Смазка для промышленности

Смазка для промышленности

Тенденции развития российского рынка индустриальных масел

Фото: DIOMEDIA

Конкурентная борьба на российском рынке индустриальных масел обостряется, причем столкновение интересов производителей все больше смещается из сегмента гостовской продукции в зону высокотехнологичных премиальных масел. Несмотря на это «Газпром нефть» намерена к 2025 году нарастить свою долю на внутреннем рынке индустриальных масел до 19%

Текст: Константин Никитин

Промышленная классификация

Несмотря на то что основная задача любого масла — снижать трение механических узлов и, соответственно, их износ, ассортимент этого вида нефтепродуктов чрезвычайно широк и зависит от области применения. По большому счету рынок масел можно разделить на два основных сегмента: автомобильный и индустриальный. Промышленные масла, в свою очередь, могут быть условно как общего назначения, так и специального.

Первые применяются в наиболее распространенных узлах самого различного промышленного оборудования, выполняя общие для масла функции, благодаря исходным свойствам самого продукта: отводя тепло от трущихся деталей, защищая их от коррозии и загрязнения, служа уплотняющим средством и так далее. К ним, как правило, не предъявляется особых требований, хотя они могут быть как без присадок, так и легированными — для придания каких-либо особых свойств, а также просто для увеличения срока службы масла и повышения надежности оборудования. Специализированные масла, как, собственно, следует из названия, классифицируются по областям применения: гидравлические, редукторные, компрессорные, турбинные. Отдельную группу индустриальных смазочных материалов составляют так называемые специализированные продукты, к которым относят пластичные смазки, смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) и твердые пленочные смазочные покрытия. По оценке портала «ЭкспертOйл», в общем объеме потребления индустриальных смазочных материалов 37% приходится на долю гидравлических масел, 7% — индустриальных редукторных, 31% — прочих индустриальных масел, 16% — СОЖ, применяемых в металлообработке (включая временные ингибиторы коррозии, основной функцией которых часто также является и смазывание), 9% — пластичных смазок.

У любого смазочного материала довольно много эксплуатационных характеристик, которые определяются задачами продукта и, в свою очередь, учитываются при конструировании оборудования и подборе масла для него, одна из основных — вязкость. В качестве ключевых показателей качества масла также нормируются стабильность вязкости, плотность, кислотное число, степень чистоты, температура застывания и многие другие. При этом требования к качеству индустриальных масел с появлением нового высокопроизводительного оборудования только возрастают, тем самым усиливая конкуренцию и среди производителей масла. При этом внушительный объем рынка определяет и важность этого сегмента для каждого из игроков.

Две части одного рынка

Если говорить о мировом рынке индустриальных масел, то лидеры здесь — ведущие игроки глобального нефтегазового рынка: ExxonMobil, Shell, Petrochina/Sinopec, Chevron, BP. В этом сегменте отражена тенденция, характерная для рынка смазочных материалов в целом: на долю 1% мировых производителей товарных смазочных материалов приходится более 60% глобальных продаж; соответственно, на долю остальных 99% — менее 40%.

По экспертным оценкам, общий объем российского рынка масел составляет около 1,7 млн тонн. Примерно 900 тыс. тонн приходится на автомобильные масла и около 800 тыс. тонн — на индустриальные. Внутреннее производство индустриальных масел, по данным I—Marketing, составило в 2013 году 547 тыс. тонн. Несмотря на то что на рынке представлены практически все нефтяные компании, как российские, так и зарубежные, главные здесь — ВИНКи: ЛУКОЙЛ (45%), «Роснефть» (около 20%) и «Газпром нефть» (14%).

Особенности российского рынка индустриальных масел прежде всего в наличии двух секторов: гостовского и премиального — с продукцией, соответствующей таким международным стандартам, как ISO или DIN. Дело в том, что основные потребители индустриальных масел — предприятия прежде всего таких отраслей, как металлургия, горнодобывающая и химическая промышленность, машиностроение, включая энергетическое. А для отечественной индустрии характерно наличие оборудования, выпущенного еще лет 30–40 назад и, соответственно, рассчитанного на масло уровня ГОСТа, производят которое, естественно, отечественные нефтепереработчики. Учитывая самый широкий спектр потребностей промышленности, им приходится предлагать и соответствующий ассортимент.

«На российских предприятиях до сих пор используются и бесприсадочные масла, и легированные, например класса ИГП, турбинные масла типа Тп-22С, компрессорные масла КС-19П. Вся эта продукция пользуется большим спросом, и вопрос качества в применении к этим продуктам стоит очень остро, — рассказал начальник управления стратегического маркетинга и развития компании „Газпромнефть — смазочные материалы“ (ГПН-СМ) Иван Яковлев. — Например, мы достигли высочайшего качества масла Тп-22С*, оно серьезно востребовано на рынке, и мы являемся основным поставщиком этого масла на предприятия „Газпрома“, полностью обеспечивая их потребности — около 7 тыс. тонн в год».

В сегменте премиальных масел конкуренция усиливается за счет присутствия иностранных производителей. К тому же наличие современного импортного оборудования требует не только масла соответствующего качества, но и обязательной сертификации продукции в соответствии с мировыми стандартами. Здесь «Газпром нефть» получает конкурентные преимущества за счет развития линейки импортозамещающей продукции индустриального назначения.

По оценке Ивана Яковлева, отечественные производители масел изначально находятся в более предпочтительной ситуации, нежели иностранцы: «Нам удалось достичь уровня качества, сравнимого с международными брендами. Но при этом мы предлагаем более выгодные условия, как ценовые, так и логистические. А благодаря вводу в эксплуатацию в Омске современного автоматизированного комплекса смешения мы сегодня можем производить в России до 500 наименований масел».

Например, компания выпускает широкий ассортимент гидравлических масел, в том числе класса HVLP, которые используются в широком диапазоне температур, включая отрицательные, и предназначены для работы как внутри промышленных объектов, так и снаружи. Есть в продуктовой линейке ГПН-СМ и бесцинковые гидравлические масла, специально разработанные для узлов трения с цветными металлами. Они широко используются в целлюлозно-бумажной промышленности, а также в гидротрансформаторах и гидромеханических передачах различного оборудования.

Впрочем, каким бы качественным ни был продукт, для него еще надо найти покупателя.

Общение полного цикла

Реализация масла — длительный и сложный процесс. С крупными потребителями**, такими как металлургические и горнодобывающие предприятия, «Газпром нефть» работает напрямую, в рамках комплексных программ, предполагающих предоставление услуг не только по подбору продуктов надлежащего качества или технический сервис, но и включающих испытания и мониторинг состояния масел. «Это очень трудозатратный процесс, требующий постоянного контроля работы масла на технологическом оборудовании, отбора проб и проведения их анализа в независимой лаборатории, что позволяет обеспечить стабильность работоспособности оборудования и его защиту от износа», — уточнил Иван Яковлев. По его словам, в такие программы входит и обучение персонала предприятия-клиента, «что повышает технологическую дисциплину на предприятии, и в конечном счете увеличивает сроки работы оборудования, и сокращает эксплуатационные затраты самого предприятия».

Один из самых крупных потребителей ГПН-СМ сегодня — «Газпром». И дело здесь не в протекции, которую материнская компания составляет сбытовому подразделению своей «дочки». Для того чтобы стать поставщиком масел энергетического холдинга, одержав победу в конкурентной борьбе над одним из лидеров российского рынка индустриальных масел, пришлось разработать абсолютно новый продукт для газоперекачивающих хозяйств. Впрочем, для ГПН-СМ стать основным поставщиков турбинных масел для «Газпрома» было, конечно, принципиальной задачей.

С небольшими клиентами обычно работают дистрибьюторы, которым компания также предлагает программы соинвестирования в различное оборудование, имеющее отношение как к сервису, так и к поставкам. Основная задача партнеров ГПН-СМ — содержать в регионе ответственности запас смазочных материалов, необходимый для удовлетворения потребности в них местных промышленных предприятий. При этом дистрибьюторы нацелены на максимально возможную оперативность и гибкость в работе с клиентами и с точки зрения объемов поставок, и по условиям оплаты, ведь конкуренто-способность тех же машиностроительных предприятий сегодня также зависит от умения быстро реагировать на потребности рынка. И битва за клиента в сегодняшней ситуации — не красивая метафора, а бизнес-процесс, обусловленный рыночными трендами.

Акцент на технологии

Ситуация на рынке в настоящее время складывается для производителей индустриальных масел не лучшим образом. В первую очередь в связи с общим положением в реальном секторе экономике. У главных потребителей промышленных масел и смазок — металлургов, угольщиков, машиностроителей — спад наметился еще в 2012 году, и до сих пор тенденцию сокращения объемов выпуска как продукции для внутреннего рынка, так и для экспорта переломить не удается. Это привело к снижению уровня потребления индустриальных масел в 2013 году на 1%. По прогнозам аналитиков, стагнация и даже небольшое снижение промпроизводства — тенденция и 2014 года, и как минимум начала 2015‑го.

Еще один заметный тренд — постепенное снижение на рынке доли гостовских масел с соответствующим увеличением доли премиальных продуктов, что объясняется постепенным технологическим перевооружением российской промышленности, причем старое отечественное оборудование часто меняется на высокотехнологичное импортное, использование которого дает компаниям ощутимые конкурентные преимущества. В этой ситуации делать ставку на гостовский ассортимент, конечно, неправильно. «Мы это понимаем и делаем упор в своей стратегии на развитие премиального сегмента, — сообщил начальник управления стратегического маркетинга и развития ГПН-СМ. — Мы готовы удовлетворить новые потребности рынка, разрабатываем и выводим новые продукты, в том числе синтетические, полусинтетические, рассчитанные на различные условия эксплуатации и соответствующие требованиям ведущих производителей оборудования».

Рост потребности в гидравлических, редукторных, компрессорных маслах, сохраняющих работоспособность и эффективность при низких температурах, можно прогнозировать, ориентируясь на нацеленность государства развивать северные районы страны, Заполярье, Арктику. Исходя из этого, компания ГПН-СМ, в частности, приступила к выпуску нового продукта — гидравлического масла G-Special Hydraulic Nord с температурой застывания около 50 градусов ниже нуля. Впрочем, и от выпуска гостовской линейки, причем с использованием высококачественного сырья, в «Газпром нефти» не отказываются.

Более того, несмотря на не самую благоприятную конъюнктуру, компания не собирается отказываться и от стратегической цели увеличения к 2025 году своей доли на отечественном рынке индустриальных масел до 19%. Задача амбициозная, так как дополнительные 5% с учетом роста рынка и возрастающей конкуренции могут показаться незначительными лишь невовлеченному наблюдателю. «Если принимать в расчет реструктуризацию рынка по премиальной продукции, рост составит не 5, а все 15–20%. И это тот сегмент, за который нам нужно бороться», — подчеркнул Иван Яковлев. И который однозначно стоит того, чтобы за него бороться.

* Тп-22С — турбинное масло, вырабатываемое из сернистых парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозийные и деэмульгирующие свойства. Предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также центробежных и турбокомпрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства. Является наиболее распространенным турбинным маслом

** В число клиентов компании «Газпромнефть — смазочные материалы» входят такие предприятия, как Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, «Северсталь», выксунский комбинат «Объединенной металлургической компании», Челябинский трубопрокатный завод, в добывающем сегменте — «СДС-Уголь» и «Кузбассразрезуголь»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ