Сделано для России

Сделано для России

Укрепление бренда масел Gazpromneft в соответствии с рыночными трендами

Текст: Зульфия Хазова
Фото: Александр Таран, Андрей Голованов

Линейка масел Gazpromneft укрепляется в привязке к российской специфике

Линейка масел Gazpromneft серьезно обновляется. Массовый бренд пополняется продуктами для современных автомобилей отечественных и зарубежных марок, разработанными по новейшим рецептурам и технологиям, но адаптированными к российским условиям эксплуатации. Это ответ на новые экономические реалии, изменяющие структуру отечественного авторынка и высвобождающие ниши на рынке смазочных материалов, ранее занятые импортной продукцией

Стратегические маневры

Еще несколько лет назад продуктовую корзину компании «Газпромнефть — смазочные материалы» составляли сразу три бренда. Продукты под торговой маркой Gazpromneft продвигались в индустриальном секторе, бренды премиального семейства G-Family представляли продукцию компании на международных рынках, а основным розничным брендом был Sibi Motor, доставшийся компании в наследство от «Сибнефти». Однако ресурс развития Sibi Motor изначально был достаточно ограничен как за счет позиционирования в сегменте доступных и в глазах потребителей не особенно качественных продуктов, так и из-за ярко выраженной региональности, связанной в первую очередь с Западной Сибирью. В итоге к 2012 году Sibi Motor ушел с рынка, G-Family, выпускавшиеся преимущественно в Италии, продолжили игру в премиальном сегменте, а основным розничным брендом компании стала Gazpromneft. Для этого продуктовая линейка бренда, под которым ранее выпускались масла только для промышленного оборудования, была расширена за счет синтетических, полусинтетических и минеральных масел для бензиновых и дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей, трансмиссионных масел, смазок и технических жидкостей. Эта стратегия позволила более полно охватить рынок за счет позиционирования брендов в разных ценовых сегментах и на разных коммуникационных территориях. Расчеты маркетологов полностью оправдались. Сегодня компания выпускает и реализует на внутреннем и зарубежном рынках почти полмиллиона тонн масел и смазок в год, из них 180 тыс. тонн — через премиальные каналы. Среди них почти 90% составляют масла Gazpromneft, остальное — G-Family.

Однако в последнее время экономические изменения в России открыли окно возможностей для развития чисто российского бренда. В 2014 году на российском рынке было реализовано 1,6 млн тонн масел, из которых 500 тыс. тонн — импортная продукция. По итогам 2015 года это соотношение должно заметно измениться, причем не в пользу импорта. Предприятиям и более мелким потребителям стало дорого обслуживать технику, в поисках качественного и дешевого продукта они все больше обращают внимание на технологические возможности отечественного производителя. Этот неудовлетворенный спрос и есть зона роста для российских брендов.

Как мы выбираем масло?

Недавно специалисты исследовательского центра компании «Газпромнефть — смазочные материалы» провели анализ, согласно которому было выделено четыре типовых сценария подбора масла.

Первая группа автомобилистов полностью доверяет выбор дилерским станциям технического обслуживания. Это неплохое решение, однако сотрудники СТО не учитывают манеру езды конкретного водителя и особенности эксплуатации техники, и, скорее всего, в двигатель будет залито «среднестатистическое» масло.

Следующий подход продиктован знанием бренда. Для «брендоманов» важен скорее логотип на канистре, чем ее содержимое. Для таких людей раскрученное имя — залог качества. Но, даже когда это так, не стоит забывать о том, что в стоимость масла напрямую заложена реклама и продукта, и бренда, то есть переплата неизбежна. Для третьей группы потребителей решающим фактором при выборе масла становится место производства продукции.

Здесь те, кто еще до сих пор живет согласно стереотипу: «отечественное — значит некачественное». Но при современном развитии технологического сотрудничества понятие «зарубежное ноу-хау» давно потеряло актуальность — за последние годы Россия пережила настоящий прорыв в сфере производства масел. Например, Омский завод смазочных материалов не только самый современный в России — он может успешно конкурировать по качеству продукции с передовыми европейскими площадками. А при идентичном качестве импортной и отечественной продукции цена последней априори ниже — и экономическая логика такого пристрастия к заграничному сомнительна. Наконец, четвертая группа потребителей состоит из тех, кто выбирает масло, обращая внимание на технические характеристики. Это самые сознательные потребители. Однако такие эксперты порой бывают зашорены — они боятся пробовать что-то новое, готовы отвергать современное и эффективное в угоду проверенному.

«Сейчас потребитель более трезво смотрит на качество, все меньше обращая внимание на прежние стереотипы, — пояснила начальник отдела развития ассортимента „Газпромнефть — СМ“ Инна Митина. — В текущей экономической ситуации за нас играют повышение курса валют и снижение платежеспособности потребителей, а против — защитные стратегии зарубежных брендов. Нашим ответом на эти изменения стал запуск проекта усиления линейки масел под брендом Gazpromneft. Мы нацелены расширить линейку за счет востребованных рынком массовых продуктов, а также развивать высокотехнологичные продукты, соответствующие самым современным требованиям автопроизводителей. Продолжается разработка продуктов под технику российского, европейского, американского и азиатского производства с одобрениями ключевых автоконцернов, представленных на российском рынке».

Как выглядит линейка масел Gazpromneft

В русле изменений

При разработке новой линейки Gazpromneft максимально учитывались условия, в которых предстоит работать маслам, то есть российская специфика. Не секрет, что высокое содержание серы — достаточно распространенное явление для топлива, продающегося на отечественных АЗС, особенно в регионах. Это приводит к накоплению и отложению продуктов окисления на деталях двигателя, что чревато серьезными поломками, для устранения которых необходим дорогостоящий ремонт. Для решения этой проблемы у масел Gazpromneft повышена нейтрализующая способность.

Еще один значимый фактор российской эксплуатации — климат. Большая часть регионов страны расположена в континентальном и арктическом климатических поясах, поэтому масло должно безупречно работать как на жаре (сохраняя смазывающие свойства), так и в мороз (позволяя запустить двигатель в самых суровых условиях). За обеспечение работы от плюса до минуса отвечает индекс вязкости. Чем он выше, тем шире интервал рабочих температур и меньше проблем у автолюбителя. У продуктов линейки Gazpromneft повышенный индекс вязкости, что гарантирует маслам неоспоримые преимущества при эксплуатации как летом, так и зимой, даже при особо низких температурах.

Новая линейка масел Gazpromneft

Gazpromneft Premium N 5W-40 — полностью синтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей с удлиненным интервалом замены предназначено главным образом для использования в плотном городском трафике.

Gazpromneft Premium L 5W-30, 5W-40, 10W-40 — полусинтетические моторные масла для легковых и грузовых автомобилей с повышенными нейтрализующими свойствами, позволяющими использовать топливо с повышенным содержанием серы. Нейтрализующие свойства заложены с 20%-ным запасом по сравнению с аналогами.

Gazpromneft ATF DX III — всесезонное высококачественное масло для гидроусилителя руля и автоматических коробок передач. Полностью соответствует требованиям стандарта General Motors. Это масло имеет 30%-ный запас по низкотемпературным характеристикам, что обеспечивает его безотказную эксплуатацию в холодное время года.

«На выбор российского потребителя оказывает влияние масса разнообразных факторов, часто взаимоисключающих, — рассказал заместитель генерального директора компании „Газпромнефть — смазочные материалы“ Роман Зимовец. — Проанализировав реальные потребности отечественных автомобилистов, мы решили сделать смелый шаг — кардинально обновить линейку масел Gazpromneft. Результатом серьезной исследовательской и производственной работы, длившейся почти два года, стал вывод на рынок совершенно новых продуктов для тех автомобилистов, кто выбирает масло, ориентируясь в первую очередь на его качество».

Самые востребованные масла линейки — Gazpromneft Premium и Gazpromneft ATF — уже в продаже. К первому кварталу 2016 года выйдут на рынок продукты с современными допусками ведущих автопроизводителей: Mercedes-Benz, General Motors, Ford и тд. Эта линейка предназначена как для автомобилистов, так и для станций технического обслуживания.

Активно расширяется и взаимодействие с крупнейшими российскими производителями техники. Например, начались поставки автомобильных масел Gazpromneft на Ульяновский автомобильный завод. Теперь во все автомобили УАЗ, сходящие с конвейера, заливается всесезонное моторное масло Gazpromneft Standard 10W-40.

«Считаю, что нам удалось решить амбициозную задачу и создать одну из самых оптимальных и сбалансированных линеек масел в России, — подчеркнул Роман Зимовец. — В чем преимущества новых масел Gazpromneft? Во-первых, они протестированы специалистами и используются на станциях технического обслуживания по всей России. Во-вторых, при разработке и производстве нашей продукции применяются лучшие мировые практики. А доступная цена — результат специального подбора оптимальных компонентов и производства на территории России».

Состав и виды моторного масла

Современные моторные масла состоят из базовых масел и пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств. Правильный баланс базового масла и присадок обеспечивает максимальный коэффициент полезного действия при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации автомобиля.

Функции присадок:

• противоизносные присадки обеспечивают защиту от механического износа;
• антиокислительные присадки обеспечивают стойкость масла к старению и предотвращают окисление масла, приводящее к потере его свойств (изменение вязкости, увеличение коррозионной активности, склонность к образованию отложений);
• моющие присадки обеспечивают чистоту деталей двигателя;
• диспергирующие присадки предотвращают слипание частиц загрязнений и поддерживают их во взвешенном состоянии, не допуская возможности образования отложений;
• антикоррозионные присадки предотвращают коррозию деталей двигателя, выполненных из сплавов цветных металлов.

Производство масел

Масла «Газпромнефть — СМ» изготавливаются с применением самых современных технологий. Компания взаимодействует с такими лидерами производства присадок, как Lubrizol, Afton, Chevron Oronite, Evonik, Infineum, также используются свои собственные научные ресурсы для создания современных присадок. В рецептурах масел «Газпромнефть — СМ» используются базовые компоненты лидеров мирового рынка производства в этом сегменте: Yubase и Nexbase, синтетические компоненты SpectraSyn и Croda Lubricants. Используются масла отечественного производства «Газпромнефть» и «Татнефть».

Автоперспективы

Объем продажи масел «Газпром нефти» еще в прошлом году вырос на 18%, 10 месяцев текущего года принесли бренду Gazpromneft прибавку еще в 20% (до 156 тыс. тонн), а G-Family — 71% (до 26 тыс. тонн). И это притом что российский рынок смазочных материалов в целом начал в прошлом году сжиматься. Соответственно, «Газпромнефть — СМ» смогли увеличить свою долю на нем с 13,4 до 14%, достигнув годовой реализации на внутреннем рынке в 235 тыс. тонн. Чтобы оценить перспективы развития отечественно адаптированной линейки на будущее, достаточно взглянуть на смежный внутренний авторынок. По данным «Автостата», в 2014 году продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 10,3%, а в октябре 2015-го падение вообще составило почти 40%. При этом самыми востребованными в России по-прежнему остаются автомобили Lada, причем в Тольятти активно обновляют модельный ряд. Это означает, что в структуре российского автопарка будут преобладать подержанные автомобили, которые требуют более частого технического обслуживания и ремонта, отечественные машины и бюджетные импортные марки. Таков новый расклад сил на рынке, и Gazpromneft уже вписывается в него как нельзя лучше.

За счет усиления бренда Gazpromneft планируется и увеличить объем продаж в рознице, и организовать поставки станциям технического обслуживания

Но за счет усиления продуктовой линейки этого бренда компания не только планирует увеличить объем продаж в массовом сегменте, но и организовать поставки станциям технического обслуживания, которые традиционно предъявляют высочайшие требования к качеству масла. К выпуску сейчас готовятся новые продукты, предназначенные в основном для техники в гарантийный период обслуживания. То есть компания стремится занимать ниши, образующиеся за счет сокращения импорта, ведь новые автомобили, выпускаемые по самым новым спецификациям, через какое-то время также станут массовыми. К этой категории относятся, например, масла новейшей спецификации Европейской ассоциации производителей автомобилей (АСЕА) уровня А5/В5, масла последней спецификации Американского института нефти (API) уровня SN, продукт для самой современной азиатской техники стандарта Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) уровня GF-5 и т.д.

В целом будущее масел Gazpromneft предполагает три вектора развития: занятие новых для чисто российского бренда рыночных ниш высокотехнологичными маслами новейших спецификаций; расширение представленности на рынке и усиление конкурентных позиций массового сегмента масел; вытеснение из производственного сегмента зарубежных конкурентов и повышение эффективности отечественных предприятий индустриальными продуктами новых поколений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ