Черноморские виды

Черноморские виды

«Газпромнефть Марин Бункер» укрепляет позиции в перспективном регионе

Текст: Дарья Яковлева
Инфографика: Рамблер Инфографика / Людмила Алхазова, Евгений Иванов

Рынок морских перевозок Азово-Черноморского бассейна по итогам 2014 года стал одним из самых быстрорастущих в стране. А «Газпром нефть» завоевала статус бункеровщика № 1 в регионе, причем за счет бизнес-решений, принятых в не лучшие для черноморских портов времена. Пополнение флота компании новым крупнотоннажным танкером-бункеровщиком — еще один шаг в направлении создания единого технологического цикла бункеровки с центром в Новороссийске

Кризис в помощь

Несмотря на предкризисные тенденции, в 2014 году российские морские порты сработали в плюс, прибавив к объему перевалки 2013-го 5% — 619 млн тонн грузов. При этом по данным Ассоциации морских торговых портов, основной вклад в положительную динамику внесли порты Дальневосточного (+12,3%) и Азово-Черноморского (+11,2%) бассейнов. Но если в Приморье можно говорить о сохранении положительной динамики, то перевалочный комплекс Черного и Азовского морей в 2013 году показал самые слабые результаты, став единственным регионом, сработавшим в минус. В основном это было связано с ухудшением показателей самого крупного черноморского порта — новороссийского, который, занимая более чем 60%-ную долю от общего грузооборота бассейна, играет определяющую роль в регионе. Однако, судя по всему, кризис удалось преодолеть, и в 2014 году грузооборот порта Новороссийск увеличился до 121,5 млн т (+8%). По оценке эксперта трансконтинентальной логистической компании TMBC LOGISTICS INC Александра Булыгина, объем экспортных грузов, проходящих через южные порты РФ, будет увеличиваться на протяжении всего 2015 года. Он связывает это прежде всего со смещением торговли в сторону стран Ближнего Востока и Турции на фоне сокращения товарооборота со странами Европейского союза. Кроме того, в качестве одного из существенных факторов роста экспортных объемов перевалки через Новороссийск отраслевые аналитики называют политические причины, заставившие уйти ряд российских экспортеров из портов Украины. Первые месяцы 2015 года подтверждают эти прогнозы — порты АзовоЧерноморского бассейна показали лучшую динамику в стране, став лидирующим направлением перевалки грузов в России.

Соответствующие тенденции отмечаются и на бункерном рынке региона. По информации директора черноморского управления «Газпромнефть Марин Бункера» Юрия Карпенко, емкость бункерного рынка Черного моря (в основном это тяжелое судовое топливо, более 90% — мазут) по итогам 2014 года выросла почти на четверть по сравнению с 2013 годом. Эксперт объясняет это ростом объема перевалки наливных и насыпных грузов — преимущественно зерна. Кроме того, Юрий Карпенко связывает положительные тенденции с увеличением количества судозаходов крупнотоннажных судов в черноморские порты и активной работой Керченской паромной переправы — единственной сегодня транспортной связи России с Крымом и ростом рынка Сочи за счет обеспечения топливом пассажирских судов в период проведения зимней Олимпиады.

Фото: Денис Синяков

Порты Азово-Черноморского бассейна в 2015 году

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ (с учетом портов Крыма и стивидоров Севастополя) по итогам января-февраля 2015 года увеличился на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 34 млн тонн. Рост перевалки грузов отмечен у большинства портов бассейна. Порт Геленджик увеличил перевалку грузов в 3 раза, до 66,6 тыс. тонн, Кавказ — в 2,7 раза, до 2,62 млн тонн, Темрюк — в 2,1 раза, до 0,43 млн тонн, Таганрог — на 57,3%, до 0,51 млн тонн, Туапсе — на 35,2%, до 4,3 млн тонн, Новороссийск — на 11,1%, до 21,3 млн тонн.

Старт на низком рынке

Привлекательность черноморского бункерного рынка очевидна, поэтому здесь активно работают операторы, представляющие и вертикально интегрированные нефтяные компании, и крупных независимых игроков. О жесткости конкурентной борьбы говорит расстановка сил — примерно равными рыночными долями владеют «Роснефть-Бункер» и независимый «Трансбункер» (12,3 и 12,2%, соответственно), чуть меньше у еще одного независимого оператора — Южной бункерной компании (9,7%) и замыкает ведущую пятерку «ЛУКОЙЛ-Бункер» с 5,2%. В лидеры же по итогам 2014 года вышел «Газпромнефть Марин Бункер» с долей 16,4%. Причем в 2014 году компания увеличила объем реализации судового топлива в регионе сразу на 33% — до 649 тыс. тонн, из которых 559 тыс. тонн пришлись на премиальные розничные продажи.

По оценке генерального директора «Газпромнефть Марин Бункера» Андрея Васильева, ключевое решение, позволившее сделать столь мощный рывок, было принято как раз в неудачном для региона 2013 году: «Ограниченные терминальные возможности сдерживали развитие компании в этом регионе. Начать активное движение вперед позволило приобретение береговых терминальных активов «Новороснефтесервис» и «Новороссийский нефтеперевалочный комплекс». В свою очередь Юрий Карпенко напомнил, что именно «Газпромнефть Марин Бункер» стал первым среди бункерных операторов Черноморского региона, который получил разрешение на работу в морском порту Сочи, что в преддверии Олимпиады стало важным конкурентным преимуществом.

Порт Новороссийск

Новороссийск — один из крупнейших портов России. Расположен в восточной части Черного моря на берегу Новороссийской (Цемесской) бухты. Занимает выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой. Новороссийск — единственный глубоководный порт на юге России, инфраструктура которого позволяет заходить судам океанского класса. Незамерзающая Цемесская бухта обеспечивает круглогодичную работу, а укрепительные сооружения и волнорезы позволяют минимизировать время вынужденных простоев из-за погодных условий.

Фото: Денис Синяков

Оценивая возможности развития в регионе, Андрей Васильев говорит об организации логистической связи новороссийских активов компании с одним из крупнейших портов Черного моря в Европе — Констанцой, где в том же 2013 году «Газпром нефть» приобрела румынскую Marine Bunker Balkan S.A.Сегодня компания вышла на стабильный объем бункеровок, который составляет в среднем половину потребления в порту Констанцы.

По мнению господина Васильева, отладив логистическую цепочку между Новороссийском и Констанцой, «Газпромнефть Марин Бункер» сможет двигаться дальше в Европу, до Хорватии и Австрии. Этот шаг — один из элементов стратегии развития компании, предполагающей ее трансформацию в крупного международного игрока с объемом реализации за рубежом более 3,5 млн тонн топлива. Достижение этой цели вряд ли возможно без развития собственного мощного и эффективного бункеровочного флота.

Омск для Черного моря

Крупнотоннажный бункеровщик «Газпромнефть Омск», приобретенный в конце 2014 года, стал девятой собственной единицей флота, находящегося под управлением компании «Газпромнефть Шиппинг», и четвертой работающей в акватории Азово-Черноморского бассейна. Судно, длиной 100 м и дедвейтом 5372 тонн, построено на верфях Engin Shipyard в Турции и предназначено в первую очередь для снабжения топливом океанских контейнеровозов и нефтяных танкеров. «Газпромнефть Омск» может без дозаправки провести до шести бункеровок, что значительно повышает оперативность поставок топлива на суда компаний-партнеров. С марта нынешнего года новый бункеровщик начал обслуживание клиентов топливом в портах Кавказ, Тамань, а также в Новороссийске, Туапсе и Сочи.

По оценкам специалистов «Газпромнефть Марин Бункера», исходя из прогнозов развития рынка, до 2025 года для работы в портах Азово-Черноморского бассейна потребуется еще два судна-бункеровщика. А в целом в стратегических планах компании увеличение собственного флота к этому времени до 24 судов.

Продолжится в 2015 году и развитие берегового комплекса компании в Новороссийске — в рамках реконструкции терминала его пропускная способность должна вырасти в два раза. Таким образом «Газпромнефть Марин Бункер» создает в крупнейшем черноморском порту единый технологический цикл бункеровки: береговая инфраструктура и бункерный флот взаи-модополняют друг друга, увеличивая тем самым показатели компании.


Танкер «Газпромнефть Омск»

Инфографика: Рамблер Инфографика / Людмила Алхазова, Евгений Иванов

«Газпромнефть Марин Бункер»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», созданное в 2007 году для организации круглогодичных поставок судовых топлив и масел для морского и речного транспорта. По итогам 2014 года компания реализовала «в борт» 3,1 млн тонн судового топлива. В состав «Газпромнефть Марин Бункера» входят девять региональных представительств и шесть дочерних обществ. Компания имеет самую обширную географию деятельности среди всех российских бункерных компаний, работая в 19 морских и 14 речных портах в России, а также в Эстонии, Латвии и Румынии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ