Новый порт приписки

Новый порт приписки

Организация морской транспортировки нефти с Новопортовского месторождения

Фото: Fotobank, Андрей Голованов, Александр Таран

ВРЕМЕННАЯ СХЕМА МОРСКОЙ ОТГРУЗКИ

Факторы, определившие выбор челночной схемы:
• мелководность прибрежной акватории, примыкающей к Мыс-Каменному;
• отсутствие береговых причальных сооружений;
• временный характер принятого способа отгрузки.


ЦЕЛЕВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ НЕФТИ НОВОПОРТОВСКОГО - НПЗ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ВЫГОДНО РАСПОЛОЖЕННЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ НИЗКОСЕРНИСТЫЕ НЕФТИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РЫНОК ДЛЯ ЭКСПОРТА НЕФТИ НОВОПОРТОВСКОГО - АТР. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОСТАВКИ ВОЗМОЖНЫ В ПЕРИОД НАВИГАЦИИ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ (4 МЕС. В ГОД)

Смотреть в большом размере

Инфографика:
Рамблер Инфографика/
Евгений Иванов, Александр Волков

Организовав транспортировку нефти с Новопортовского месторождения по морю, «Газпром нефть» приступила к круглогодичной эксплуатации актива. Первый танкер пришел в порт Антверпена ночью 2 сентября. До 2016 года морской путь для новопортовской нефти будет открыт только в летние месяцы — за это время планируется построить уникальный ледовый терминал и специализированный танкерный флот, что позволит отправлять сырье в Европу по Северному морскому пути 12 месяцев в году

Текст: Евгений Захаров

Морская транспортировка нефти изначально была одной из главных «фишек» проекта разработки Новопортовского месторождения. Даже несмотря на суровые климатические условия, на далеко не самую благоприятную для судоходства конфигурацию Обской губы — неглубокой и большую часть года скованной льдом, — расчеты показали, что этот способ вывоза добытых углеводородов самый выгодный. В холодное время года работают зимники, но летом в тундре дорог нет, да и при работе с большими объемами автотранспорт малоэффективен, строить трубопровод «на большую землю», а тем более железную дорогу — слишком дорого. А наличие у России атомного ледокольного флота, к тому же включающего мелкоосадочные суда, способные заходить на мелководье, позволяет проводить караваны танкеров через самые толстые льды, которые только образуются в Обской губе и северных морях на пути к европейским рынкам, куда транспортируется новопортовская нефть. Впрочем, до начала круглогодичной морской отгрузки еще больше года, и до последнего времени логистика нефти с Новопортовского ограничивалась сезонным вывозом по зимникам. Начало морских отгрузок по временной схеме позволяет говорить о запуске полноценной круглогодичной промышленной эксплуатации актива.

БОРТ В БОРТ

За летнюю навигацию 2014 года по Северному морскому пути планируется вывезти около 100 тыс. тонн нефти. Объемы пока небольшие, однако промышленная добыча на Новопортовском только начинается, да и перевалочные мощности пока ограничены. В эксплуатации находятся первые очереди центрального пункта сбора (ЦПС) на Новопортовском месторождении, приемо-сдаточного пункта (ПСП) в Мыс-Каменном мощностью 400 тыс. тонн нефти в год, а также напорного нефтепровода, позволяющего транспортировать в год до 600 тыс. углеводородов. Впрочем, этого более чем достаточно для организации временной схемы отгрузки, построенной по челночному принципу.

От центрального пункта сбора на месторождении по напорному нефтепроводу протяженностью 103 км нефть доставляется на приемо-сдаточный пункт в районе Мыс-Каменного. Затем по шланголинии — на небольшие танкеры типа «Ленанефть», курсирующие между береговой зоной и более крупными морскими танкерами ледового класса грузоподъемностью около 27 тыс. тонн при осадке 9 м в пресной воде, стоящие на рейде у мыса Трехбугорного. Там сырье перегружается по схеме «борт — борт». Весь процесс отгрузки при благоприятных погодных условиях занимает около двух недель.

В отсутствие береговых причальных сооружений и малых глубин у Мыс-Каменного эта схема была признана оптимальной с технологической и экономической точек зрения, благополучно прошла экологическую экспертизу и процедуру общественных слушаний. Так же нефть будет отгружаться следующим летом, а уже в 2016 году должен быть введен в эксплуатацию ледовый терминал башенного типа (ALT), который позволит вести круглогодичную отгрузку напрямую в крупные морские танкеры.

БАШЕННОЕ БУДУЩЕЕ

Использование морских терминалов — достаточно распространенная практика в мире: они эффективны, надежны и безопасны. Однако объектов, аналогичных тому, что будет работать в акватории Обской губы у Мыс-Каменного, на сегодня немного: «Манхэттен» на Аляске, «Варандей» в Баренцевом море и «Де-Кастри» на Сахалине. Уникальность — в условиях работы терминалов, в том числе Новопортовского.

Температура воздуха у побережья Обской губы в районе Каменного опускается ниже —50 градусов, толщина льда превышает 1,5 м при глубине менее 11 м. Чтобы преодолеть эти ограничения, при проектировании терминала закладывались самые современные технологические решения.

Например, для учета влияния ледовой ситуации в акватории Обской губы будут использованы результаты математического и натурного моделирования. Монтировать терминал придется исключительно в период летней навигации — то есть три месяца в год, причем в условиях практически полного отсутствия развитой транспортной и промышленной инфраструктуры.

В рамках проекта предстоит также построить две нитки нефтепровода: трехкилометровый надземный участок от ПСП до береговой линии диаметром 720 мм и подводный — от берега до терминала диаметром 720 мм и общей протяженностью 7,9 км. Планируется, что ледовый терминал мощностью 40 тыс. тонн нефти в сутки будет построен к концу 2015 года. Запланированный объем инвестиций в проект «Новый Порт» на ближайшие три года — порядка 170 млрд рублей, а за весь период обустройства месторождения — более 400 млрд рублей. Однако эффективность столь крупных вложений сомнений не вызывает: новопортовская нефть востребована на мировых рынках, в первую очередь — на европейском.

ФЛОТ ПО СПЕЦЗАКАЗУ

Как и предполагалось, первая новопортовская нефть, получившая в классификаторе сортов собственное уникальное название Novy Port, отправилась к одной из компаний-владельцев НПЗ в Северо-Западной Европе. Поставки сырья с Нового Порта на этот рынок оптимальны практически по всем параметрам: это географически самый близкий к месторождению импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких как Novy Port, превосходящая по качеству не только российскую смесь Urals, но и Brent.

По информации управляющего директора компании Gazprom Neft Trading Gmbh Виталия Вяткина, сырье Новопортовского месторождения содержит более чем 45%‑ную долю средних фракций, а именно средние дистилляты востребованы в СЗЕ: «По прогнозам аналитиков, их потребление в Евросоюзе (ЕС-27) возрастет к 2025 году на 15%, до 306 млн тонн, а чистый импорт — на 15%, до 39 млн тонн».

Правда, из-за небольших пока объемов отправляющейся в Европу нефти временный вариант отгрузки не предусматривает промежуточной перевалки, которая заложена в постоянной круглогодичной схеме. Сейчас морские танкеры после загрузки направляются в Мурманск только для прохождения таможенных и пограничных процедур.

Для работы по временной схеме на основе договора тайм-чартера арендованы два однотипных танкера «Совкомфлота», работающие под флагом Российской Федерации. Однако полным ходом идет и подготовка флота для круглогодичного вывоза. Как сообщили в Gazprom Neft Trading Gmbh, с «Совкомфлотом» уже согласована долгосрочная аренда трех специализированных танкеров ледового класса Arc 7 для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Речь идет о строительстве абсолютно новых судов под проект, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 м, осадкой 9 м, грузоподъемностью около 35 тыс. тонн и оборудованных носовым погрузочным устройством, что дает возможность загружать сырье с башенного терминала. Начать эксплуатировать первый танкер планируется в середине 2016 года.

Освоению месторождений Крайнего Севера как на суше, так и на море отведена важная роль в долгосрочной стратегии развития «Газпром нефти». Уже несколько лет мы работаем над созданием на севере ЯНАО нового кластера добычи.

В него входят сложные и капиталоемкие проекты, ведь отсутствие инфраструктуры и суровые климатические условия требуют индивидуального подхода к каждому из них. Однако именно эти месторождения в ближайшем будущем станут точкой роста, которая внесет важный вклад в увеличение добычи «Газпром нефти» до 100 млн тонн нефтяного эквивалента в год.

Начало летней отгрузки нефти Novy Port открывает новый канал транспортировки сырья — по морю. Полученный опыт использования этого маршрута поможет нам реализовать все намеченные планы и в 2016 году приступить к круглогодичной промышленной разработке Новопортовского месторождения.

АЛЕКСАНДР ДЮКОВ,
председатель правления «Газпром нефти»

НОВОПОРТОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО. Расположено на полуострове Ямал. Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа (с учетом палеозойских отложений).

В прошлом году компания «Газпром нефть Новый Порт» (оператор проекта, дочернее предприятие «Газпром нефти») завершила программу бурения в рамках опытно-промышленной эксплуатации месторождения. Летом 2014 года на месторождении началось выполнение программы эксплуатационного бурения. Промышленная полномасштабная разработка «Нового Порта» начнется в 2016 году.