«Главная тенденция — волонтерство будет развиваться»

«Главная тенденция — волонтерство будет развиваться»

Эксперты о перспективах корпоративного добровольческого движения

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума доноров

— Что стало стимулом для запуска процесса корпоративного волонтерства в России?

— Мне кажется, здесь сложилось несколько различных факторов. Во-первых, шефство и забота о различных социальных учреждениях с участием сотрудников была частью корпоративной культуры еще в советские времена, поэтому возвращение, а точнее развитие, такой практики было очень органично для большинства компаний, особенно крупных, производственных. Сотрудники сами частично являлись объектом этой помощи и признавали, что она нужна. Во-вторых, сегодня уровень развития социальной ответственности компаний дошел до того уровня, когда участие сотрудников в социальной деятельности является логичным продолжением существующих проектов и программ. Конечно, на это влияет и международный опыт, но также и изменившийся мир в целом — человек не может быть просто сотрудником организации, он ищет применения собственным силам и возможности реализоваться в других сферах. Поэтому бизнесу ничего не оставалось, как организовать этот процесс и связать с общей концепцией собственного развития.

— Какие формы корпоративного волонтерства более устойчивы и эффективны: предложенные и внедренные руководством компаний или реализуемые по инициативе сотрудников?

— Ситуация бывает достаточно разной, все очень зависит от корпоративной культуры, которая сложилась в компании. Так, один из наиболее успешных примеров развития корпоративного волонтерства — компания «Русал» — изначально построил свою программу сверху вниз: инициатива исходила от самой компании, форматы и методы работы также были разработаны и предложены ей. Однако сейчас сотрудники не только активно участвуют в этих программах, но и выступают с предложениями по их изменению.

Другой пример — компания «Ренова». Она, напротив, поддержала инициативу своих сотрудников, простимулировала их интерес конкурсом для поддержки созданных ими проектов и не стала разрабатывать какие-либо значительные общие проекты и программы для всех подразделений.

Существуют примеры, где оба подхода сочетаются. Так, Citibank уже много лет во всем мире проводит День волонтера Citi, когда все сотрудники участвуют в деятельности тех или иных выбранных НКО, проводят собственные акции или сдают кровь. Но у них есть возможность и в течение года получить помощь компании на реализацию собственных проектов, на что выделяется специальное финансирование.

Мне кажется, что какой бы из подходов изначально ни был принят — от руководства или от сотрудников, — эффективной эта деятельность и для компании, и для сотрудников будет только при наличии постоянного диалога и сотрудничества. И это самое сложное в реализации волонтерских программ: может показаться, что достаточно просто сформулировать правила ведения этой деятельности в компании, назначить ответственного или даже придумать систему мотивации — и дальше все получится само. К сожалению, это не так. Именно поэтому волонтерство в компаниях редко становится точкой, с которой начинается работа по формированию культуры социальной ответственности и ее практическая реализация. Оно системно появляется тогда, когда уже работают другие механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами, есть партнеры в местном сообществе и заинтересованные лидеры в коллективе.

— Каковы основные тенденции развития корпоративного волонтерства в России в ближайшие два-три года?

— Главная тенденция — волонтерство будет развиваться. Это будет не самый легкий процесс, но альтернативы ему для бизнеса фактически нет. Наиболее вероятно, что объекты приложения усилий и форматы будут постепенно меняться. Так, большее распространение получит практика услуг pro bono, вырастут частные пожертвования граждан, а сами проекты и акции будут более прикладными и практико ориентированными. Одновременно будет расти запрос на инфраструктуру поддержки данного вида деятельности, поэтому сформируется и рынок консультантов и сервис-провайдеров. При этом компании будут стремиться развивать эту деятельность и внутри себя, поэтому появятся сотрудники, ответственные за реализацию этих задач.

Рустам Закиев, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству

— Какие преимущества может получить компания и ее сотрудники благодаря развитию корпоративного волонтерства?

— Благодаря развитию корпоративного волонтерства укрепляется репутация компании как социально ответственной. Бренд развивается, повышается его позитивная узнаваемость. Также растет привлекательность организации в качестве работодателя: люди стремятся работать там, где существуют корпоративные ценности, есть возможность развития, приобретения нового опыта. Для сотрудников волонтерство — профилактика профессионального выгорания, шанс обрести полезные навыки и повысить самооценку. Это хороший способ воспитания лояльности персонала, повышения компетенций и профессионального развития.

— За счет чего корпоративное волонтерство в России может стать более эффективным?

— Корпоративное волонтерство — это как раз пример разумной, систематизированной, эффективной благотворительности. Как только компании перестанут его бояться, начнут внедрять и применять, используя лучшие практики, то результат появится сразу. Национальный совет по корпоративному волонтерству, куда сейчас входит больше 40 компаний, у многих из которых уже накоплен огромный опыт, может и должен в этом помочь. Мы сейчас работаем над созданием коробочных решений и шаблонов для запуска программ корпоративного волонтерства в российских компаниях с любым масштабом деятельности. В сентябре 2015 года мы приступим к аналитическому исследованию, по итогам которого будет подготовлен доклад о состоянии корпоративного волонтерства в России. В сентябре также будет запущен общероссийский конкурс на лучший проект в области корпоративного волонтерства, а на декабрь намечено проведение в Москве большого форума корпоративных волонтеров.

Корпоративное волонтерство может стать более эффективным, если компании будут не только активно обмениваться своим опытом и подходами, но и реализовывать совместные проекты в этой области. Как показывает практика, наиболее успешными являются именно совместные партнерские проекты. Объединяя усилия разных компаний, мы хотим увеличить количество и качество добровольческих инициатив, тиражировать лучшие практики.

— По вашему мнению, как будет развиваться корпоративное волонтерство в России в ближайшие два-три года?

— В условиях кризиса большинство компаний сокращают расходы на благотворительность. Все больше организаций стремится именно к развитию корпоративного волонтерства. Можно сказать, что волонтерство — наряду с партнерством — стало одним из важнейших трендов антикризисной стратегии благотворительных программ крупного бизнеса не только в России, где особая активность наблюдается в последний год, но и во всем мире.

В ближайшие два-три года будет наблюдаться рост программ корпоративного волонтерства. В больших компаниях будет выработан системный подход к этой деятельности. Средний и малый бизнес станет меньше бояться корпоративного волонтерства и начнет ориентироваться на уже наработанный успешный опыт. Все будет развиваться очень успешно, если мы научимся работать в формате партнерских проектов.