«Экологическая открытость работает на предприятия, власть и жителей»

«Экологическая открытость работает на предприятия, власть и жителей»

Удивительно, но факт: качество воздуха и речной воды в Москве в последние годы улучшается. Новая экологическая политика столичного мегаполиса как стратегия развития на 15 лет вперед предусматривает, что в городе будут функционировать только те производства, которые используют наилучшие из доступных природоохранных технологий

О том, как предполагается в дальнейшем обеспечивать баланс в сосуществовании московской промышленности, инфраструктуры и экосферы, рассказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы* Антон Кульбачевский

СН

По вашим словам, в 2014 году зафиксированы минимальные показатели содержания нефтепродуктов в Москве-реке за последние семь лет. Это долгосрочная тенденция или стечение обстоятельств?

А.О.

Это тенденция. Мы четко понимали, что существует проблема попадания различных нефтепродуктов — бензинов, масел — с дорожной сети в наши водоемы, особенно в центре города. Там много автомобилей, мало зеленых насаждений, очистные сооружения построить сложно — места не хватает. Но мы находим варианты для совершенствования очистки стоков. Это первое, что уже делается: помимо механических очистных сооружений мы вводим и более современные биологические, на стоках ставятся фильтры.

Вторая мера — решение транспортной проблемы в Москве. Нагрузка на дорожную сеть начинает распределяться по городу равномернее. Ограничительные меры и расширение улично-дорожной сети дают результат. Как мы видим, все взаимосвязано — Москва-река становится чище.

Третий вопрос — качество топлива. Это серьезный природоохранный аспект. Как только Москва с 1 января 2013 года, опередив другие субъекты Российской Федерации, приняла решение о реализации в городе топлива не ниже класса «Евро-4», появилась тенденция к уменьшению поступлений нефтепродуктов в реку.

Существует и такое понятие, как взвешенные частицы: в основном это продукты стачивания автомобильных шин об асфальт. Такие частицы, в основном тяжелые металлы, тоже попадают в реку со стоками. И здесь воздействие уменьшается.

Есть тенденция улучшения качества не только воды, но и атмосферного воздуха. За пять лет количество вредных веществ в атмосфере Москвы снизилось на 10%. Это также связано с качеством топлива.

ДОСЬЕ «СН»
Кульбачевский Антон Олегович

Родился в 1967 году в Москве. В 1989 году с отличием закончил Высшее Военно-Морское училище им. М. В . Фрунзе. В 1984–1991 годах служил в Вооруженных силах ССС Р. Занимал различные должности в коммерческих структурах, работал в Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского, в Росприроднадзоре. 10 ноября 2010 года назначен руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.

СН

Первое, что приходит горожанам в голову при словосочетании «нефтепродукты в Москве-реке», — это нефтепереработка...

А.О.

Нефтепереработку мы даже не рассматриваем как загрязняющий реку фактор. Если говорить о сбросах Московского нефтеперерабатывающего завода, то там в основном вода производственного цикла, она никак не соприкасается с нефтепродуктами. При этом мы четко понимаем, что в ходе реконструкции Московского НПЗ количество сбросов уменьшится процентов на 90, а степень их очистки возрастет до 98–99%. Это нас вполне устроит.

СН

Какова актуальная повестка диалога московских властей и собственников промышленных объектов с точки зрения улучшения качества окружающей среды?

А.О.

Москва как столичный мегаполис отличается от многих других городов России тем, что у нас нет градообразующих предприятий. Липецк, Норильск или Череповец, например, являются заложниками производств. В Москве в этом смысле приоритеты давно расставлены. У нас осталось около 80 предприятий, которые осуществляют воздействие на атмосферу и водные объекты, образуют отходы. Уже практически с 60 предприятиями есть консенсус: эти производства добровольно предоставляют нам свои данные по выбросам в атмосферу и сбросам в водную среду. Мы озвучили постулат новой экологической политики Москвы: на территории города должны остаться только высокотехнологичные и экологичные производства. Главный интересующий нас принцип — открытость предприятий в области воздействия на окружающую среду.

Мы четко понимаем, что часть предприятий, в основном энергетического комплекса, вывести за территорию города в ближайшее время мы не сможем. Поэтому они должны быть подвержены серьезной реновации.

СН

А что с оставшимися 20 предприятиями?

А.О.

Они скорее по экономическим причинам пока не готовы к модернизации. При этом очевидно, что успешные предприятия, генерирующие прибыль, заинтересованы в установке систем мониторинга воздействия — просто для того, чтобы на них не показывали пальцем в случае превышения каких-то параметров загрязнения в Москве. Очевидный пример — Московский НПЗ. 10 ноября прошлого года в Москве был зафиксирован повышенный уровень сероводорода, появились различные слухи, звучали обвинения. И чтобы этого избежать, Московский НПЗ установил датчики на основных источниках выбросов и начал предоставлять нам данные. Сейчас система находится в режиме пусконаладки, но имиджевая составляющая открытости уже появилась. И это хорошо, никто теперь не будет огульно обвинять завод в том, в чем он не виноват. То есть открытость работает как на предприятие, так и на власть и жителей города.

60 предприятий из 80, воздействующих в Москве на атмосферу и водные объекты, добровольно предоставляют свои экологические данные

СН

Из тех московских предприятий, которые готовы следовать высоким экологическим стандартам, какая доля уже вышла на среднеевропейский уровень, по вашей оценке?

А.О.

Порядка 50 предприятий топливно-энергетического комплекса находятся в хорошем состоянии или приближаются к нему. Основные загрязнители — предприятия жилищно-коммунального хозяйства, Мосводосток, Мосводоканал. Это наши, городские предприятия, и Москва сейчас тратит большие средства на их реконструкцию, есть серьезная инвестиционная программа. Ведется тотальная модернизация очистных сооружений. Это процесс постепенный, но работа идет, все можно сделать в течение 6–7 лет. Город тоже занимается своими активами и показывает пример частным предприятиям.

Основной постулат новой экологической политики Москвы: на территории города должны остаться только высокотехнологичные и экологичные производства

СН

Много говорится о радикальных изменениях в природоохранном законодательстве, касающихся ответственности предприятий. Как вы оцениваете качество этого законодательства?

А.О.

Я работаю в природоохранной сфере больше десяти лет и могу сказать, что каких-то серьезных изменений природоохранного законодательства на федеральном уровне за последние годы не было. Еще в 2004 году я говорил, что нам нужны более конструктивные экономические меры. Просто карать предприятия и «душить бизнес» неправильно.

Пакет законов, который был принят в 2013–2014 годах, мы приветствуем, законопроекты были разработаны не без нашего участия, но кризисные явления в экономике не позволяют этим законам эффективно заработать в ближайшее время.

Хотя Москва, безусловно, опережает другие субъекты Федерации, например, в экологическом мониторинге промышленности. Многие международные организации доверяют нашим данным, это очень важно.

Времени для разбега у нас нет. В условиях ограниченного законодательства мы готовы к экологическим улучшениям, хотя испытываем недостаток основных правовых механизмов. Но проблема решается.

СН

Если полный переход на топливо «Евро-5» в масштабах страны будет отложен, Москва сможет перейти на этот стандарт самостоятельно?

А.О.

Для нефтепереработчиков новый технический регламент выпуска топлива — «шоколадный». Кто не воспользуется возможностью реконструировать производства, имея такой регламент и льготы? Я очень рад, что многие заводы, в том числе принадлежащий «Газпром нефти» МНПЗ, пошли по пути модернизации, улучшили качество топлива как минимум до «Евро-4», а в случае с МНПЗ и до «Евро-5». От этого выиграли и предприятия, и город. Если бы заводы до сих пор производили топливо класса ниже «Евро-4», акциз был бы просто сумасшедшим, как и ущерб окружающей среде.

С учетом проблемы перегруженности Москвы автотранспортом даже переход на «Евро-4» уменьшил количество вредных веществ в воздухе на 3–4%. А переход МНПЗ исключительно на «Евро-5» с 2013 года усилил позитивный экологический эффект.

Я не уверен, что всей России нужно переходить исключительно на «Евро-5» с 2016 года, но Московский регион это может себе позволить без проблем. Поставщики качественного экологичного топлива есть.

* Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы Учрежден в 2000 году и обладает правами уполномоченного государственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, охраны атмосферного воздуха, объектов животного мира и среды их обитания, сохранения биологического разнообразия, государственной экологической экспертизы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ