил Виктор Иссерс, происходят в сознании людей: «Основная цель бизнеса — это бизнес. В идеале, если компания платит налоги и выполняет все возложенные на нее законом обязательства, она может сосредоточиться исключительно на своих делах. Но по факту бизнес вынужден работать в социальном поле. Например, потому, что теряет стабильность при оттоке населения: снижается платежеспособный спрос, уезжают лучшие кадры. И в этой ситуации бизнес и государство должны выступать как партнеры — невозможно получить каждому свою выгоду. Ведь очевидно, что без поддержки корпораций, без их ресурсов и экспертизы реализовать многие важные социальные проекты будет гораздо сложнее, а некоторые — невозможно».

Коммуникации — это еще один важный элемент системы улучшений. «Раньше наблюдалось такое движение — звать в прекрасное далеко, привлекать всех к общему направлению, а сейчас нужны конкретные смыслы, генерация которых и проходит через социальные темы. Социальная коммуникация стала актуальной для каждого, потому что смысл близок жизни», — считает Анатолий Ясинский. Если концепция «Омск — социальная столица» будет воплощена в жизнь, то многие из этих смыслов будут рождаться именно здесь, в столице Западной Сибири. «Мы хотим, чтобы Омск стал драйвером социальных технологий», — заявил Владимир Гриценко. А «Газпром нефть» отметила особым призом проект агентства «Креативная банда «Медведь» под названием «Омск, я люблю тебя!», объединяющий инициативных жителей Омска для решения актуальных городских проблем.

При этом поддержка фестиваля не станет разовой акцией — Александр Дыбаль заверил, что сотрудничество с фестивалем планируется расширять. Не исключил он и того, что авторов лучших конкурсных работ компания будет привлекать для разработки и реализации социальных проектов в регионах своего присутствия. И это уже будет большим шагом в становлении Омска как социальной столицы страны.

Родные города

Программа социальных инвестиций, которая объединяет все социальные инициативы и проекты группы компаний «Газпром нефть» в регионах присутствия. Программа направлена на создание условий для повышения качества жизни и включает проекты развития городской среды, создания инфраструктуры для детского и массового спорта, а также инициативы в сфере образования, здравоохранения и сохранения культурного потенциала коренных малочисленных народов Севера.

#Пора

Международный фестиваль социальных коммуникаций, который проходит в Омске с 2007 года. Фестиваль является официальным представителем World Summit Award (WSA) в России. Фестиваль «ПОРА!» состоит из конкурсной и образовательной программ. Мероприятие является открытым: участниками фестиваля (соискателями наград конкурсов и просто зрителями) могут стать как профессиональные коллективы, так и физические лица. Работы на конкурсную программу фестиваля подаются в восьми номинациях: печатная реклама, наружная реклама, видеореклама, аудиореклама, интернет-реклама, ambient media, рекламная кампания, социальная инициатива. Образовательная программа состоит из проведения мастер-классов и творческих встреч представителями рекламного бизнеса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ