Путевка в жизнь

Путевка в жизнь

К 50-летию с начала промышленной эксплуатации нефтяных месторождений Западной Сибири

Текст: Александр Матвейчук
Фото: РИА «НОВОСТИ», ТАСС

50 лет назад началась круглогодичная промышленная эксплуатация нефтяных месторождений Западной Сибири

Ровно 50 лет назад с пуском в эксплуатацию магистрального нефтепровода Шаим — Тюмень Советский Союз получил первый миллион тонн западносибирской нефти. История открытия и разработки крупнейшей в мире Западно- Сибирской нефтегазоносной провинции — это большая и значимая часть отраслевой истории, в том числе и истории «Газпром нефти», базовые активы которой расположены на территории Тюменской области

Первый миллион


Шаим — одно из месторождений, с открытия которых началась история освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции

Начало 1960-х годов в Советском Союзе ознаменовалось открытием сразу нескольких крупных месторождений нефти в районе Обь-Иртышского междуречья — в Шаимском районе и на УстьБалыкской и Мегионской площадях. Мегионское и Усть-Балыкское месторождения стали доказательством присутствия в Западной Сибири промышленной нефти не только в юрских, но и в широко распространенных меловых отложениях. А их существенная удаленность от Шаимского района убедительно свидетельствовала о региональном проявлении процессов нефтегазонакопления в мезозойских отложениях низменности и наличии в них нескольких самостоятельных, изолированных друг от друга нефтегазоносных этажей мощностью до 1 тыс. м и более. Запасы этих многопластовых месторождений были значительны, а продуктивные горизонты залегали неглубоко. При этом нефть новых залежей отличалась высоким качеством, а состав попутных газов был благоприятен для нефтехимической промышленности. Все это свидетельствовало об открытии геологами богатейшей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.


Так начиналось освоение Самотлора — символа западносибирской нефтедобычи

Это отразилось уже в постановлении Совми- на СССР «О мерах по усилению геолого-разведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири» от 19 мая 1962 года, где отмечалось, что имеются реальные предпосылки «для организации новой крупной базы нефтегазодобывающей промышленности на востоке страны». Руководством к практическим действиям в этом направлении стало постановление Совета министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области», вышедшее через полтора года — 4 декабря 1963-го. К этому времени в Тюменской области уже было открыто 18 газовых и 9 нефтяных месторождений. Согласно постановлению в ближайшие два года необходимо было провести пробную эксплуатацию новых объектов в Тюменской области, а к 1970 году довести добычу нефти до 10 млн тонн, а газа — до 14 млрд м³. Этим же документом в 1963 году было создано Тюменское производственное объединение нефтяной и газовой промышленности «Тюменнефтегаз».

Все это стало импульсом для проведения активных геологоразведочных работ в регионе, причем организованы они были не только в районе Приобья, но и на Тазовском полуострове Ямало-Ненецкого национального округа. Долгожданный успех принесло бурение скважины Р-2, проходку которой осуществила бригада мастера Николая Рындина. В середине ноября 1963 года она приступила к испытанию нижележащих пластов на глубине 1130–1180 м и к концу месяца получила мощный фонтан газа дебитом около 1 млн кубометров в сутки. Так было открыто Тазовское газовое месторождение, положившее началу большому газу Ямала. А в 1964 году в ходе пробной эксплуатации Трех-озерного, Усть-Балыкского и Мегионского месторождений страна получила первые 209 тыс. тонн высококачественной западносибирской нефти. Именно столько успели перевезти тюменские речники на нефтеналивных судах за период короткой сибирской навигации. Но результат пробной эксплуатации измерялся не только объемом добычи: в ее ходе удалось собрать достаточный материал для составления проектов разработки месторождений, что позволило составить рабочие чертежи системы сбора нефти по постоянной схеме эксплуатации.

Исходя из этого, в 1965 году правительство страны ожидало дальнейшего роста добычи западносибирского черного золота, тем более что уже в начале года была создана мощная строительная организация, в задачу которой входило обустройство нефтяных и газовых месторождений в регионе — «Главтюменнефтегазстрой». В ее состав вошли строительные управления из Тюмени, Сургута, Нефтеюганска, Урая, Нижневартовска, преобразованные в нефтегазостроительные тресты. Разумеется, для реализации широкомасштабной программы нефтегазового строительства в регионе одной организации главка недостаточно. Необходимо было привлечь на большую сибирскую нефтяную стройку огромное количество людей, причем людей, готовых трудиться в необжитых местах, в сложных климатических условиях. И 12 февраля 1965 года комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Впервые комсомолом так определялся не один какой-либо отдельный крупный строительный объект, а все стройки будущего топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Уже к концу года в область по комсомольским путевкам прибыли несколько тысяч юношей и девушек.

В середине 1965 года «Тюменнефтегаз» получил статус и полномочия главка и одновременно с этим появилась новая большая веха в истории освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции — было открыто Самотлорское нефтяное месторождение. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. По разведанным запасам месторождение стало самым крупным в Советском Союзе и вошло в десятку крупнейших в мире. А 18 октя- бря 1965-го геологи Тазовской нефтеразведочной экспедиции открыли Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение. В полевой сезон 1965 года началась подготовка к разведочному бурению верхнемеловых залежей Ямбургской площади, что через три года привело к открытию мощного Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения.

Большая сибирская нефтяная стройка потребовала привлечения огромного количества людей, готовых трудиться в необжитых местах, в сложных климатических условиях

В начале сентября 1965 года начальником Главного тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности стал Виктор Муравленко, до этого руководивший Управлением нефтяной промышленности Средне-Волжского совнархоза. За очень короткое время ему с командой единомышленников удалось добиться существенного улучшения производственных основных технико-экономических показателей «Главтюменнефтегаза». Например, если в 1964 году в Западной Сибири работали 30 буровых бригад и проходка на буровую бригаду составляла 9,1 тыс. м, то в 1965-м количество бригад выросло до 118 и каждая проходила в среднем 16,2 тыс. м. При этом себестоимость одного метра проходки за год снизилась со 165,5 до 103,5 рубля. Если в 1964 году в эксплуатацию было сдано всего четыре нефтяные скважины, то в 1965-м — уже 79. Финальным аккордом 1965 года стал первый миллион тонн добытой западносибирской нефти.

«Трасса мужества»

Уже пробная эксплуатация западносибирских месторождений показала, что одна из острейших проблем развития нового центра добычи — отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры. Единственная транспортная магистраль — река Обь и впадающий в нее Иртыш — была судоходна не более 140 дней в году. Поэтому строительство трубопроводов в Западной Сибири как наиболее экономичного и технически совершенного способа доставки значительных объемов нефти стало не менее важной задачей, чем увеличение объемов добычи нефти. Первыми большими шагами в ее решении должно было стать строительство двух нефтепроводов: Шаим — Тюмень и Усть-Балык — Омск. В короткие сроки были сформиро- ваны изыскательские партии, которые весной 1964 года приступили к работе. Вскоре к работе над проектом к коллективу генерального проектировщика — Государственного института по проектированию магистральных трубопроводов "Гипротрубопровод«,— подключились специалисты специального проектно-изыскательного института «Гипроспецлес». Было принято совместное решение проводить камеральную обработку материалов не в лабораториях институтов, а в полевых условиях и выдавать чертежи строителям по ходу изысканий. За счет этого срок проектирования удалось сократить почти в три раза. Всего за пять месяцев камеральная обработка обширных полевых материалов была проведена, и летом 1964 года к подготовительным работам по трассе нефтепровода Шаим — Тюмень с двух противоположных сторон приступили специалисты трестов «Татнефтепроводстрой» и «Союзпроводмеханизация».

Сооружение магистрали в сложных природно-климатических условиях Западной Сибири уже с первых дней поставило перед строителями множество сложных специфических задач. Необходимо было преодолеть многочисленные болота, с которыми и мороз не всегда мог справиться, осеннее бездорожье, реки и ручьи с обильными весенними разливами, непроходимые буреломы. В народе 410 км нефтепровода Шаим — Тюмень называли «Трасса мужества». Но, несмотря на все производственные трудности, на 45-градусные морозы, сопровождавшие стройку зимой 1964— 1965 годов, работа шла безостановочно. Решить ряд сложных производственных проблем помогли летчики Тюменской авиагруппы. На завершающем этапе в строительстве нефтепровода участвовали опытные экипажи вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6. Впервые в истории отечественного трубопроводостроения по воздуху на трассу были доставлены 36-метровые плети, в итоге 102 км труб нефтепровода было уложено благодаря авиаторам.

Из-за сложнейших условий, в которых велось строительство, 410 км нефтепровода Шаим — Тюмень называли «Трассой мужества»

3 ноября 1965 года в 13 часов 45 минут началась закачка нефти в головную часть нефтепровода Шаим — Тюмень, а 21 декабря западносибирская нефть достигла нефтеналивной станции в областной столице — Тюмени, где ее на подъездных путях уже ждали железнодорожные цистерны. На митинге, посвященном этому событию, первый секретарь обкома партии Борис Щербина подчеркнул: «Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша — Транссибирской железнодорожной магистрали. Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. Черному золоту Тюмени выписана путевка в большую жизнь».

И эта большая жизнь началась. В апреле 1966 года XXIII съезд КПСС в своем решении постановил «создать крупный народнохозяй­ственный комплекс на территории Западной Сибири на базе вновь открытых месторожде­ний нефти и газа». Нефтяникам Тюмени опре­делили новый рубеж: за пять лет довести добычу нефти до 20–25 млн тонн, природного газа — до 30 млрд м³. Для этого требовалось пробурить свыше 3 млн м горных пород, постро­ ить 1,2 тыс. эксплуатационных и 311 нагне­тательных скважин, проложить 1,6 тыс. км трубопроводов.


Реализация западносибирской нефтегазовой программы дала мощный импульс развитию всей экономики страны

Все эти задачи были выполнены и перевы­полнены. За восьмую пятилетку в Тюменской области в разработку были введены 10 крупных месторождений, в том числе черная жемчужи­на Западной Сибири — легендарный Самотлор. В 1970 году в СССР было добыто 353 млн тонн нефти, и в этом объеме 31,4 млн тонн — в Запад­ ной Сибири. Благодаря этому Советский Союз вышел на второе место по объемам нефтедобы­чи в мире, а по ежегодным темпам прироста — на первое. Труд многих тысяч людей, концен­трация материальных и финансовых ресурсов, надежная система управления, инновационные технические и технологические решения позво­лили отечественной нефтяной промышленно­сти достичь невиданного в мировой практи­ке результата. В короткие исторические сроки в Западной Сибири сформировался крупнейший топливно-энергетический комплекс, ставший основой экономики страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ