Рынок ждет

Тенденции развития российского рынка катализаторов основных процессов нефтепереработки

Фото: Владислав Ефимов
Мощности производства основных мировых производителей катализаторов
Анализ внешнего спроса: доля импорта и структура потребления
Анализ внешнего спроса: ключевые потребители
ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРОВ В РФ В 2014 ГОДУ
Анализ внутреннего спроса
МАКСИМАЛЬНАЯ ГОДОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НПЗ ГРУППЫ КОМПАНИЙ ГПН В КАТАЛИЗАТОРАХ К 2020 ГОДУ, ТОНН
Инфографика: Рамблер Инфографика / Татьяна Удалова

Роста спроса на катализаторы основных процессов нефтепереработки

До последнего времени рынок катализаторов вторичных процессов нефтепереработки был «пасынком» отрасли — при всей востребованности продукта об активном развитии отечественного производства речь не шла. Серьезным стимулом к изменению ситуации в ближайшее время может стать общероссийская программа модернизации НПЗ

Текст: София Зорина

Рыночное движение

Проблема необходимости увеличения глубины переработки нефти в России назрела давно — по этому показателю страна существенно отстает от среднемирового уровня. К примеру, в Европе уже сейчас средняя глубина переработки достигает 80-85% (а показатели лучших производств превышают 90%), у нас же пока только 70%. Нефтеперерабатывающих заводов, сравнимых по глубине с эффективными западными заводами, в России единицы, в их числе и Омский НПЗ.

Основная причина, подтолкнувшая в свое время западные страны к соответствующей недешевой модернизации нефтеперерабатывающих производств, — рост спроса на моторное топливо, а затем и ужесточение экологических норм. В России с запозданием развивался авторынок, вопросам экологии долгое время уделялось минимальное внимание, соответственно, инвестиции в развитие НПЗ практически не вкладывались, что привело к значительному технологическому отставанию отрасли. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась — в 2011 году было подписано четырехстороннее соглашение между крупнейшими нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом о глобальной реконструкции и модернизации ведущих НПЗ страны. Выполнение этого соглашения должно обеспечить к 2020 году рост средней по стране глубины переработки до 85%. Выдерживать сроки модернизации нефтяников заставляет Технический регламент, согласно которому уже с 1 января 2016 года должно выпускаться только топливо высшего — 5-го класса. Впрочем, и сами рыночные реалии, в первую очередь рост спроса на светлые нефтепродукты высокого качества, способствуют реализации программ, направленных на повышение глубины переработки.

Среди процессов вторичной переработки нефти, которые должны обеспечить необходимое развитие производств — каталитический крекинг, гидрокрекинг и гидроочистка. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году суммарные мощности каждого из этих процессов на отечественных НПЗ вырастут на 30-40%, а гидрокрекинга и вовсе в 2,5 раза. Соответственно, вырастет и емкость рынка катализаторов этих процессов. А высокий уровень модернизированного оборудования ограничит спрос в этом сегменте только высокотехнологичной продукцией.

Фактор спроса

Значение качества катализаторов для процессов вторичной переработки нефти трудно переоценить. При стоимости в доли процента от общей стоимости конечного продукта переработки некачественный катализатор способен привести к остановке производства на длительный срок и, значит, к многомиллионным убыткам. Именно поэтому в свое время иностранные производители без особых проблем заняли значительную долю российского рынка — известные бренды гарантировали качество и продукта, и сервиса. Сегодня на импортные поставки приходится около 70% общего объема катализаторного рынка, основные доли которого принадлежат таким мировым гигантам, как Grace (32%), BASF (15%) и Albemarle (7%). Главные российские игроки — катализаторное производство «Газпром нефти» и Салаватский катализатор-ный завод смогли отвоевать лишь по 12% рынка (данные на 2012 год). При этом ряд катализаторов, например, гидроочистки, гидрокрекинга, гидродепарафинизации либо вовсе не производятся в России, либо их характеристики не позволяют обеспечить получение топлива 5-го экологического класса.

Пока отечественная переработка, по большому счету, оставалась на уровне, достигнутом еще в 70-80-е годы прошлого века, такое положение дел не было особо критичным. Создание собственных катализаторов, способных конкурировать с лучшими импортными образцами, дело затратное, требующее участия не только бизнеса, но и государства. Это тот случай, когда купить и внедрить в производство готовое решение практически невозможно, — никто не станет помогать конкурентам. А значит, необходимы значительные инвестиции уже начиная со стадии НИОКР, за которыми последуют вложения в оборудование, технологии, маркетинг, развитие сервисного обслуживания — во все то, без чего невозможно выиграть конкурентную борьбу на таком специфическом «узком» рынке. «Для создания конкурентоспособных отечественных катализаторов необходимо проведение всесторонних научных исследований, — прокомментировала ситуацию менеджер актива блока логистики, переработки и сбыта „Газпром нефти“ Ирина Резниченко. — Промышленная реализация научных разработок требует существенных инвестиций от бизнеса. В то же время при выходе на рынок может понадобиться помощь государства в части стимулирования покупки продукции российского производства».

Тем не менее растущий спрос на высококачественное топливо вносит свои коррективы в общее положение дел. При прогнозируемом увеличении мощностей процессов вторичной переработки суммарная потребность в соответствующих катализаторах возрастет примерно в два раза. А это уже солидные объемы, способные окупить инвестиции в полномасштабное производство. «Для „Газпром нефти“ вложения в разработку и выпуск катализаторов — это возможность и решить вопрос импортозамещения, и создать в компании новое эффективное направление бизнеса», — считает Ирина Резниченко.

Модельный ряд

Сегодня «Газпром нефть» — единственная нефтяная компания в СНГ, обладающая собственным производством катализаторов каталитического крекинга. Мощность катализаторной фабрики, расположенной на Омском НПЗ, — 3 тыс. тонн катализатора в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить две установки каткрекинга на ОНПЗ и одну на московском заводе компании.

Если же говорить о перспективах, то в свете запланированного увеличения глубины переработки к 2020 году потребность нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» в катализаторах каткрекинга увеличится до 4,1 тыс. тонн в год, а всего российского рынка — примерно до 14,5 тыс. тонн с нынешних 9 тыс. тонн в год. Чтобы удовлетворить растущий спрос собственных заводов уже необходимы модернизация и расширение мощностей катализаторного производства. В свою очередь, выпуск значительных объемов катализаторов даст возможность «Газпром нефти» выйти на российский рынок с полноценным предложением.

А предложить есть что — обновление «модельного ряда» катализаторов на ОНПЗ происходит каждые четыре года. С 2010 года здесь выпускаются марки бицеолит-ного катализатора каткрекинга, разработанного технологами завода совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН. При создании этого продукта удалось разрешить серьезное противоречие — увеличить выход бензина при одновременном повышении октанового числа. По качеству, подтвержденному независимыми испытаниями, омские катализаторы находятся на уровне лучших западных аналогов. В настоящее время проходит «обкатку» новая серия катализаторов — «Авангард» — обеспечивающих повышение показателя выхода светлых нефтепродуктов.

Впрочем, очевидно, что потеснить на рынке известные бренды будет непросто — в настоящее время доля импортных катализаторов каткрекинга составляет 68%. У «иностранцев» есть весомое преимущество — для отечественных потребителей это проверенные временем поставщики. И хотя тот факт, что заводы «Газпром нефти» работают на омских катализаторах, говорит сам за себя, в компании готовы к трудностям. «Мы не можем выходить на рынок с идеей, что наши катализаторы — не хуже, чем у конкурентов, — подчеркнула Ирина Резниченко. — Выиграть можно только в том случае, если они будут лучше. В то же время у нас есть хорошее подтверждение качества — опыт наших НПЗ. Мониторинг работы наших катализаторов на промышленных установках показывает их стабильно высокую эффективность».

Но продажи — это не только сам товар, это еще и цена, и сервис. И здесь «Газпром нефти» есть на что опереться. Конкурентная стоимость катализаторов для российского рынка обеспечивается за счет низких логистических затрат, отсутствия импортных пошлин, независимостью от обменных курсов. Что же касается сопровождения и сервиса, то на ОНПЗ накоплен большой опыт мониторинга эксплуатации катализаторов, а после модернизации производства появится возможность проведения испытаний катализаторов на сырье клиента на пилотных установках.

Гидропроцессы в перспективе

Достижение целевых показателей качества и глубины переработки невозможно без применения гидропроцессов. Для производства топлива «Евро-5» со сверхнизким содержанием серы (до 10 ppm) в технологическую цепь вводятся установки гидроочистки современного уровня. Второй процесс, обеспечивающий «качество и глубину», — гидрокрекинг. Модернизация установок гидроочистки и строительство установок гидрокрекинга на омском и московском заводах «Газпром нефти» к 2020 году выведет максимальную годовую потребность в катализаторах гидропроцессов на уровень 2,4 тыс. тонн. «Газпром нефть» уже инвестировала значительные средства в разработку собственных катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга совместно с Институтом катализа Сибирского отделения РАН. Катализаторы прошли успешные испытания на пилотных установках института. В дальнейших планах — промышленные испытания.

Строительство собственного производства катализаторов гидропроцессов на ОНПЗ может не только полностью обеспечить потребности всех заводов «Газпром нефти», но и позволит компании стать активным игроком на рынке. По расчетам специалистов «Газпром нефти», задел для рыночной экспансии создаст производство 6 тыс. тонн катализаторов в год.

Поскольку модернизация затронет всю отечественную нефтепереработку, эксперты прогнозируют, что рынок катализаторов гидропроцессов в России к 2020 году вырастет более чем в два раза — до 7,5 тыс. тонн в год.

Если учесть планируемые объемы потребления ближайших соседей — Казахстана, Беларуси, Азербайджана, то цифра увеличится еще на 1,5-2 тыс. тонн. Таким образом, 6 тыс. тонн достаточно, чтобы занять примерно 50-60% российского рынка. В качестве конкурентов на котором, очевидно, будут выступать исключительно зарубежные игроки. Российские производители катализаторов гидроочистки сегодня занимают всего 10% рынка, причем их продукция не способна обеспечить выработку моторных топлив 5-го класса, а отечественных катализаторов гидрокрекинга и вовсе не существует. Дополнить катализатор-ный производственный комплекс «Газпром нефти» могут мощности по регенерации/реактивации катализаторов гидропроцессов. Прогнозируемая потребность в этих услугах также не может быть удовлетворена существующими российскими установками в полной мере.

Таким образом, создание полномасштабного производства катализаторов трех главных вторичных процессов нефтепереработки — позволит не только получать экономический эффект за счет использования собственного высококачественного продукта, но и занять новую рыночную нишу и, что немаловажно, сдерживать ценовые амбиции известных брендов, диктующих сегодня свои условия. Хотя, безусловно, на легкую победу рассчитывать не приходится.

Проблема производства катализаторов для различных процессов сегодня актуальна как никогда. В рамках программы модернизации российской нефтепереработки строятся новые установки крекинга, гидроочистки, депарафинизации, а значит, будет расти и рынок катализаторов. В соответствии с этим мы формируем свою стратегию развития этого направления.

В сегменте производства катализаторов каталитического крекинга мы сегодня первые на российском катализаторном рынке. Качество нашей продукции позволяет успешно соперничать с лучшими мировыми производителями. Но если собственными катализаторами каткрекинга компания обеспечена полностью, то в процессах гидроочистки мы сегодня в определенной степени зависим от иностранных производителей. Решить проблему позволит создание на Омском НПЗ технологической линии по производству нанесенных катализаторов гидроочистки. В результате появится возможность обеспечить заводы «Газпром нефти» такими катализаторами по себестоимости и сторонних потребителей — по договорным ценам.

Активно ведется разработка катализаторов и других процессов. Уже создан эффективный катализатор изодепарафинизации дизельных дистиллятов, применение которого позволяет повысить объем выпуска зимнего дизельного топлива. К октябрю 2015 года завод планирует провести разработку технологии получения высокоэффективных катализаторов нефтепереработки методом лазерного электродиспергирования, а также испытать их в процессах очистки газов от окиси углерода (дожига СО), гидроизодепарафинизации дизельного топлива, гидрирования олефинов.

Олег Белявский,
генеральный директор «Газпромнефть-ОНПЗ»