Экспортная составляющая

Экспортная составляющая

Стратегия продвижения битумных материалов «Газпром нефти» за рубежом

Текст: Ирина Ушакова

«Газпром нефть» имеет неплохие шансы стать заметным игроком даже на самых требовательных и конкурентных битумных рынках мира. Новые возможности появились с развитием производства высокотехнологичных битумных материалов

Мировые потребности

Емкость мирового битумного рынка сегодня — чуть более 100 млн тонн, при этом потенциал роста достаточно высок. По прогнозам экспертов, мировой спрос на битумы к 2016 году составит 106 млн тонн, к 2018-му — 116 млн тонн, к 2020-му — 120 млн тонн. Основные центры потребления — традиционные в нынешней экономической ситуации практически для любой отрасли: примерно третья часть приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китай и Индию), столько же — на страны Северной Америки. Из оставшейся трети большую часть битума потребляет Европа, в числе крупных рынков также Ближний Восток и Африка, причем это растущие регионы. Что касается производства, то самый большой объем нефтяных битумов выпускает США — более 38 млн тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года — только 5,4 млн тонн в год. Однако, несмотря на столь серьезные масштабы производства битумов в России (из которого 4,9 млн тонн — дорожные битумы), большая часть продукции идет на внутренний рынок.

Что касается экспорта, то из стран, не входящих в постсоветское пространство, поток российского битумного экспорта активно проходил лишь через Монголию (10%). Европа — привлекательный рынок, но конкуренция на нем крайне высока, да и своих производителей здесь хватает: на страны Старого Света приходится 17% мирового производства битума. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона на карте российских поставок битума до недавнего времени практически отсутствовали. Однако ни европейские, ни азиатские рынки не закрыты для российских производителей битума: очевидный потенциал в поставках высокотехнологичных продуктов, в первую очередь полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).

В Европе применение модифицированного битума в среднем составляет 10% от дорожного материала, в США и Китае этот показатель выше: доля ПБВ в объеме битумных вяжущих для дорожного строительства — 15%. В России этот показатель пока не превышает 3%, однако для российского рынка и это существенный прогресс: с 2009 по 2014 год объем выпуск ПБВ в РФ увеличился в семь раз — до 148 тыс. тонн.

«Газпром нефть» все эти пять лет выступала (и продолжает выступать) в роли одного из основных двигателей процесса развития сегмента модифицированных битумов на российском рынке. Строительство установки ПБВ и битумных эмульсий на Омском НПЗ, приобретение «Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов», запуск совместного производства с TOTAL на Московском нефтеперерабатывающем заводе — все это вывело компанию в 2014 году в лидеры российского рынка ПБВ. При этом появление центров производства высокотехнологичной продукции на направлениях, удобных для выхода с ней за рубеж, создало очевидные предпосылки для экспорта. Наиболее удобные логистические пути организованы в страны Европы и Средней Азии.

Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) — материалы на основе традиционных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификатора. ПБВ по сравнению с традиционным битумом имеет лучшие показатели качества: повышенную сопротивляемость к деформации; улучшенные свойства при высоких и низких температурах; повышенное сопротивление старению.

Заграничные перспективы

Первые шаги в реализации экспортной стратегии компания «Газпромнефть — Битумные материалы» сделала на среднеазиатские рынки: в Таджикистан, Киргизию, Монголию, то есть отрабатывались традиционные для российских производителей битума направления, в том числе с высокотехнологичным продуктом — ПБВ.

В отличие от азиатского направления рынок Центральной Европы сегодня характеризуется как большим количеством игроков, так и большим спросом. При этом местные производители на локальных рынках поддерживают достаточно высокий уровень цен на битумную продукцию, поэтому потребители открыты для сотрудничества и сами активно ищут новых партнеров. Правда, и требования к качеству битумных материалов у европейских дорожников также достаточно жестки.

Впрочем, качество продукции «Газпром нефти» ничем не уступает европейским аналогам. Например, производство высокотехнологичных битумных материалов рязанского завода соответствует европейским стандартам и успешно прошло EN-сертификацию. В рамках отработки перспективных европейских направлений первые пробные партии полимерно-битумных вяжущих были отправлены в Чехию, Италию, Литву, Эстонию, Турцию. И результаты уже есть.

На основе тестов вяжущего российского производства, проведенных в Чехии специалистами одного из ведущих строительных холдингов Европы — строительного концерна Strabag и государственных лабораторий, с начала 2015 года организованы регулярные поставки ПБВ-60.

В Италии первым клиентом «Газпромнефти — Битумные материалы» стал один из крупнейших европейских производителей кровельных и гидроизоляционных материалов — компания Technonicol Italia. Сотрудничество с Technonicol Italia — это продолжение работы с холдингом «ТехноНиколь», с российским представительством которого «Газпромнефть — БМ» уже не первый год тесно сотрудничает и зарекомендовала себя как надежного поставщика высококачественных битумных материалов. Российский модифицированный битум, производящийся для итальянцев по специальной рецептуре, будет применяться в производстве битумно-полимерных рулонных материалов для промышленного и малоэтажного строительства.

Еще один потенциальный и интересный потребитель российского ПБВ — Турция. Турецкая сертифицирующая лаборатория уже выдала заключение о соответствии вяжущего производства «Газпромнефти — БМ» национальным стандартам.

Фото: LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES/FOTOBANK

Удачная локализация

Работа на зарубежных рынках возможна не только за счет поставок с российских заводов. Еще один эффективный инструмент экспансии — локализация за счет строительства или покупки готовых производств в странах с серьезными рыночными перспективами. Именно такой подход позволил «Газпром нефти» сохранить казахский рынок после ограничения ввоза битума из России. В начале 2013 года компания приобрела ТОО «Битумный завод» в южной части республики — вблизи Шымкента. Это новый современный технологический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2011 году и географически очень удобно расположенный с точки зрения близости к Омскому НПЗ компании, то есть собственному источнику сырья для производства битума. За счет вовремя проведенной локализации сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» остается заметным игроком на емком и перспективном рынке Казахстана. Правда, речь идет не о ПБВ, а о традиционных материалах. Но, по оценке генерального директора «Газпромнефти — БМ» Дмитрия Орлова, у модифицированного битума в Казахстане тоже есть будущее: «Благодаря активному дорожному строительству премиальные продукты на казахском рынке имеют большой потенциал. К тому же ограничения поставок не распространяются на высокотехнологичные продукты, и первая партия ПБВ в адрес дорожников Казахстана с Омского НПЗ уже отправлена. Когда рынок модифицированных битумов в Казахстане сформируется, рассмотрим вопрос организации производства здесь».

Логистические возможности

Организация поставок битума — в особенности в удаленные регионы — это вопрос не только маркетинга и качества, для этого необходимо иметь в арсенале набор современных и эффективных логистических решений. При использовании традиционных видов транспортировки на дальние расстояния битум остывает, что приводит к необходимости его многочисленных разогревов и, как следствие, к ухудшению качественных характеристик. Поэтому периметр использования наливного продукта ограничен десятками, максимум несколькими сотнями километров.

Технологий транспортировки полимерного битума на дальние расстояния у «Газпромнефти — БМ» несколько. Один из самых удобных вариантов упаковки — кубовые картонные среднетоннажные контейнеры кловертейнеры. Причем эта тара удобна и для производителей, и для потребителей, обеспечивая бесперебойную работу асфальтобетонных заводов: вне сезона битум в кловертейнерах накапливается в несколько ярусов, а затем по мере необходимости плавится и используется по назначению. В зависимости от потребностей и пожеланий потребителей возможности компании позволяют использовать и другие варианты фасовки (как, например, мягкая упаковка — биг-бэги), которые максимально адаптированы к европейским стандартам и обеспечивают удобство доставки всеми видами транспорта.

В общем — выбор фасовки зависит от потребностей и законодательной базы стран экспортного направления. Для примера: в Италию битум поставляется в биг-бэгах для снижения издержек по утилизации.

База позволяет

Безусловно, стратегическая направленность битумного сегмента «Газпром нефти» на внутренний рынок сохраняется. С учетом планов развития дорожной сети страны этот приоритет полностью обоснован. Однако и интерес к российскому битуму на зарубежных рынках растет. В первую очередь — в странах постсоветского пространства. В перспективе возможен и выход на рынки регионов стран с активно развивающейся экономикой, как, например, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, — туда битум в кловертейнерах можно отправлять морем. Компания также оценивает возможности поставки на китайский рынок.

При этом не менее важны поставки по уже налаженным экспортным каналам — в Таджикистан, Киргизию, Монголию. Главная цель в Европе — стать максимально конкурентоспособными для потребителей, наращивать объемы, в том числе — вовлекая в периметр поставок новые страны, работая в рамках долгосрочных контрактов. Существующая сегодня у «Газпромнефти — БМ» производственная база все это позволяет.

«Газпромнефть — битумные материалы»

Фото: LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES/FOTOBANK

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации битумной продукции. Создано в октябре 2014 года. Компания занимает лидирующие позиции на битумном рынке России. В 2014 году объем продаж «Газпромнефтью — БМ» битумных материалов составил 1,8 млн тонн. Производственные мощности расположены в Москве, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии. Компания производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), полимерно модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf), битумные эмульсии и битумные мастики.

«Газпром нефть» осуществляет поставки битумных материалов в регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья различными видами транспорта. На производствах в Омске, Ярославле и Рязани организованы линии по затариванию битумной продукции, что позволяет обеспечить транспортировку в удаленные и труднодоступные регионы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ