Остров

Репортаж с Приразломного месторождения

МЛСП «Приразломная» — это несколько сотен тысяч тонн массы, площадь в два футбольных поля, высота в полторы сотни метров Контроль над технологическими процессами ведется в автоматическом режиме, корректировки вносятся дистанционно, из единого центра управления Сложность скважин и повышенные требования к точности и надежности процесса бурения обуславливают применение самого современного оборудования Месячный запас расходных материалов для буровых работ хранится на платформе, а пополняют его с помощью своеобразных морских самосвалов Разработка Приразломного месторождения только начало освоения Российской Арктики

Фото: Александр Таран, Сергей Бобылев, Максим Авдеев

На Приразломном добыт уже миллион баррелей нефти. До конца года европейский рынок примет еще миллион. Это начало освоения российского арктического шельфа, процесс, который уже вряд ли остановить — ни политическими, ни экономическими методами давления. И огонек факельной установки, горящий посреди Печорского моря, — главное тому подтверждение

Текст: Игорь Свириз

Арктическая природа не образец биологического разнообразия. Безусловно, зацветающий яркий ковер тундры хорош весной, но слишком быстро он превращается в унылую серо-желтую равнину, да и вообще слишком недолог период, когда в Заполярье появляются какие-то цвета помимо белого. То же и с океаном. В непогоду (и, конечно, когда нет льда) цветовой спектр воды изменяется в нешироких границах от бурого до серого. А непогода здесь часто. Впрочем, арктические просторы, если и не вызывают в душе теплых чувств, то чувство как минимум уважения к необъятности пространства — однозначно. Тем больше радуют глаз островки и целые острова цивилизации, пусть и с преобладанием индустриальной архитектуры, — такие как, например, поселок Варандей с белой нитью трубопровода, разрезающего тундру, комплексами нефтяных резервуаров и металлической взлетно-посадочной полосой, почти на два километра протянувшейся вдоль линии океанского прибоя. И конечно, такие как платформа «Приразломная».

ШТУЧНЫЙ ТОВАР

Конечно, шельфовых проектов по добыче нефти в мире реализуется немало, в том числе и более сложных, чем проект освоения Приразломного месторождения. Для пейзажа Северного моря, например, нефтегазодобывающие платформы вообще уже давно стали неотъемлемой частью. И платформы гравитационного типа с железобетонным основанием, укрепленным на дне, придумали не сегодня. Взять хотя бы месторождения проекта «Сахалин-2», где гравитационных платформ целых три штуки. Хотя, конечно, такие сооружения за счет сложности строительства, а значит, и его цены товар именно штучный: несколько сотен тысяч тонн массы, площадь Контроль над технологическими процессами ведется в автоматическом режиме, корректировки вносятся дистанционно, из единого центра управления в два футбольных поля, высота больше сотни метров. И морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — это действительно остров, а не какой-то там метафоричный «островок цивилизации». Особенно отчетливо это осознаешь в шторм, когда со шлюпочной палубы видно, как далеко внизу по наклонным стенкам кессона перекатываются волны, а в нескольких сотнях метров на рейде стоят ледокол-снабженец «Юрий Топчев» и танкер «Михаил Ульянов», которым в такую погоду подходить к «Приразломной» нельзя. Там — качка, они — в море, а ты — на острове. К тому же острове комфортабельном.

После мелкого, частого дождя, который поток воздуха, разгоняемого вертолетными лопастями, превращает в упругую водяную стену, попасть в тепло — особое удовольствие. За которым следует еще одно — снять громоздкий спасательный гидрокостюм, без которого летать над морем запрещено. Вещь, конечно, высокотехнологичная, основательная (производители обещают, что человек в таком костюме сможет находиться в ледяной воде несколько часов), но, откровенно, не самая удобная. Впрочем, безопасности на платформе вообще уделяется огромное внимание. Сложнейшая комплексная система предупреждения и предотвращения аварийных ситуаций, многоуровневая схема оповещения об эвакуации — в случае если таковые все же возникнут. Даже для учета персонала, выходящего на смену, внедрена специальная карточная система, наглядно показывающая, кто на месте, кого нет. Без этого разобраться действительно непросто: производство «Приразломной» — именно то, которое принято называть безлюдным.

ОДИН К СОРОКА

Когда проходишь по производственным зонам платформы, возникают ассоциации скорее с НПЗ, чем с месторождением: контроль практически над всеми технологическими процессами ведется в автоматическом режиме, а корректировки вносятся дистанционно, из единого центра управления. В итоге — много железа и мало людей. Хотя людей на «Приразломной» совсем не мало: вместимость жилого модуля — 200 человек, и именно исходя из такого количества персонала рассчитывались параметры автономности платформы — запасов хватает на две недели. Больше чем на месяц работы рассчитан и запас расходников для буровых работ, которые уже идут полным ходом. А организация процесса строительства скважин на гравитационных платформах — это особая история.

По проекту разработки Приразломного предполагается ввести в эксплуатацию 36 скважин: 19 добывающих, 16 нагнетательных и одну поглощающую.

Платформа расположена в центре месторождения, и понятно, что возможности передвижения сооружения массой в полмиллиона тонн, закрепленного на дне с помощью каменной бермы, мягко сказать, ограниченны. Поэтому в основании платформы еще на стадии установки подготовлены буровые окна с водоотделяющими колоннами, между которыми и перемещается станок в процессе бурения. Пока скважин всего две — добывающая, нефти из которой уже хватило на две отгрузки, и строящаяся нагнетательная. До конца года планируется построить и поглощающую, в которую будет закачиваться весь буровой шлам (пока он вывозится на берег). Все скважины будут довольно сложными, с горизонтальными участками длиной около километра, некоторые — двухзабойные, поэтому и оборудование здесь применяется самое современное, по большей части импортное. Что в нынешних политических и экономических условиях, конечно, не лучший вариант. Впрочем, посетивший вместе с нами «Приразломную» первый заместитель гендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев не склонен драматизировать ситуацию.

В ПЛАНЕ

Проект освоения Приразломного месторождения — нефтяной, арктический, а значит, сразу и безо всяких оговорок попавший под европейские и американские санкции. Но при этом и самый защищенный от их воздействия, так как уже находится на стадии эксплуатации. В августе закончился этап опытно-промышленных работ, были введены все пусковые очереди платформы, основной процесс теперь — разбуривание месторождения. «Ничего специфического по характеру работ, по сути, не осталось, бурение практически ничем не отличается от бурения на обычном месторождении и ведется российским подрядчиком („Газпром бурение“ — „СН“), а роль иностранных сводится только к обслуживанию систем, которые эксплуатируются на платформе, и оказанию сервисных услуг, сопровождающих бурение. Это меньше 50% от общего объема работы, — уточнил Вадим Яковлев. — Учитывая ситуацию, мы, естественно, прорабатываем какие-то альтернативы, ищем возможности подбора комплектующих других изготовителей для текущих потребностей и прорабатываем варианты их изготовления российскими производителями — на перспективу».

Не должна стать критичной для «Приразломной» и еще одна неприятная для нефтяных компаний тенденция нынешней осени — снижение мировых цен на нефть. И тоже потому, что основная инвестиционная нагрузка на проект уже позади. «Каждая дополнительная скважина окупается за несколько месяцев, а когда мы выйдем на полку, уровень операционных затрат вообще не превысит $10 на баррель, — оценил первый заместитель генерального директора „Газпром нефти“. — Так что во всех реалистичных ценовых сценариях добыча на Приразломном рентабельна, и в 2020 году мы должны вернуть все инвестированные средства». «Все инвестированные средства» — это около 120 млрд рублей с начала реализации проекта.

Так что о планах развития актива руководство компании говорит уверенно — потому что планы не меняются. К 2018 году планируется преодолеть планку в 4 млн тонн добычи, к 2021-му — выйти на пик в 5–5,5 млн тонн и еще минимум три года не опускаться ниже 4 млн тонн.

До конца нынешнего года европейские покупатели получат около 300 тыс. тонн «приразломной» нефти ARCO, в следующем — не меньше. «У нас сейчас нет задачи максимизации добычи на Приразломном, не менее важно проведение всего комплекса геофизических исследований, получение дополнительной геологической информации для того, чтобы принять решение о том, необходимо ли корректировать проект разработки, чтобы определить оптимальные режимы работы скважин, — объяснил отсутствие роста объемов добычи в планах генеральный директор „Газпром нефть шельфа“ Геннадий Любин. — Есть предположение, что существующий проект можно улучшить, например, с точки зрения оптимизации капитальных затрат на бурение. Проект разрабатывался достаточно давно, за это время технологии ушли вперед, и сегодня мы можем бурить по-другому другие скважины». В следующем году скважин планируется пробурить четыре.

АРКТИЧЕСКИЕ МИЛЛИОНЫ

Обратный путь всегда короче — проверено. А попутный ветер над Печорским морем, как выяснилось, может сократить время, за которое вертолет долетает от «Приразломной» до Варандея, чуть ли не вдвое. Лента раскручивается в обратную сторону: гидрокостюм, исчезающий в тумане за иллюминатором огонек факельной установки платформы, берег океана, аэропорт Варандей с госграницей между Русским морем и русской тундрой; видавший виды 24‑й «Антонов» — шумный, пахнущий перегретым маслом, как автомобиль; Архангельск, выставляющий напоказ парадную набережную и скрывающий деревянные тротуары и бараки; снова самолет — на этот раз уже привычный боинг — и Петербург, совсем не нефтяной город, но после переезда сюда штаб-квартиры «Газпром нефти» оказавшийся в роли центра российской арктической нефтедобычи. И Приразломное — это только начало. Уже пробурена разведочная скважина на Долгинском, компании, желающие стать партнерами в разработке этого месторождения, оценивают возможности в дата-руме. «Газпром» уже получил примыкающий к Долгинскому северо-западный лицензионный участок, «Газпромнефть-Сахалин» готовится к разведке Северо-Врангелевского месторождения в Восточно-Сибирском и Чукотском море. И вряд ли это можно остановить какими-либо санкциями, тем более что европейский рынок от ARCO отказываться не намерен — это доказал первый же миллион баррелей, добытый на «Приразломной». А таких миллионов в этой пустынной и бескрайней Арктике еще очень и очень много.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ