Диалоги о безопасности

Диалоги о безопасности

В конце мая в Москве прошел форум «Повышение эффективности взаимодействия с подрядными организациями в области производственной безопасности». Именно на этой встрече, в которой приняли участие представители «Газпром нефти» и подрядных организаций, российские и зарубежные эксперты в сфере обеспечения промышленной безопасности в компаниях нефтегазового сектора, состоялась презентация программы «Семь ступеней». Участники форума поделились с «СН» своим мнением о том, как должны строиться взаимоотношения заказчиков и подрядчиков, чтобы совместная работа стала по-настоящему безопасной

Олег Николаенко
Олег Николаенко, начальник департамента производственной безопасности «Газпром нефти»:

— Чем, на ваш взгляд, вызвано заметное отставание сервисных компаний с точки зрения развития систем промбезопасности?

— Часто можно услышать мнение, что во многом виноваты сами нефтяные компании, которые, снижая стоимость контрактов, практически не оставляют подрядчикам средств на развитие, а подрядчики первым делом экономят на производственной безопасности. Я думаю, что эти обвинения если и были когда-то справедливы, то сегодня практически потеряли актуальность. И уж точно нельзя оправдать экономию на таких статьях, как безопасность людей и экология. Мы выдвигаем условия, которые должны прекратить такую практику: если выполняешь требования, ты с нами работаешь, нет — значит, до свидания.

Хотя, конечно, обеспечение взаимодействия в области безопасности производства — это улица с двусторонним движением. У нас сейчас очень часто заключаются долгосрочные договоры, чтобы подрядчик понимал, что мы — полноправные партнеры, это долговременное сотрудничество, а вариант «сорвал деньги и ушел» — это не наш случай.

— Есть ощущение, что в программе «Семь ступеней» кнута больше, чем пряника... Какие-то мотивационные программы для добросовестных партнеров будут работать?

— Сейчас разрабатывается то, что пока плохо работает, — система формирования рейтинга контрагентов. Когда она заработает, пряник появится уже на этапе тендерного рассмотрения — если подрядчик безопасный, то при прочих равных он будет иметь приоритет, получит хороший контракт, обеспечит себе стабильность и развитие бизнеса. Кроме того, мы предоставляем бесплатное обучение для работников подрядчика, а это на самом деле большие деньги.

— Это на уровне взаимоотношений компаний — а на уровне сотрудников?

— Мы здесь, наверное, немного отстаем. До сих пор как-то считалось, что просто работать в компании — самая лучшая мотивация. Но мы уже внедряем мотивационные методы — награды, премии за безопасность. На этом форуме генеральный директор компании как раз впервые вручал награды организациям — передовикам в сфере производственной безопасности, мы постепенно спускаемся с уровня компаний до поощрения сотрудников.

— То есть скоро не мы будем приглашать экспертов на свои конференции по безопасности, а нас как экспертов — на чужие?

— Нас уже приглашают. Просто мы пока сами недовольны своей системой производственной безопасности, которая, если оценивать объективно, не так уж и плоха. При этом мы очень активно развиваемся. Так что мы не отстающие, просто перфекционисты. Хотя и поле для развития, конечно, еще очень обширное.


Олег Мурадян
Олег Мурадян, начальник департамента охраны здоровья, труда, общественной безопасности и окружающей среды компании «Салым Петролеум Девелопмент»:

— «Салым Петролеум» — признанный лидер отрасли с точки зрения ПЭБ, ОТ и ГЗ. За счет чего удалось добиться такого результата?

— Мы просто начали заниматься этим вопросом не сейчас, а 10 лет назад, на этапе становления компании, — это единственное принципиальное различие. Повышение внимания к вопросам безопасности, которое мы сейчас видим, — это очень хороший тренд, но это работа над ошибками, желание закрыть пробелы, которые образовались в 90‑е годы. А «Салым Петролеум» уже рождался с таким пониманием, с таким подходом к вопросам безопасности, в первую очередь, естественно, благодаря наличию западного акционера — Shell.

— То есть принципиальных отличий в подходах нет? В отечественной практике безопасность, например, по большей части всегда обеспечивалась карательными мерами...

— От карательных мер, напротив, нужно постепенно уходить, хотя, разумеется, совсем отказываться от них нельзя. В каждой системе должны быть мотивационный и стимулирующий элементы. В принципе, системы управления безопасностью у всех практически идентичны, разница только в успешности применения на производственных площадках. То есть теория одна и та же, вопрос в том, как сделать, чтобы это успешно работало в поле.

— Что касается взаимоотношений с подрядчиками — почему в сфере безопасности заказчик, как правило, ведущий, а подрядчик ведомый?

— Потому что нам, наверное, больше надо. Лидеры отрасли уже изменились, они не просто зарабатывают деньги; быть надежным и безопасным — необходимый фактор успешности бизнеса. У нас есть подрядчики, которые с точки зрения отношения к вопросам безопасности являются нашими хорошими равноправными партнерами. Но это, к сожалению, пока все же скорее исключение, а не правило. Хотя мы видим, что многие наши подрядчики хотят и готовы меняться — это просто вопрос времени. Мы просто чуть впереди.


Владимир Кознов
Владимир Кознов, вице-президент по качеству, охране труда, производственной безопасности и охране окружающей среды компании «Интегра»:

— То, что сегодня обсуждалось, мы внедряем на протяжении последних четырех-пяти лет. Поэтому нам близки цели и задачи, которые ставит перед собой «Газпром нефть», мы также считаем эти процессы очень важными и будем содействовать их развитию. Главное — меняется философия: заказчик и подрядчик должны выстраивать отношения как равные партнеры по бизнесу. Именно в этом должен меняться менталитет. Схема, сохранившаяся еще с советских времен — «Я заказчик, я все знаю, ты подрядчик, выполняй задания, за которые тебе платят деньги, и задавай меньше вопросов», — неэффективна. Роли, в том числе в процессе создания системы промбезопасности, должны распределяться в соотношении 50 на 50. Если подрядная организация стабильно выполняет работу профессионально, без форс-мажоров и срывов, то в конечном итоге выигрывает компания-заказчик.