От «ГУМ Асфальтума» к асфальтобетону

От «ГУМ Асфальтума» к асфальтобетону

История зарождения производства асфальта в России

Природный асфальт — прародитель современных высокотехнологичных материалов Рост масштабов асфальтового бизнеса логично привел к созданию акционерных компаний Благодаря близости к месторождениям природного асфальта в окрестностях села Батраки в Сызранской губернии действовало сразу несколько производств Баку и Грозный (на фото) — главные нефтедобывающие центры Российской империи стали основными поставщиками нефтяного гудрона в конце XIX века

Основа практически любой современной автострады — асфальтобетонное покрытие, где в качестве связующего вещества применяется нефтебитум или его производные. Однако зарождалась отрасль не на нефтеперегонных заводах, а на предприятиях вблизи месторождений одного из древнейших минеральных веществ на планете — природного асфальта. Российскому асфальтобитумному производству уже почти два столетия

Текст: Александр Матвейчук

Название природного минерала «асфальт» (от греческого «асфалес» — «прочный, крепкий, надежный») известно с античных времен. О месторождениях этого битуминозного материала впервые упомянул древнегреческий историк Геродот Галикарнасский, живший в V веке до н. э. По его свидетельству, на поверхности ряда озер в Месопотамии он видел плавающее твердое вещество с характерным запахом. Археологические раскопки показали, что у древних египтян асфальт использовался в качестве цементирующего вещества при кладке каменных стен, а в легендарном Вавилоне применялся при сооружении одного из чудес света — висячих садов Семирамиды.

Первое упоминание о российском асфальте появилось в трактате «Книга о скудости и богатстве», увидевшем свет в 1724 году и принадлежащем перу экономиста Ивана Посошкова, где он сообщил: «Лекарственную материю сыскал я, нарицаемую гум асфальтум». И, хотя он не указал точное месторасположение месторождения, историки предположили, что речь шла о Поволжском регионе. Именно он впоследствии и стал центром отечественного производства асфальта.

Петербургские опыты

В 1760 году в Оренбургское горное управление поступило доношение от уфимского купца Ивана Сенеева о найденных им асфальтовых залежах в Уфимском уезде, в районе реки Инзер. Спустя семь лет была составлена карта местности с указанием основных месторождений. Однако этими сведениями российские предприниматели воспользовались только через 100 лет. Без какого-либо внимания деловых людей остались и описания асфальтовых месторождений в ряде российских регионов, сделанные участниками экспедиций Петербургской академии наук в период с 1768 по 1774 год. Только во второй четверти XIX века рост объемов дорожного строительства возродил интерес к асфальту как подходящему для этого материалу. В 1838 году подполковник Михаил Волков после посещения Парижа поместил подробный отчет о своей командировке в «Журнале путей сообщения» под названием «О приготовлении и употреблении асфальта».

После этого генерал-губернатор Санкт-Петербурга Петр Эссен решил провести «опыт по асфальтированию тротуара». Для этого был выбран участок земли вдоль строительной площадки Исаакиевского собора. Под руководством специалистов Корпуса инженеров путей сообщения 6 июля 1838 года в расплавленную асфальтовую массу, привезенную из Франции, рабочие засыпали измельченные куски гранита, после чего влили ее на заранее подготовленную утрамбованную поверхность, которая затем еще раз была посыпана щебнем и разровнена. Наблюдение в течение последующих месяцев за состоянием покрытия убедило в необходимости продолжения опытов по асфальтированию тротуаров. Летом 1839 года таким же способом были покрыты один из тротуаров в Санкт-Петербурге и отрезок мостовой у дамбы Тучкова моста. Таким образом был дан старт новому этапу благоустройства дорожной сети российской столицы, хотя процесс сдерживала дороговизна сырья, привозимого из Франции.

Отечественный вместо французского

К 1838 году относится и первая попытка создания отечественного промышленного асфальтового производства. Это событие связано с двумя незаурядными личностями — новороссийским генерал-губернатором Михаилом Воронцовым и инженер-полковником Карлом Бюрно.

Граф Воронцов, один из героев Отечественной войны, после назначения в 1823 году на пост генерал-губернатора Новороссии активно занялся благоустройством края. Достаточно отметить, что до его приезда в Одессу там не было мощеных мостовых и тротуаров. Кстати, именно с именем Михаила Воронцова связаны первые опыты городского уличного освещения светильным газом.

Карл Бюрно, француз по национальности, поступил на службу в русскую армию в 1820 году в чине подпоручика инженерных войск и за девять лет дослужился до звания инженер-полковника. Поверхностные выходы нефти и природного асфальта на Керченском полуострове привлекли его внимание в ходе неоднократных посещений строительства укреплений Черноморской береговой линии. Весной 1838 года Карл Бюрно побывал в Париже, где ознакомился с опытом применения асфальта в дорожном хозяйстве. Как руководитель строительства оборонительных сооружений он мог оценить проблему дороговизны сей сельского асфальта и не мог примирится с существующим положением дел. Его докладная записка с предложением о создании отечественного асфальтового производства встретила полное понимание у Михаила Воронцова, который организовал экспедицию для исследования керченских нефтяных и асфальтовых месторождений. Ее результаты оказались обнадеживающими, и в августе 1838 года Карлу Бюрно было выделено 12 тыс. рублей для строительства асфальтового завода недалеко от «источников нефти».

Переработка керченской нефти в кубовой установке периодического действия давала в равных объемах керосиновый дистиллят и густой остаток — мальту. На территории завода также было сооружено устройство для перемалывания асфальтовой породы, так называемого жирняка, который просеивался и затем вместе с мальтой помещался в два чугунных котла. В разогретую асфальтовую мастику добавляли гравий, полученный асфальтобетон разливали в четырехугольные чугунные формы, откуда он извлекался после остывания и отправлялся дорожным подрядчикам.

В 1839 году под руководством Карла Бюрно было успешно заасфальтировано несколько улиц и тротуаров Одессы и Керчи. Основанный военным инженером завод успешно действовал еще 12 лет, однако во время Крымской (Восточной) войны, в мае 1855 года, был разрушен массированным артиллерийским огнем британских кораблей.

Новую попытку организации асфальтового производства в России предпринял гражданин США венгерского происхождения Ласло Шандор — директор «Общества минерального освещения», эксплуатировавшего сеть уличных керосиновых фонарей в Санкт-Петербурге. Решив заняться поисками нефти в Поволжье, в начале 1870‑х годов предприниматель начал разведку в Самарской губернии. В 1876 году близ деревни Сарабикулово, на левом берегу реки Шешмы, он открыл «залежи земли, насыщенной нефтью и представляющей собой вещество, похожее на каменный уголь». Не прекращая поисков нефти, Ласло Шандор построил полукустарный битумный завод у подножия горы Шандор-тау. Здесь были пробиты штольни, в которых рабочие вручную добывали битуминозный песчаник, из которого вываривался гудрон. Как правило, при температуре 30—40°С битум отделялся, а песок оседал на дно котла. Затем жидкий битум заливался в бочки и по реке отправлялся в Сызрань и Самару для продажи предпринимателям, асфальтировавшим дороги. До нефтеносного слоя залежей американец не добрался, и в конце концов все приволжское предприятие Ласло Шандора разорилось. Однако на этом история развития асфальтового производства в Поволжье не закончилась.

Первые акционерные

Осенью 1873 года на имя профессора химии Санкт-Петербургского технологического института Федора Бейльштейна поступила посылка от владельца Самайкинской суконной фабрики Дмитрия Воейкова и магистра зоологии Модеста Богданова с образцами битуминозной породы, обнаруженной в окрестностях Сызрани. Для изучения возможности организации производства асфальта в регионе в Сызранский уезд Симбирской губернии выехал ассистент профессора Бейльштейна, технолог Александр Летний. Исследования дали положительный результат, и уже в 1875 году по проекту технолога Летнего на средства братьев Воейковых вблизи села Батраки был построен асфальтовый завод. Технология производства была несложной и предполагала вытапливание смолистого известняка в кипящей воде, заливку горячей асфальтовой мастики в чугунные формы и получение плиток готовой продукции после охлаждения. Спрос на продукцию асфальтового завода братьев Воейковых с каждым годом возрастал, и в 1880 году на базе семейного предприятия была создана акционерная компания. «Товарищество Сызранского асфальтового завода» неуклонно наращивало производственный потенциал, к 1891 году выйдя на объем выпуска в 560 тыс. пудов асфальтовой мастики.

Вторым значимым игроком на российском асфальтовом рынке в начале 1880‑х годов стало «Общество Сызрано-Печорской асфальтовой и горной промышленности». Первоначально добыча асфальтового камня велась на копях, расположенных возле села Печерского Сызранского уезда Симбирской губернии. Предприятие выпускало асфальтовую мастику, гудрон, асфальтовый лак и асфальтовый камень. В России «Общество Сызранско-Печорской асфальтовой и горной промышленности» располагало 11 представительствами в крупных городах, в том числе в Москве, Харькове, Нижнем Нов‑ городе, Батуми, Иркутске. «Товарищество Сызранского асфальтового завода» и «Общество Сызранско-Печорской асфальтовой и горной промышленности» были самыми крупными предприятиями этого профиля в Поволжье, однако наряду с ними в регионе действовали еще ряд более мелких. Впрочем, асфальтовое производство стояло на пороге новой эры.

С месторождений на НПЗ

1880‑е годы стали переломными для асфальтовой промышленности. Ускоренное развитие нефтеперерабатывающего сектора, ориентированного в основном на производство керосина, привело к появлению значимых объемов нефтяных остатков. Их дальнейшая переработка на смазочные масла привела к появлению на асфальтовом рынке нового продукта — нефтяного гудрона. Основными источниками этого продукта были Баку и Грозный — в то время главные нефтедобывающие центры страны. Что касается европейской части России, то здесь нефтяной гудрон выпускали Константиновский завод товарищества производства минеральных масел «В. И. Рагозин и Ко» (Ярославская губерния) и Варинские техно-химические заводы И. Н. Тер- Акопова (Нижегородская губерния). В Санкт-Петербурге основным производителем нефтяного гудрона стало акционерное общество нефтеперегонных заводов «В. Ропс и Ко», а в Москве — «Товарищество русско-американского нефтяного производства». В последнее десятилетие XIX века в этот сектор российской нефтяной промышленности попытался войти британский капитал. 10 октября 1890 года в Лондоне была учреждена компания The Neuchatel Asphalts Co Ltd., через два года получившая правительственное разрешение на работу в Российской империи. Однако в архивных документах так и не удалось найти каких-либо сведений о практической стороне деятельности этой фирмы.

К концу 1930‑х годов в связи с началом разработки нефтяных месторождений в Поволжье добыча асфальтового камня и технология выварки асфальтовой мастики постепенно ушли в прошлое. Их место занял нефтебитум, один из конечных продуктов процесса заводской переработки нефти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ