Принцип сопричастности

Принцип сопричастности

Развитие системы корпоративного волонтерства








Фото: Дмитрий Ловецкий, Владимир Огнев, Анатолий Медведь
Система корпоративного волонтерства «Газпром нефти» вышла на новый уровень развития

«Корпоративное волонтерство — это любые действия работодателя, направленные на поощрение и поддержку деятельности сотрудников в местных сообществах на безвозмездной основе». Такое определение принято в рамках Глобального исследовательского проекта корпоративного волонтерства. Несложно заметить, что одна из основных идей, заложенных в нем, — совместная работа компаний и сотрудников, приносящая пользу всем участникам процесса

Текст: Виталий Савощик

Инвестиции в культуру

Несмотря на то что сам термин «волонтерство» определяет суть движения («волонтер» от латинского voluntarius — «добровольно»), построенного на личной инициативе человека, как показывает практика, помощь волонтерскому движению со стороны компании крайне необходима. Опрос, проведенный в «Газпром нефти», показал, что больше всего участники добровольческих социальных проектов нуждаются в информационной, организационно-технической и консультационной поддержке. При этом для активизации развития этого направления не требуются серьезные вложения, достаточно применения стимулирующих мер, таких как организация обучения, использование внутренних информационных ресурсов и каналов коммуникации, организация взаимодействия с НКО, поощрение наиболее активных волонтеров. То есть достаточно правильно организовать работу этой саморегулируемой системы и поддерживать ее — и именно в этом основной плюс этого вида социальных инвестиций. Причем инвестиций работающих.

По данным международной ассоциации Conference Board, стоимость акций тех компаний, которые используют инструмент корпоративного волонтерства, растет на 10% быстрее, чем у организаций, которые этого не делают. Чистая прибыль компаний с корпоративным волонтерством также увеличивается — в среднем более чем на 2%. Рост финансовых показателей объясняется достаточно просто: участие работников компании в программах корпоративного волонтерства способствует повышению производительности труда, причем на внушительные 20–28%.

Дело в том, что волонтерство играет важную роль в развитии корпоративной культуры. Видя поддержку со стороны работодателя, сотрудники охотнее принимают корпоративные ценности и, что самое главное, осознанно применяют их в своей повседневной деятельности. В принципе, и история активного развития корпоративного волонтерства — это история осознания западными компаниями корпоративной культуры как ценного бизнес-ресурса.

По модели

Если быть более точным, в качестве социального института корпоративное волонтерство на Западе оформилось во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны в США и Западной Европе оно стало полноценным инструментом возвращения к мирной жизни, борьбы с бедностью и смягчения социальных проблем. А вот в качестве экономического ресурса в странах Запада корпоративное волонтерство начали воспринимать в 1990‑е годы. С этого времени разрабатывались многочисленные формы волонтерских акций, расширялась область деятельности общественных организаций, а компании стали вкладывать инвестиции в движение.

В постсоветской России активное развитие корпоративного волонтерства началось спустя десятилетие. Основой для этого процесса послужили различные модели, уже опробованные и обкатанные в западных компаниях, а правовой базой — новые законы, в первую очередь «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях». Российские реалии, как это практически всегда случается, обусловили особенности развития корпоративного волонтерства. В первую очередь это сравнительно небольшое количество участников акций: по оценке Фонда доноров, хорошим показателем считается уже 10% от численности персонала. Это, конечно, связано и с особенностями отношения к благотворительности (тем более организованной) в стране, но в большей степени — с недостаточным развитием самого явления. С совершенствованием программ на смену разовым, эффективным только в краткосрочной перспективе волонтерским акциям, приуроченным к определенным событиям — новогодним праздникам, Дню знаний и Дню защиты детей, — пришли масштабные комплексные волонтерские проекты, сочетающие разные формы деятельности.

Инструмент развития

В «Газпром нефти» корпоративное волонтерство, в принципе, развивается в русле общероссийских тенденций. В регионах деятельности компании перед началом каждого учебного года сотрудники «Газпром нефти» собирали портфели для детей из детских домов; исполняли новогодние желания детей, отвечая на «Письма Деду Морозу»; учили ребят играть в городки и проводили для них мастер-классы по кулинарному искусству; сдавали кровь в рамках Дня донора; помогали в благоустройстве детских домов; организовывали экологические акции. Рос масштаб акций, росло количество его участников. Если за весь 2013 год в 67 волонтерских акциях приняли участие чуть более 1,3 тыс. человек, то только за половину 2015-го в 131 акции — уже 1436 сотрудников компании.

Сегодня уже очевидно, что количественный рост трансформировался в качественное развитие. Главная характеристика нового этапа — переход инициативы от компании к самим активистам-волонтерам. Именно они начинают генерировать и воплощать новые идеи для волонтерских проектов, прислушиваться к запросам местных сообществ и определять адреса помощи. Волонтеры из корпоративного центра и дочерних обществ «Газпром нефти» уже сформировали постоянно действующие группы в регионах присутствия, а в июне-июле 2015 года в «Газпром нефти» прошел первый конкурс волонтерских проектов. На него было подано 46 заявок, а победителями конкурса стали 23 проекта, на реализацию которых было выделено чуть более 1 млн рублей. Спектр идей крайне широк, и очень важно, что в дальнейшем эти проекты могут развиваться уже без поддержки компании. Таким образом, создаются саморегулируемые системы, а корпоративное волонтерство становится действенным инструментом развития гражданского общества.

Потребность помочь

В 2015 году в «Газпром нефти» было проведено исследование отношения сотрудников к благотворительной деятельности и корпоративному волонтерству. По данным опроса, самые популярные причины, по которым сотрудники «Газпром нефти» участвуют в волонтерских акциях, — желание помочь нуждающимся и принести пользу обществу, а также осознание своего морального долга. 93% респондентов убеждены, что участников волонтерских акций следует поощрять только нематериальными средствами. Также опрос показал, что более 20% сотрудников московских и петербургских подразделений «Газпром нефти» готовы использовать свои профессиональные знания и навыки в волонтерской деятельности.
Волонтерское движение «Газпром нефти» является важной частью нашей корпоративной программы «Родные города» и отражает жизненную философию нашей компании. Наши волонтерские проекты привлекают действительно неравнодушных людей. Кто-то из них помогает детям, кто-то поддерживает экологические проекты, кто-то сдает кровь или деньги, чтобы помочь людям, попавшим в беду. При этом очень важно понимать, что все это делается в нерабочее время, по собственной инициативе и без какого-либо вознаграждения со стороны компании. И эти люди достойны особой признательности компании. Волонтерство является частью нашей корпоративной культуры, поэтому мы считаем важным морально поддерживать активистов, поощрять их к дальнейшему участию в волонтерском движении и, что немаловажно, всегда говорить спасибо за участие в каждом проекте.

АЛЕКСАНДР ДЫБАЛЬ,
член правления «Газпром нефти»

То, что на первый конкурс волонтерских проектов «Газпром нефти» было подано больше 40 заявок, — отличный результат. Это значит, что у наших коллег есть не просто идеи, как сделать жизнь многих людей лучше, а желание и возможности эти идеи реализовать.

АННА КАЗАРИНА,
начальник управления региональной политики «Газпром нефти»