Эксклюзивные отношения

Эксклюзивные отношения

Сотрудничество «Газпромнефть-Аэро» с компаниями стран Персидского залива

Фото: Александр Таран, DUBAI AIRPORTS MEDIA

Как уже писала «СН», с марта компания «Газпромнефтъ-Аэро» приступила к заправкам регулярных рейсов авиакомпании flydubai в международном аэропорту Манас в Бишкеке. Это стало еще одним шагом в развитии отношений оператора авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» с авиакомпаниями стран Персидского залива — региона с одним из самых перспективных рынков авиаперевозок в мире

Текст: Игорь Свириз

Ближневосточный рывок

В мире существует несколько ключевых для развития глобальной системы авиаперевозок рынков. Еще два десятка лет назад никому и в голову бы не пришло включать в этот список Ближний Восток. Сегодня темп прироста пассажирского трафика на ближневосточном рынке — наивысший в мире (10,6%). Даже в Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель на треть ниже (7,7%), в Европе — вдвое (5,5%), в Северной Америке — впятеро (1,9%)*.

Легко оценить темпы развития ближневосточного авиарынка и по динамике изменений крупнейшего авиаузла региона — аэропорта Дубай. В 1998 году пропускная способность дубайского аэропорта составляла 11 млн пассажиров в год, сегодня это седьмой аэропорт мира по пассажиропотоку (66 432 000 пассажиров за 2014 год). Исходя из планов развития на ближайшие три года, аэропорт должен войти в тройку лидеров, обогнав лондонский узел, обслуживший в 2014 году более 72 млн пассажиров. В инфраструктуру аэропорта Дубай предполагается вложить $32 млрд, увеличив количество взлетно-посадочных полос до четырех (длиной по 4,5 км), организовав 400 стоянок для самолетов, включая 200 для гигантских А380 — с телетрапами.

При этом ближневосточные аэропорты не просто хабы для обслуживания сторонних авиаперевозчиков. По некоторым операционным показателям национальные авиакомпании стран Персидского залива уверенно обходят даже самых крупных мировых игроков, причем это показатели, в первую очередь и определяющие привлекательность авиакомпаний для поставщиков авиатоплива. Дело в том, что все крупнейшие аэропорты региона развиваются как стыковочные узлы при организации перевозок между разными частями света, и авиакомпании, базирующиеся в них, обслуживают в основном дальние магистрали. Поэтому по такому показателю, как пассажирообо-рот, все лидеры ближневосточного рынка авиаперевозок уверенно входят в мировой топ-30, а Emirates и вовсе в пятерке крупнейших перевозчиков. А чем больше процент дальнемагистральных рейсов, тем больше потребление керосина на рейс и обширнее география полетов. Для россиян аэропорты стран Персидского залива уже стали вполне привычными пересадочными пунктами при полетах на «зимние» курорты. Да и отдых в самих Объединенных Арабских Эмиратах пользуется популярностью у россиян за счет относительной близости страны, удобной логистики и политической стабильности. Особенно когда из-за проблем с безопасностью теряют популярность некогда топовые бюджетные североафриканские направления. Все крупнейшие авиакомпании стран Персидского залива летают в Россию, и все эти рейсы заправляет «Газпромнефть-Аэро». Более того, оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» сумел организовать заправку российских авиакомпаний и в аэропортах стран Персидского залива.

Эффект бренда

То, что именно «Газпромнефть-Аэро» — единственный из авиатопливных операторов российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), сумевший выйти на ближневосточный рынок, не удивительно. Реселлингом, то есть заправкой своих клиентов на зарубежных направлениях сторонним ресурсом через местных партнеров, в России, кроме дочки «Газпром нефти», не занимается никто из ВИНК. Но рынок стран Персидского залива достаточно закрыт, допускаются на него только проверенные и статусные сторонние компании. Наладить деловые отношения с компанией ENOC** — одним из лидеров рынка авиатоп-ливообеспечения ОАЭ — позволила репутация надежного партнера, подтвержденная основным клиентом топливного оператора аэропорта Дубай — Emirates Airlines.

Сегодня «Газпромнефть-Аэро» ведет заправки самолетов российских авиакомпаний в семи аэропортах ОАЭ. Основные площадки — два аэропорта Дубая, а основные клиенты — группа компаний «Волга-Днепр» и «Трансаэро». В конце прошлого года к этим двум традиционным для авиатопливной дочки «Газпром нефти» контрагентам добавились «Уральские авиалинии» и «Ройял Флайт», летающие в аэропорты Дубая и Рас-эль-Хаймы.

В 2013 году «Газпром нефть» в аэропортах Эмиратов реализовала 3,5 тыс. тонн авиатоплива, в 2014-м — уже 8,5 тыс. тонн. Но этим эффект от выхода на ближневосточный рынок авиазаправок для «Газпром нефти» не ограничился.

Так же как Emirates, в свое время оценив качество сервиса «Газпромнефть-Аэро», помогла российской компании наладить отношения со своим главным поставщиком ENOC, уже сам авиатопливный оператор дубайского авиаузла вывел партнера на своих крупных клиентов — Air India, возвращающегося на российский рынок, и Qatar Airways. Заправки флагмана индийского рынка авиаперевозок и катарского перевозчика «Газпромнефть-Аэро» начало в 2014 году, доведя общий объем реализации топлива ближневосточному пулу почти до 57 тыс. тонн керосина, с учетом заправок Emirates в Пулково.

Конечно, в нынешних экономических условиях надеяться на серьезный рост объема заправок и авиакомпаний стран Персидского залива в России и россиян на Ближнем Востоке вряд ли приходится. Но, как заявляют в «Газпромнефть-Аэро», и предпосылок к снижению пока также нет. Более того, определенный потенциал развития направления заложен в организации сотрудничества с авиакомпаниями негласного «арабского альянса» (Gulf Air, Royal Jordanian Airlines, Air Arabia, Egypt Air), которые регулярно летают в Россию. Начало заправок flydubai в Бишкеке показало, что возможности сотрудничества не ограничиваются только московским авиаузлом. В первую очередь это относится к заправкам грузовых самолетов, работающих на транссибирских линиях.

«Развитие сотрудничества с flydubai стало очередным подтверждением того, что качество топлива и сервиса, предоставляемых „Газпромнефть-Аэро“, соответствует лучшим мировым стандартам, — отметил генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — Мы планируем и в дальнейшем налаживать партнерские отношения с авиакомпаниями из стран Персидского залива, а также укреплять лидерские позиции на российском рынке авиа-топливообеспечения».

— Заинтересован ли ENOC в развитии бизнеса в России, чем привлекателен этот рынок и существуют ли какие-то сложности на этом направлении?
— На протяжении последних лет мы активно осваивали новые рынки, в основном Азиатско-Тихоокеанского региона. Работа в Москве через «Газпромнефть-Аэро» — это наш первый опыт выхода в Европу, и опыт успешный. Потенциал сотрудничества Ближнего Востока и России в сфере авиаперевозок всегда был высок, причем речь идет и о пассажирском, и о грузовом сегменте. Этот потенциал сохраняется и сегодня. А что касается сложностей, то единственная проблема в России для авиакомпаний — наших клиентов — это жесткие требования к документации со стороны налоговых служб и администраций аэропортов.
— Какие аэропорты России наиболее интересны для вас?
— Сейчас наше основное внимание сосредоточено на московском авиаузле, аэропортах Домодедово и Шереметьево, — как на объектах с наибольшим потенциалом роста потребления топлива.
— Устраивает ли вас качество топлива и сервиса, которое предоставляет «Газпромнефть-Аэро»?
— С этим нет никаких проблем. Наши партнеры профессиональны. К тому же мы видим, что наши партнеры так же амбициозны, как мы, у нас очень схожи стратегии международного развития. Это во многом и стало основным критерием выбора «Газпромнефть-Аэро» в качестве нашего партнера в России. У нас отлично налажены коммуникации, и сегодня мы не видим смысла искать какую-либо альтернативу этому сотрудничеству.

Фарид Аль Бастаки,
старший менеджер по продажам авиационного топлива компании ENOC

«Газпромнефть-АЭРО»

Дочернее предприятие компании «Газпром нефть». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива «в крыло» компания ведет с 1 января 2008 года. С декабря 2008 года «Газпромнефть-Аэро» является стратегическим партнером Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области авиатопливообеспечения.

В 2014 году компания подтвердила статус лидера российского рынка розничной реализации авиатоплива: объем заправок в крыло превысил 2,6 млн тонн, увеличившись на 20% по сравнению с 2013 годом. Общий объем продаж авиатоплива компании в 2014 году вырос на 11% — до 3,7 млн тонн. В 2014 году количество авиакомпаний — партнеров «Газпромнефть-Аэро» достигло 122, география присутствия в России и мире увеличилась до 200 аэропортов. Компания обладает крупнейшей среди российских поставщиков авиатоплива собственной сбытовой сетью, насчитывающей 39 топливозаправочных комплексов в России и один в Киргизии. За рубежом в 2014 году компания реализовала 290 тыс. тонн авиатоплива, на 32% превысив результаты 2013 года.

Ближневосточные авиакомпании — клиенты «Газпромнефть-АЭРО»
Год основания 1930
Парк ВС 101
Базовый а/п Дели, Индия
Рейтинг Skytrax 2014
TOP 200 Airline by revenue (Airline business) 48
TOP 200 Passenger operations (пкм) (Airline business) (лидер Delta Airlines — 313 млн пкм) 44 (32,902 млн пкм)
Количество перевезенных пассажиров (Airline business) (лидер Delta Airlines — 164,7 млн) 15,6 млн
Средневзвешенная протяженность маршрута 2109
Маршрутная карта (кол-во а/п) 90
Год основания 2008
Парк ВС 45
Базовый а/п Дубай, ОАЭ
Рейтинг Skytrax 2014 — 
TOP 200 Airline by revenue (Airline business) 103
TOP 200 Passenger operations (пкм) (Airline business) (лидер Delta Airlines — 313 млн пкм)
Количество перевезенных пассажиров (Airline business) (лидер Delta Airlines — 164,7 млн)
Средневзвешенная протяженность маршрута
Маршрутная карта (кол-во а/п) 89
Год основания 1993
Парк ВС 147
Базовый а/п Доха, Катар
Рейтинг Skytrax 2014 2
TOP 200 Airline by revenue (Airline business) 23
TOP 200 Passenger operations (пкм) (Airline business) (лидер Delta Airlines — 313 млн пкм) 19 (82,438 млн пкм)
Количество перевезенных пассажиров (Airline business) (лидер Delta Airlines — 164,7 млн) 19,4 млн
Средневзвешенная протяженность маршрута 4249
Маршрутная карта (кол-во а/п) 146
Год основания 1985
Парк ВС 221
Базовый а/п Дубай, ОАЭ
Рейтинг Skytrax 2014 4
TOP 200 Airline by revenue (Airline business) 8
TOP 200 Passenger operations (пкм) (Airline business) (лидер Delta Airlines — 313 млн пкм) 3 (215,353 млн пкм)
Количество перевезенных пассажиров (Airline business) (лидер Delta Airlines — 164,7 млн) 44,5 млн
Средневзвешенная протяженность маршрута 4839
Маршрутная карта (кол-во а/п) 142
Год основания 2003
Парк ВС 102
Базовый а/п Абу Даби, ОАЭ
Рейтинг Skytrax 2014 9
TOP 200 Airline by revenue (Airline business) 28
TOP 200 Passenger operations (пкм) (Airline business) (лидер Delta Airlines — 313 млн пкм) 28 (55,500 млн пкм)
Количество перевезенных пассажиров (Airline business) (лидер Delta Airlines — 164,7 млн) 11,5 млн
Средневзвешенная протяженность маршрута 4826
Маршрутная карта (кол-во а/п) 120

* По данным Airline Business на август 2014 года
** ENOC — Emirates National Oil Company, глобальная энергетическая группа, находящаяся в собственности правительства эмирата Дубай

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ