Экспортная составляющая

Экспортная составляющая

Стратегия продвижения битумных материалов «Газпром нефти» за рубежом

Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) — материалы на основе традиционных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификатора. ПБВ по сравнению с традиционным битумом имеет лучшие показатели качества: повышенную сопротивляемость к деформации; улучшенные свойства при высоких и низких температурах; повышенное сопротивление старению.

Фото: LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES/FOTOBANK

«Газпромнефть — битумные материалы»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации битумной продукции. Создано в октябре 2014 года. Компания занимает лидирующие позиции на битумном рынке России. В 2014 году объем продаж «Газпромнефтью — БМ» битумных материалов составил 1,8 млн тонн. Производственные мощности расположены в Москве, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии. Компания производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), полимерно модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf), битумные эмульсии и битумные мастики.

«Газпром нефть» осуществляет поставки битумных материалов в регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья различными видами транспорта. На производствах в Омске, Ярославле и Рязани организованы линии по затариванию битумной продукции, что позволяет обеспечить транспортировку в удаленные и труднодоступные регионы.

Битумные материалы «Газпром нефти» востребованы за рубежом

«Газпром нефть» имеет неплохие шансы стать заметным игроком даже на самых требовательных и конкурентных битумных рынках мира. Новые возможности появились с развитием производства высокотехнологичных битумных материалов

Текст: Ирина Ушакова

Мировые потребности

Емкость мирового битумного рынка сегодня — чуть более 100 млн тонн, при этом потенциал роста достаточно высок. По прогнозам экспертов, мировой спрос на битумы к 2016 году составит 106 млн тонн, к 2018-му — 116 млн тонн, к 2020-му — 120 млн тонн. Основные центры потребления — традиционные в нынешней экономической ситуации практически для любой отрасли: примерно третья часть приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китай и Индию), столько же — на страны Северной Америки. Из оставшейся трети большую часть битума потребляет Европа, в числе крупных рынков также Ближний Восток и Африка, причем это растущие регионы. Что касается производства, то самый большой объем нефтяных битумов выпускает США — более 38 млн тонн в год; для сравнения: в России по результатам 2014 года — только 5,4 млн тонн в год. Однако, несмотря на столь серьезные масштабы производства битумов в России (из которого 4,9 млн тонн — дорожные битумы), большая часть продукции идет на внутренний рынок.

Что касается экспорта, то из стран, не входящих в постсоветское пространство, поток российского битумного экспорта активно проходил лишь через Монголию (10%). Европа — привлекательный рынок, но конкуренция на нем крайне высока, да и своих производителей здесь хватает: на страны Старого Света приходится 17% мирового производства битума. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона на карте российских поставок битума до недавнего времени практически отсутствовали. Однако ни европейские, ни азиатские рынки не закрыты для российских производителей битума: очевидный потенциал в поставках высокотехнологичных продуктов, в первую очередь полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).

В Европе применение модифицированного битума в среднем составляет 10% от дорожного материала, в США и Китае этот показатель выше: доля ПБВ в объеме битумных вяжущих для дорожного строительства — 15%. В России этот показатель пока не превышает 3%, однако для российского рынка и это существенный прогресс: с 2009 по 2014 год объем выпуск ПБВ в РФ увеличился в семь раз — до 148 тыс. тонн.

«Газпром нефть» все эти пять лет выступала (и продолжает выступать) в роли одного из основных двигателей процесса развития сегмента модифицированных битумов на российском рынке. Строительство установки ПБВ и битумных эмульсий на Омском НПЗ, приобретение «Рязанского опытного завода нефтехимпродуктов», запуск совместного производства с TOTAL на Московском нефтеперерабатывающем заводе — все это вывело компанию в 2014 году в лидеры российского рынка ПБВ. При этом появление центров производства высокотехнологичной продукции на направлениях, удобных для выхода с ней за рубеж, создало очевидные предпосылки для экспорта. Наиболее удобные логистические пути организованы в страны Европы и Средней Азии.

Заграничные перспективы

Первые шаги в реализации экспортной стратегии компания «Газпромнефть — Битумные материалы» сделала на среднеазиатские рынки: в Таджикистан, Киргизию, Монголию, то есть отрабатывались традиционные для российских производителей битума направления, в том числе с высокотехнологичным продуктом — ПБВ.

В отличие от азиатского направления рынок Центральной Европы сегодня характеризуется как большим количеством игроков, так и большим спросом. При этом местные производители на локальных рынках поддерживают достаточно высокий уровень цен на битумную продукцию, поэтому потребители открыты для сотрудничества и сами активно ищут новых партнеров. Правда, и требования к качеству битумных материалов у европейских дорожников также достаточно жестки.

Впрочем, качество продукции «Газпром нефти» ничем не уступает европейским аналогам. Например, производство высокотехнологичных битумных материалов рязанского завода соответствует европейским стандартам и успешно прошло EN-сертификацию. В рамках отработки перспективных европейских направлений первые пробные партии полимерно-битумных вяжущих были отправлены в Чехию, Италию, Литву, Эстонию, Турцию. И результаты уже есть.

На основе тестов вяжущего российского производства, проведенных в Чехии специалистами одного из ведущих строительных холдингов Европы — строительного концерна Strabag и государственных лабораторий, с начала 2015 года организованы регулярные поставки ПБВ-60.

В Италии первым клиентом «Газпромнефти — Битумные материалы» стал один из крупнейших европейских производителей кровельных и гидроизоляционных материалов — компания Technonicol Italia. Сотрудничество с Technonicol Italia — это продолжение работы с холдингом «ТехноНиколь», с российским представительством которого «Газпромнефть — БМ» уже не первый год тесно сотрудничает и зарекомендовала себя как надежного поставщика высококачественных битумных материалов. Российский модифицированный битум, производящийся для итальянцев по специальной рецептуре, будет применяться в производстве битумно-полимерных рулонных материалов для промышленного и малоэтажного строительства.

Еще один потенциальный и интересный потребитель российского ПБВ — Турция. Турецкая сертифицирующая лаборатория уже выдала заключение о соответствии вяжущего производства «Газпромнефти — БМ» национальным стандартам.

Удачная локализация

Работа на зарубежных рынках возможна не только за счет поставок с российских заводов. Еще один эффективный инструмент экспансии — локализация за счет строительства или покупки готовых производств в странах с серьезными рыночными перспективами. Именно такой подход позволил «Газпром нефти» сохранить казахский рынок после ограничения ввоза битума из России. В начале 2013 года компания приобрела ТОО «Битумный завод» в южной части республики — вблизи Шымкента. Это новый современный технологический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2011 году и географически очень удобно расположенный с точки зрения близости к Омскому НПЗ компании, то есть собственному источнику сырья для производства битума. За счет вовремя проведенной локализации сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» остается заметным игроком на емком и перспективном рынке Казахстана. Правда, речь идет не о ПБВ, а о традиционных материалах. Но, по оценке генерального директора «Газпромнефти — БМ» Дмитрия Орлова, у модифицированного битума в Казахстане тоже есть будущее: «Благодаря активному дорожному строительству премиальные продукты на казахском рынке имеют большой потенциал. К тому же ограничения поставок не распространяются на высокотехнологичные продукты, и первая партия ПБВ в адрес дорожников Казахстана с Омского НПЗ уже отправлена. Когда рынок модифицированных битумов в Казахстане сформируется, рассмотрим вопрос организации производства здесь».

Логистические возможности

Организация поставок битума — в особенности в удаленные регионы — это вопрос не только маркетинга и качества, для этого необходимо иметь в арсенале набор современных и эффективных логистических решений. При использовании традиционных видов транспортировки на дальние расстояния битум остывает, что приводит к необходимости его многочисленных разогревов и, как следствие, к ухудшению качественных характеристик. Поэтому периметр использования наливного продукта ограничен десятками, максимум несколькими сотнями километров.

Технологий транспортировки полимерного битума на дальние расстояния у «Газпромнефти — БМ» несколько. Один из самых удобных вариантов упаковки — кубовые картонные среднетоннажные контейнеры кловертейнеры. Причем эта тара удобна и для производителей, и для потребителей, обеспечивая бесперебойную работу асфальтобетонных заводов: вне сезона битум в кловертейнерах накапливается в несколько ярусов, а затем по мере необходимости плавится и используется по назначению. В зависимости от потребностей и пожеланий потребителей возможности компании позволяют использовать и другие варианты фасовки (как, например, мягкая упаковка — биг-бэги), которые максимально адаптированы к европейским стандартам и обеспечивают удобство доставки всеми видами транспорта.

В общем — выбор фасовки зависит от потребностей и законодательной базы стран экспортного направления. Для примера: в Италию битум поставляется в биг-бэгах для снижения издержек по утилизации.

База позволяет

Безусловно, стратегическая направленность битумного сегмента «Газпром нефти» на внутренний рынок сохраняется. С учетом планов развития дорожной сети страны этот приоритет полностью обоснован. Однако и интерес к российскому битуму на зарубежных рынках растет. В первую очередь — в странах постсоветского пространства. В перспективе возможен и выход на рынки регионов стран с активно развивающейся экономикой, как, например, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, — туда битум в кловертейнерах можно отправлять морем. Компания также оценивает возможности поставки на китайский рынок.

При этом не менее важны поставки по уже налаженным экспортным каналам — в Таджикистан, Киргизию, Монголию. Главная цель в Европе — стать максимально конкурентоспособными для потребителей, наращивать объемы, в том числе — вовлекая в периметр поставок новые страны, работая в рамках долгосрочных контрактов. Существующая сегодня у «Газпромнефти — БМ» производственная база все это позволяет.

Развитие экспортного направления и в первую очередь экспорта ПБВ свидетельствует о том, что качество выпускаемой на наших мощностях битумной продукции не уступает по качеству широко применяемым за рубежом аналогам. Для достижения показателей, определенных долгосрочной стратегией битумного бизнеса «Газпром нефти» до 2025 года, мы планируем и дальше совершенствовать технологии производства и рецептуры наших материалов, а также качество сервиса, предоставляемого нашим партнерам как в России, так и за рубежом.

Дмитрий Орлов,
генеральный директор «Газпромнефти — битумные материалы»: