Родные люди

В критической ситуации, когда собственных сил на решение жизненно важной проблемы не хватает, может оказаться каждый. Люди, работающие в «Газпром нефти», знают, что всегда могут рассчитывать на помощь коллег и компании. Работа корпоративного фонда взаимопомощи «Родные люди», созданного в «Газпром нефти» три года назад, демонстрирует, сколько неравнодушных людей работает в компании

История с благотворительностью

Желание помочь ближнему присуще людям — человек испытывает ни с чем не сравнимый душевный подъем, когда оказывает помощь нуждающимся, причем помощь бескорыстную. Именно это чувство легло в основу общественного института, которое получило название благотворительность. С развитием цивилизации рос и масштаб явления, что потребовало координации и организации процесса, управления им — иначе помощь просто бы не доходила до адресатов. Изначально таким координатором выступала церковь, с развитием государственных институтов все большую роль в процессе управления благотворительностью стала играть светская власть и общественные объединения. Что касается последнего столетия, то в большей части мира этот вектор в принципе сохранился, но не в постреволюционной России.

В Советском Союзе официально понятия «благотворительность» не существовало — церковь была отделена от государства, а само государство декларировало, что целиком и полностью берет на себя заботу о своих гражданах, в том числе попавших в сложную жизненную ситуацию. Однако определенные элементы такого общественного института, как благотворительность, сохранялись и в Стране Советов. И речь идет, конечно, не о добровольно-принудительных отчислениях из зарплаты «в Фонд мира». Одним из немногочисленных узаконенных государством альтернативных инструментов поддержки людей стали, например, так называемые кассы взаимопомощи, объединявшие членов профсоюза предприятия, учреждения или учебного заведения. Это, конечно, не благотворительность в чистом виде, а скорее общественная система кредитования, тем не менее такие кассы, куда нужно было вносить ежемесячный взнос, чтобы рассчитывать на получение безвозмездного пособия или ссуды, в определенной степени можно считать предшественницами современной внутрикорпоративной благотворительности. Как минимум исходя из того, что подобное взаимодействие сотрудников одной организации — очевидный элемент формирования корпоративной культуры, базировавшийся на принципе «все помогают всем».

Наталья Каминарская
Наталья Каминарская,
исполнительный секретарь «Форума доноров», руководитель Федерального консультационного центра «Родные города»:

Сегодня компании тратят значительные усилия на вовлечение сотрудников в благотворительную деятельность. Они используют разные инструменты: корпоративное волонтерство, привлечение сотрудников к реализации общекорпоративных благотворительных программ, конкурсы социальных инициатив. Однако с точки зрения затрат и эффективности одним из наиболее удачных является механизм фонда взаимопомощи. Он использует и развивает как бизнес-процессы — внутрикорпоративные коммуникации, что особенно важно для компании, работающей на всей территории страны, — так и социальную составляющую, позволяя самим сотрудникам принять посильное участие в поддержке коллег. На мой взгляд, у компании эта деятельность ведется очень системно, продуманно, а четкий механизм и прозрачность работы фонда позволяют развивать доверие и привлекать к его работе все большее число сотрудников.

Само понятие «корпоративная культура» вошло в русский язык позднее, но принцип взаимопомощи при построении взаимоотношений в коллективе не потерял (а скорее приобрел) в актуальности и сегодня. Болезнь, потеря крова при нынешнем уровне цен на медицинское обслуживание, недвижимость на фоне слабости, а часто и полной неработоспособности программ господдержки очень часто становятся для человека неразрешимой проблемой. Корпоративный фонд «Родные люди», созданный в «Газпром нефти», стал реальным и эффективным инструментом помощи, в который, что самое главное, поверили сами сотрудники компании. Тем самым поверив друг в друга.

Принцип милосердия

Просьбы о помощи от сотрудников компании в адрес руководства «Газпром нефти», конечно, поступали всегда. Куда еще, как не в родную организацию, обратиться человеку, оказавшемуся на грани катастрофы, которому, например, для лечения ребенка нужно продать всю свою собственность — и не факт, что этих денег окажется достаточно? Конечно, компания помогала, но без системы должного эффекта добиться сложно. Поэтому в 2012 году, в рамках общей комплексной программы социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города», был создан фонд взаимопомощи «Родные люди». В основе его работы — принцип софинансирования: к каждому рублю, выделенному сотрудниками для помощи коллеге, «Газпром нефть» добавляет рубль из бюджета компании.

Анна Чесанова
Анна Чесанова,
главный специалист департамента регионального развития «Газпром нефти»:

С каждым новым сбором средств на призыв оказать помощь откликаются все больше и больше людей. Особенно это заметно, когда помощь нужна детям. Заявления продолжают поступать, даже когда мы объявляем, что необходимые средства уже собраны. Некоторые приносят по два заявления, второе — после того как мы повторно публикуем информацию о сборе средств. Такое отношение откровенно восхищает!

Рассчитывать на помощь может каждый, однако создан, конечно, и механизм отбора заявлений. Тяжелая болезнь самого работника (если лечение не покрывает ДМС, предоставляемое компанией) или его ближайших родственников, стихийные бедствия, какие-то другие чрезвычайные обстоятельства — все это основания для организации кампании по сбору средств. При условии, что сам попавший в тяжелую жизненную ситуацию человек и его семья не могут самостоятельно собрать сумму, необходимую для решения проблемы.

Когда фонд взаимопомощи только начал работу, необходимые деньги не всегда удавалось собирать и с помощью коллег. В 2012 году пожертвования составляли в среднем 30% от необходимых для помощи сумм, остальные 70% выделяла компания. В работе фонда в год его основания приняли участие 542 сотрудника компании. Но уже в 2013‑м деньги сотрудников стали основным источником финансирования — они составили 58% от общей суммы средств, направленных нуждавшимся в помощи. Количество участников программы увеличилось до 2281 человека. Сегодня уже все средства собираются исключительно за счет пожертвований сотрудников. И это немалые средства. 6,5 млн рублей, необходимых для лечения дочери одного из сотрудников компании, его коллеги из разных подразделений — более того, из самых разных точек страны и из-за ее пределов — собрали всего за неделю. Но на этом поток не остановился: люди продолжали перечислять деньги. В общей сложности было собрано более 8 млн рублей. А вместе с деньгами родители ребенка получали огромное количество писем со словами поддержки, которые в такой ситуации тоже нужны как воздух. Поддержка многотысячного коллектива — это очень важно. Только за первые месяцы 2015 года в программе «Родные люди» приняли участие 4611 человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Корреспондент «СН» встретился с активными участниками фонда «Родные люди», чтобы задать им всего один вопрос:

ЗАЧЕМ ПОМОГАТЬ НЕЗНАКОМЫМ ЛИЧНО ЛЮДЯМ?

Аделя:
Участвуя в сборе средств, мы даем надежду и силы человеку, которые ему необходимы в такой непростой ситуации. Мне важно помогать, и я понимаю: я помогла сейчас, а когда-то помогут мне. Необязательно в такой ситуации, но в целом любая помощь будет.

Оксана:
Я думаю, что здоровье — самая главная ценность для любого человека. Когда рядом возникает какая-то боль, невозможно остаться равнодушным. И еще важно знать, что ты неотъемлемая часть общества.

Андрей:
Любая помощь способствует не только материальному решению проблем, но и оказывает моральную поддержку. С ней легче психологически. У нас огромная компания, в ней работают десятки тысяч человек. И если каждый человек вложит совсем чуть-чуть, пусть даже один рубль, сколько может, — я понимаю, что у всех разные зарплаты, разные возможности, — то проблему будет решить легче.

Евгений:
Иногда возникают такие проблемы, которые человек не в состоянии решить сам. Иногда просто идет борьба за жизнь, особенно маленьких детей. Очень приятно, когда через некоторое время узнаешь, что человеку помогли в том числе твои действия. Это очень мотивирует.

Галина:
У меня есть два мотива [участвовать в работе фонда]: первый — просто желание помочь, а второй — уверенность в том, что это будет эффективно. Помощь точно дойдет до адресата. Когда участвует вся компания, я точно знаю, что мой маленький вклад присоединится к вкладам моих коллег. И я уверена, что будет большая сумма, что мы ее соберем.

Реальные ценности

Чем объяснить такой рост интереса людей к проблемам коллег, к судьбе, в общем-то, незнакомых людей? Наверное, свою роль сыграл сам формат «Родных людей». Помощь оказывается адресно, люди, которые переводят средства, точно знают, кому они пойдут. Подробная информация о том, для кого и зачем собираются средства, размещается в корпоративных средствах массовой информации, причем люди могут наблюдать за тем, как «работают» их деньги, — информация о ходе лечения, ремонте жилья или строительстве нового, если помощь оказывается пострадавшим от стихийных бедствий, также доступна. Каждая программа фонда, разумеется, завершается объявлением благодарности всем сотрудникам, которые направили свои деньги для оказания помощи коллегам.

Но, пожалуй, основная причина — в изменениях, происходящих в самой компании. Если человеку небезразлична судьба коллеги, пусть и работающего в другом подразделении компании, находящегося за тысячи километров, значит, в компании удалось создать атмосферу взаимоуважения и доверия. Значит, эта ценность, обозначенная в корпоративном кодексе, перестала быть декларацией и стала правилом жизни коллектива. Благодаря фонду «Родные люди» каждый человек, работающий в компании, может быть уверен, что он не останется один на один с бедой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ