Грузопоток

Развитие компании в сегменте обеспечения авиатопливом операторов рынка грузовых авиаперевозок

«Газпромнефть-Аэро»

Дочернее предприятие компании «Газпром нефть». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива «в крыло» компания ведет с 1 января 2008 года. С декабря 2008 года «Газпромнефть-Аэро» — стратегический партнер Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области авиатопливообеспечения.
В 2014 году компания подтвердила статус лидера российского рынка по объему заправок «в крыло», который превысил 2,6 млн тонн, увеличившись на 20% по сравнению с 2013 годом. Общий объем продаж авиатоплива компании в 2014 году вырос на 11% — до 3,7 млн тонн. В 2014 году количество авиакомпаний — партнеров «Газпромнефть-Аэро» достигло 122, география присутствия в России и мире увеличилась до 200 аэропортов. В настоящее время компания обладает крупнейшей среди российских поставщиков авиатоплива собственной сбытовой сетью, насчитывающей 39 топливозаправочных комплексов в России и один в Киргизии.

«ТЗК Омск Центральный» получил наивысший статус IATA

«Топливозаправочный комплекс Омск Центральный», совместное предприятие «Газпромнефть-Аэро» и омского аэропорта, прошел проверку Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по результатам которой ТЗК впервые присвоен наивысший статус авиатопливообеспечения — Green. В состав комиссии вошли представители крупнейшей российской авиакомпании и члена IATA — «Аэрофлота». Инспекторы отметили высокий уровень оснащенности предприятия, соблюдение требований IATA к качеству авиационного топлива и процессу заправки воздушных судов. Статус Green позволяет предприятию проводить заправку любых типов воздушных судов без ограничений.

Фото: cargolux.com; Александр Таран

Рост грузовых авиаперевозок на основных рынках, млрд т·км
Данные за 2013 год
Рейтинг регионов по грузообороту
Данные за 2013 год
Объем грузов, перевезенных российскими авиакомпаниями
Источник: Росавиация
Данные за 2014 год
РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ АВИАТОПЛИВА

Перевозка грузов самолетами — удовольствие недешевое. Однако когда ключевой фактор — скорость доставки или когда ценность груза нивелирует влияние транспортных расходов, авиационный транспорт незаменим. С каждым годом спрос на такие услуги растет, а значит, партнерство с транспортными авиакомпаниями для поставщиков авиатоплива становится все более привлекательным

Текст: Элина Синдина

Современный рынок грузовых перевозок в России отражает общемировую тенденцию распределения грузопотоков. По данным Министерства транспорта РФ, лидирующие позиции занимает автомобильный (55%) и железнодорожный транспорт (44%). Перевозка грузов морским и внутренним водным транспортом в России суммарно составляет около 1,2%. Доля авиационных перевозок существенно уступает всем другим видам транспорта, не превышая 0,01%, однако в 2014 году именно воздушные перевозки стали единственным сегментом в общероссийской структуре грузоперевозок, показавшим положительную динамику, рост составил 3%. В натуральном исчислении самолетами и вертолетами в год в России перевозится чуть более 1 млн тонн грузов.

То, что на мировом рынке грузоперевозок ситуация аналогична, подтверждают исследования Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Эксперты ведомства подсчитали, что доля авиатранспорта в общем объеме перевозимых в мире грузов составляет 0,6–2%. Однако с развитием мировой экономики роль авиационных грузоперевозок усиливается главным образом в международной торговле, поставках дорогостоящих комплектующих для производственных комплексов и других стратегически значимых объектов. То есть сравнительно небольшие объемы перевозимых грузов компенсируются их стоимостью.

Рынок на взлете

Лидер на мировой карте воздушных грузоперевозок — Азиатско-Тихоокеанский регион. Ежегодный грузооборот здесь превышает 70 млрд т·км. Аналогичный показатель в России — 5 млрд т·км и сопоставим с масштабом перевозок на Ближнем Востоке (см. схему на стр. 28).

Переломным для мирового рынка грузовых авиаперевозок стал 2013 год, когда после трех лет стагнации в этом сегменте вновь был зафиксирован рост. Сегодня авиационный грузооборот превышает 200 млрд т·км, из которых более половины приходится на международные перевозки. Основные международные логистические маршруты связывают Азию и Северную Америку, на долю авиаперевозчиков здесь приходится до 34% всего международного грузооборота. Перевозки между Европой и Азией, проходящие в том числе по транссибирским маршрутам, занимают 31% (см. схему на стр. 31). По оценкам аналитиков Boeing, в следующие 20 лет грузооборот в мире будет расти на 4,7% ежегодно и, по оптимистичным прогнозам, к 2033 году превысит 500 млрд т·км.

Что касается операторов, то крупнейшие игроки мирового рынка авиационных грузоперевозок — американские грузовые авиакомпании Federal Express (FedEx) и UPS Airlines с общим ежегодным грузооборотом более 26 млн т·км (данные IATA, 2013). Прямую конкуренцию им составляют авиаперевозчики из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии: Emirates, Cathay Pacific Airways, Korean Air Lines, Singapore Airlines, Cargolux, Qatar Airways, China Airlines. Единственным европейским оператором, входящим в первую десятку, стала Lufthansa.

Российские авиакомпании в число лидеров пока не входят, однако с каждым годом укрепляют присутствие на международном рынке. Отечественные перевозчики выполняют больше половины своих рейсов именно за рубежом, в основном на маршрутах между Европой и Юго-Восточной Азией, занимая здесь до 7% рынка.

В числе основных сдерживающих факторов развития грузовых перевозок на внутреннем рынке эксперты называют низкий уровень развития аэропортовой инфраструктуры: недостаточное качество взлетно-посадочных полос, отсутствие современной разгрузочно-погрузочной техники, невысокую квалификацию персонала. Например, широкофюзеляжные Boeing 747, которые активно эксплуатирует крупнейший российский грузоперевозчик «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, входит в ГК «Волга-Днепр»), в России могут принимать всего 10 аэропортов. Наиболее развитый логистический кластер — московский авиационный узел, по оценке Invest in Russia, обрабатывающий почти половину всего грузопотока.

Основные перспективы развития российского рынка грузоперевозок в ближайшее десятилетие, по экспертным оценкам, связаны с международными транзитными перелетами на дальние расстояния и доставкой уникальных грузов, на чем, к примеру, специализируется группа компаний «Волга-Днепр». Ключевыми инструментами в повышении рентабельности операторов может стать увеличение парка грузовых воздушных судов за счет лизинга; внедрение международного стандарта e-Freight (электронный документооборот для оформления грузов); аутсорсинг логистики и развитие мультимодальных транспортных узлов в крупнейших городах России. В целом к 2020 году грузооборот российских авиакомпаний должен вырасти до 7–10 млрд т·км, а к 2030 году — до 12–18 млрд т·км. Обеспечение высокого уровня авиатопливообеспечения и конкурентных цен на авиационный керосин во всех регионах страны — также обязательное условие стабильного развития сегмента воздушных грузоперевозок в России и роста вовлеченности отечественных авиакомпаний в мировой грузооборот.

Транспортная стратегия

Работа с транспортными авиакомпаниями входит в список стратегических направлений группы «Газпромнефть-Аэро» — ее подразделения заправляют более 20% всех грузовых рейсов отечественных и иностранных авиакомпаний на территории России. Ежегодно для грузоперевозчиков поставляется свыше 350 тыс. тонн авиационного керосина.

Половина этого объема реализуется в международном аэропорту Шереметьево, где авиатопливный оператор «Газпром нефти» заправляет до 10 грузовых рейсов в день. Основные партнеры здесь — авиакомпании, входящие в группу «Волга-Днепр», а также Korean Air Lines и Lufthansa Cargo. Через московский аэропорт авиакомпании выполняют прямые и транзитные рейсы по России, в Германию, Китай, Корею, Италию, Голландию, Вьетнам, осуществляют перевозку грузов между Западной Европой, Японией и США. Кроме того, в Шереметьево «Газпромнефть-Аэро» выступает стратегическим партнером «Аэрофлота», также входящего в пятерку крупнейших грузоперевозчиков России. Примечательно, что у национального российского перевозчика собственная грузовая стратегия: компания не делает упор на создании собственного грузового флота — основной объем коммерческих грузов «Аэрофлот» перевозит на пассажирских рейсах.

Перспективы развития транспортного направления на базе Шереметьево определяются планами развития самого аэропорта. Здесь строится новый мультимодальный грузовой комплекс, пропускная способность которого на первом этапе строительства (к 2016 году) будет доведена до 400 тыс. тонн грузов, в дальнейшем — 680 тыс. тонн. Для сравнения: в 2014 году грузооборот аэропорта составил 275 тыс. тонн. Впрочем, развитие грузового сегмента российского рынка авиаперевозок связано не только с московским авиаузлом.

Выгодное географическое расположение России на Евразийском континенте определяет ее стратегическое значение для мировой отрасли воздушных перевозок. Использование воздушных коридоров над территорией России на транссибирских маршрутах из Европы в Азию позволяет сократить протяженность дальнемагистральных полетов на несколько тысяч километров, соответственно, экономя топливо и повышая общую экономику рейсов. Поэтому расширение бизнеса в сибирском авиационном кластере — одно из приоритетных направлений стратегии развития бизнеса «Газпромнефть-Аэро» в перспективе до 2025 года.

Сегодня предприятия группы работают в крупнейших аэропортах региона. Флагман сибирского авиационного кластера — новосибирский аэропорт Толмачево. Это крупнейший за Уралом транзитный узел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Высокая концентрация в Новосибирске железнодорожных, автомобильных и водных транспортных путей создает особые условия для развития мультимодального логистического центра на базе аэропорта. Собственный топливозаправочный комплекс «Газпромнефть-Аэро» в Толмачево позволяет компании работать напрямую c крупнейшими российскими и зарубежными грузоперевозчиками, такими как «Волга-Днепр», «Авиакон Цитотранс», Lufthansa Cargo, Yangtze River Express, Finnair. Однако большая часть из почти 100 тыс. тонн авиатоплива, которые поставляет «Газпромнеть-Аэро Новосибирск» грузовым перевозчикам, приходится на рейсы Cargolux — одной из крупнейших европейских транспортных авиакомпаний с портом приписки в Люксембурге. Оператор совершает перевозки грузов на маршрутах из Китая, Японии и Кореи в Австрию, Венгрию, Италию и Люксембург.

А вот основной партнер компании из грузового сегмента в красноярском аэропорту Емельяново — Lufthansa Cargo, отношения с которой успешно развиваются с 2014 года. Ежегодно транспортный оператор выполняет более 1,5 тыс. рейсов через Красноярск, эксплуатируя транссибирские маршруты для перевозки грузов из Франкфурта в США и страны Юго-Восточной Азии.

Еще один «опорный пункт» «Газпромнефть-Аэро» в сибирском авиационном кластере появился в прошлом году — с приобретением доли в «ТЗК Омск Центральный».

Присутствие предприятий «Газпромнефть-Аэро» в крупнейших логистических центрах России позволяет партнерам компании воспользоваться так называемым «сетевым эффектом». Заключая прямое соглашение с компанией, грузоперевозчики могут заправлять свои рейсы по всей ее сети, получая качественное топливо по конкурентной цене. Разрабатывая совместно с партнерами оптимальные транспортные маршруты как внутри страны, так и на зарубежных направлениях, компания не только развивает собственный бизнес. Это способствует формированию новых логистических направлений, а значит, развитию всего российского рынка грузовых авиаперевозок.

Сложная экономическая ситуация в мире, безусловно, оказала влияние на темпы роста воздушных грузоперевозок, в том числе и в России. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед компанией сегодня, является удержание стоимости топлива для конечных потребителей — авиакомпаний — в нижнем ценовом сегменте. Это позволит авиаперевозчикам частично нивелировать рост затрат на выполнение рейсов и сохранить маршрутную сеть грузоперевозок.

АНТОН ДИАНОВ,
начальник управления маркетинга и стратегического развития «Газпромнефть-Аэро»