Испытание Дакаром

Испытание Дакаром


Фото: Василий Костин

Избитая фраза «испытание Дакаром» на самом деле очень точно отражает суть гонки. Тринадцать этапов общей протяженностью 9 тыс. км в условиях высокогорья, жары, песков и камней на максимально возможных скоростях на спецучастках — это серьезная проверка и для людей, и для техники. И если к успехам российских КамАЗов все уже привыкли (нынешний «Дакар» не стал исключением, россияне вновь заняли весь подиум), то белорусы из «МАЗ-СПОРТавто» с их четвертой гонкой, по сути, новички марафона. Однако все три машины команды с честью выдержали «испытание Дакаром», прошли все спецучастки и финишировали, а экипаж автомобиля под номером 535 (Александр Василевский/Валерий Козловский/Антон Запорощенко) впервые в истории вывел минский трак в десятку сильнейших. Определенная доля этого успеха принадлежит и «Газпром нефти». Дело в том, что все МАЗы, участвовавшие в ралли-марафоне, стали своего рода стендами для проведения в реальных условиях сложнейшей многодневной гонки тестов моторного масла G-Energy Racing 20W-60.

Станислав Дорошенко,
начальник отдела испытаний
и технической поддержки
компании «Газпромнефть — смазочные материалы»

Экспресс-анализ проб масла в ходе гонки позволял оценить, как «чувствует» себя двигатель, в каких условиях отработал день, каков запас эксплуатационных свойств масла. Все это отлично видно на представленных графиках, в которых отражены основные показатели: изменение щелочного числа, характеризующее моющие свойства и способность нейтрализовать кислоты, накопление сажи — образующихся продуктов сгорания топлива — и сульфатация, образование сульфатов металлов, процесс, косвенно характеризующий качество сгорания топлива.

Графики 1 и 2 — это боевые машины 535 и 510, экипажи, нацеленные на результат, график 3 — это бортовой 560, так называемая боевая техничка, ее задача — обеспечить достижение результата первыми двумя экипажами. По графикам видно, что двигатели первых двух машин работали с максимальной нагрузкой и динамика изменения показателей более интенсивная. Двигатель технички работал в более щадящем режиме, менее интенсивно накапливается сажа, ниже скорость падения щелочного числа.

Результаты ежедневного мониторинга были полезны не только нам, они оказали серьезную помощь техническим специалистам команды при диагностировании возникающих отклонений в работе двигателя и их своевременном устранении. Например, на графике 1 на участке 4800–6200 км пробега четко заметны повышение динамики падения щелочного числа и резкий рост накопления сажи, что в совокупности с информацией экипажа о снижении тяговых характеристик двигателя позволило диагностировать ухудшение качества сгорания топлива. Замена форсунок решила проблему, и, как следствие, процессы накопления сажи и снижения щелочного числа выровнялись.

Всплеск показателей сульфатирования и щелочного числа на 4100–5300 километрах гонки автомобиля 560 (график 3) позволил своевременно диагностировать попадание топлива в систему смазки. Механики быстро обнаружили течь трубки топливоподающей магистрали и устранили неисправность до наступления неблагоприятных последствий для двигателя.

А вот двигатель с бортовым номером 510 (график 2) отработал с полной нагрузкой ровно, не потребовав существенных вмешательств технических специалистов.

График 1. Автомобиль №535

График 2. Автомобиль №510

График 3. Автомобиль №560

В ходе соревнований специалисты компании «Газпромнефть — смазочные материалы» («ГПН — СМ») в режиме реального времени отслеживали динамику изменения свойств масла, работавшего в сердцах боевых МАЗов — двигателях Тутаевского и Ярославского заводов. После каждого боевого дня по прибытии машин в технический парк отбирались пробы масла и при помощи портативного ИК-спектрометра проводился анализ изменения свойств.

Результаты мониторинга в целом подтвердили высокие эксплуатационные свойства G-Energy Racing 20W-60, масло без замены надежно работало на протяжении всех спецучастков гонки. Теперь техническим специалистам «ГПН — СМ» предстоит провести в стационарной лаборатории (R&D) полный анализ отобранных в ходе «Дакара-2015» проб моторных и трансмиссионных масел, которыми также были заправлены агрегаты спортивных машин и машин технической поддержки. Эта информация будет важна для разработки новых рецептур, используемых как в линейке спортивных масел, так и в продуктах для «гражданских» машин.

«Мы ответственно подошли к вопросу испытания наших продуктов в условиях ралли-марафона, использовали для этого технологии и приборы, которых нет больше ни у одного из российских производителей масел, — подчеркнул генеральный директор компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Александр Трухан. — На основании полученных результатов можно с уверенностью сказать, что продукты G-Energy Racing достойно справились с таким серьезным испытанием, как «Дакар».


Константин Жильцов,
штурман G-Energy Team

Результат есть, и я считаю, что для нынешнего «Дакара», для нынешнего состава участников, имен, фамилий, званий и регалий пятое место — это значимое достижение. Даже в X-raid не очень-то верили изначально, что мы попадем в десятку, но мы лишний раз доказали, что наша победа на Кубке мира в этом году не чисто случайная, а действительно заслуженная, соответствует нашему сегодняшнему уровню.

Владимир Васильев,
пилот G-Energy Team

В принципе, 5-е место — это не то чтобы неожиданный, но при таком количестве серьезных соперников хороший результат. По физической подготовке, по навыкам и, что очень важно, по технике мы были готовы бороться за высокое место.

Место в пятерке

Экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова, выступавший на «Дакаре-2015» в составе команды G-Energy Team на Mini, вошел в пятерку сильнейших в классе «внедорожники» — это одно из высших достижений за всю историю участия россиян в самом престижном ралли-марафоне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ