Звездный путь

Уникальный сервис по заливке масла на сборочном конвейере завода «Мерседес-Бенц Тракс Восток»


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Организовав на заводе по сборке грузовых «мерседесов» в Набережных Челнах новый уникальный сервис, компания «Газпромнефть — смазочные материалы» не только укрепила партнерство с ключевым потребителем, но и продемонстрировала, как правильно построенный бизнес может находить возможности для развития даже в непростых экономических условиях

Текст: Татьяна Трофимова

Рынок смазочных материалов России до последнего времени активно развивался. Однако главным образом росли импортные поставки в премиальном сегменте автомобильных масел. Если рынок рос на 2–3% в год, то импорта — на 15–20%, а в последнее время и на 25%. Это значит, что потребность в маслах с высокими эксплуатационными характеристиками не удовлетворялась российским производством. Однако с ослаблением национальной валюты импорт становится все дороже, и на первый план выходят отечественные поставщики. Подтверждение этому — масштабный проект запуска автоматизированного заправочного комплекса «ГПН — СМ» на заводе «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в Набережных Челнах.

По принципу аутсорсинга

Проект по сборке грузовиков Mercedes в России стартовал пять лет назад, а само производство запустили в 2011‑м. За это время в Набережных Челнах изготовлено около 7,5 тыс. коммерческих автомобилей тяжелого класса всех моделей: Actros, Axor, Atego и Unimog. На этапе запуска производства все 100% комплектующих завод получал из Германии, но по мере развития проекта уровень локализации рос. Сейчас эксперты оценивают его в 20–25%, и этот показатель планируется увеличивать.

Масла производства «ГПН — СМ» используются при сборке грузовиков Mercedes-Benz уже более трех лет. Все это время шла настройка процесса поставок, логическим продолжением которого стал запуск автоматизированной линии. Это выход на качественно новый уровень сотрудничества — прецедентов, когда поставщик смазочных материалов брал на себя ответственность за целый производственный этап на автозаводе, в России еще не было. Для реализации проекта был разработан уникальный сервис, включающий закупку, хранение и доставку продукции.

Принцип проекта — операционный аутсорсинг, который позволяет автопроизводителю сконцентрироваться на основном технологическом процессе — сборке автомобиля. В свою очередь поставщик, «Газпромнефть — смазочные материалы», получает в ведение все процессы, связанные с обеспечением первой заливки: формирование необходимого запаса масел и технических жидкостей в непосредственной близости к производству, организацию бесперебойной оперативной логистики, автоматизацию процессов учета и контроля на производстве, а также разработку системы оперативного обмена данными. Анализ рынка показал, что готового решения для создания сервиса, полностью отвечающего всем требованиям «Мерседес-Бенц Тракс Востока» и технико-экономическим показателям предприятия, не существует. За основу была взята система производства компании Graco. Ее адаптацией совместно занимались специалисты «ГПН — СМ», «МБТВ» и Graco.

В результате был создан комплекс аппаратного и программного обеспечения, позволяющий отслеживать наличие материалов на линии, отпускать их в строгом соответствии с планом производства, учитывать последовательность сборки шасси, вести сверку с перечнем заправляемых агрегатов конкретной модификации, а также точно дозировать количество материалов согласно спецификации автопроизводителя. В системе фиксируются все тонкости вплоть до VIN шасси и исполнителя, осуществляющего операцию заправки. Подобный контроль позволяет исключить вероятность любых отклонений от технологического процесса.

Система автоматизации производственных процессов учета и контроля связана со специально сформированной под потребителя логистической инфраструктурой, что позволило создать принципиально новое бизнес-решение. Такой подход дает «Мерседес-Бенц Тракс Востоку» гарантию непрерывной подачи необходимого количества масел и технических жидкостей на сборочную линию.

«Заправочный комплекс позволяет производить подачу и автоматизированный учет свыше 3 тыс. литров масел и технических жидкостей в день, что может обеспечить сборку порядка 300 автомобильных шасси за рабочую смену. Мы оборудовали девять (по количеству жидкостей. — „СН“) постов заливки», — рассказал генеральный директор компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Александр Трухан.

Проблемы и возможности

Реализация столь масштабного проекта — отражение бизнес-стратегии компании «Газпромнефть — смазочные материалы», ориентир которой — конкурентоспособность на мировом, а не внутрироссийском рынке. «Мы изначально были нацелены на построение устойчивой компании, динамично развивающейся в первую очередь благодаря технологиям, а не сырью, — пояснил Александр Трухан. — Для этого мы внедряли передовые мировые практики, инвестировали в технологии, развивали международный бизнес. Нам удалось реализовать масштабную программу модернизации компании, внедрить лучшие международные практики контроля качества. Несмотря на то что в России сертификация по ISO не заменяет, а скорее дополняет принятые стандарты, мы внедряем международные системы менеджмента».

Кстати, именно наличие у «ГПН — СМ» сертификатов ISO, особенно ISO/TS 16949, регламентирующего качество системы менеджмента продукции и управления для организаций, производящих комплектующие для автопрома, стало для «Мерседес-Бенц Тракс Востока» одним из ключевых аргументов при принятии решения о сотрудничестве с российским производителем масла. По словам господина Трухана, это сотрудничество имеет неплохие перспективы развития: «Запуск сервиса первой заливки на заводе „Мерседес-Бенц Тракс Востока“ в Набережных Челнах — технологический прорыв 2014 года. Сейчас мы ведем активный диалог со Штутгартом о возможности расширения сотрудничества».

В «ГПН — СМ» сегодня говорят о заметном росте спроса на продукцию компании, что еще раз подтверждает истину: кризис — это не только проблемы, но и возможности. «Кризис — это всегда изменение существующего порядка вещей, — отметил Александр Трухан. — А при любых изменениях появляются какие-то ниши. Мне кажется, что нам удается использовать эти появляющиеся на рынке лакуны. Где они появляются? Появляются там, где потребитель ищет».

Крупнейшие мировые производители техники, работающие на российском рынке, сегодня, когда в стране взят курс на импортозамещение, ищут новые возможности для локализации. Однако локализация сопряжена с целым рядом сложностей, среди которых — отсутствие подходящей инфраструктуры, проблемы подбора квалифицированного персонала, необходимость поиска качественного сырья. Где и как находится решение этих проблем, показывает проект в Набережных Челнах. В свою очередь, тот, кто готов предоставить востребованные рынком решения, получает реальный шанс увеличить рынки сбыта.

Наше совместное предприятие по производству грузовых и специальных автомобилей Mercedes-Benz в Набережных Челнах существует уже пять лет, семитысячный грузовик сошел с конвейера в сентябре этого года. Свой вклад в этот результат внесла и компания «Газпромнефть — смазочные материалы», сотрудничество с которой по обеспечению маслами и техническими жидкостями сборочного производства ООО «Мерседес- Бенц Тракс Восток» позволяет нам повысить долю локализации и достичь необходимых показателей в запланированные сроки. Запуск уникального заправочного комплекса на нашем конвейере полностью соответствует высоким стандартам качества сборочного производства марки Mercedes-Benz и обеспечивает современный уровень автоматизации и логистики производственных процессов.

Карстен Ботман,
Генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток»

«Мерседес-Бенц Тракс Восток»

Совместное предприятие концерна Daimler AG и ОАО «КамАЗ», выпускает на производственной площадке в Набережных Челнах более 30 различных модификаций Actros, Atego, Axor, Unimog, Zetros. Генеральный импортер и эксклюзивный дистрибьютор в России грузовой и специальной техники Mercedes-Benz, Western Star и Freightliner. На настоящий момент в компании занято около 350 сотрудников и достигнута доля рынка в 14% среди «большой семерки». Дилерская сеть насчитывает 56 официальных предприятий и авторизованных сервисных центров в крупнейших регионах России.

Продукты «Газпром Нефти» на конвейере «Мерседеса»

«Газпромнефть — смазочные материалы» заливает на конвейере «Мерседес-Бенц Тракс Востока»:

  • масла для ведущих мостов автомобилей, раздаточных коробок, коробок перемены передач, гидравлического усилителя рулевого управления, пневмогидравлического усилителя тормозной системы, механизма опрокидывания кабины;
  • спецжидкости для системы охлаждения двигателя, стеклоомывающую жидкость, жидкость AdBlue.
«Газпромнефть — смазочные материалы»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Создано в ноябре 2007 года. Располагает пятью производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства составляет 490 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Ассортимент включает 470 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (свыше 1000 товарных позиций). Компания занимает 14% рынка смазочных материалов России, а также работает в странах Восточной и Северной Европы, СНГ, Балтии, Центральной Азии, в Доминиканской Республике и др. Всего продукция компании представлена более чем в 45 странах мира. Система менеджмента «Газпромнефть — смазочных материалов» и ее производственных активов соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 16949 и OHSAS 18001. Компания поставляет продукцию на конвейеры «Мерседес-Бенц Тракс Востока», АК «Дервейс», «Автотора» (для автомобилей General Motors и Hyundai), КамАЗа, ГАЗа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ