Космический масштаб

Космический масштаб

Специфика рынка страхования шельфовых проектов

Уникальность шельфовых проектов требует особого подхода к страхованию рисков

С ростом интенсивности освоения углеводородных запасов мирового океана вопросы безопасности и страховой защиты становятся для нефтяных компаний приоритетными. Это касается и проектов в целом, и отдельных уникальных шельфовых объектов. Не исключение и проект освоения Приразломного месторождения — первого в истории проекта добычи нефти на арктическом шельфе России

Игра по-крупному


На старте проекта основной задачей стало обеспечение надежным страховым покрытием строительно-монтажных работ, серьезные риски несла и транспортировка «Приразломной» к месту установки

В рамках операционного полиса под страховое покрытие попали также риски поломок машин и механизмов, что является исключением при страховании морских стационарных платформ

Рынок страхования энергетических рисков, к которому принято прежде всего относить КАСКО (то есть имущество) буровых платформ и подводных добывающих комплексов, страхование скважин на случай их аварийного фонтанирования, сопутствующие виды гражданской ответственности за ущерб и загрязнение, весьма специфичен и узок. Страховым компаниям приходится иметь дело с нестандартными рисками и цифрами, особенно по проектам в высоких арктических широтах или на больших глубинах: с миллиардными, подчас космическими страховыми суммами, вытекающими из концентрации высокотехнологичного оборудования на ограниченном пространстве, удаленности и уникальности подобного оборудования, суровых погодных условий его эксплуатации. В последние годы к этому добавился еще и экологический аспект освоения Арктики, вызывающий повышенное внимание самых различных государственных и общественных организаций.

Самый нашумевший пример масштабов страхового случая, связанного с морской добычей,— авария американской платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году. Владелец платформы, фирма Transocean Ltd., по информации Moody’s Investors Services, на которую ссылался www.timesonline.com, в момент аварии располагал полисом страхования ответственности перед третьими лицами со страховой суммой в $950 млн, а имущественный комплекс платформы был застрахован на $560 млн. Полисами страхования ответственности перед третьими лицами с серьезными страховыми суммами располагали и другие операторы проекта, такие как Cameron ($500 млн), Anadarko Petroleum ($162 млн). Однако сумма ущерба для разработчика месторождения — BP — оказалась гораздо больше, около $25 млрд.

Поиск и выбор партнеров по страхованию и перестрахованию подобных дорогостоящих рисков требует приглашения глобальных игроков — международных страховых консультантов-брокеров, а также признанных мировых лидеров — страховщиков с необходимым опытом и капиталом, собственно и принимающих на себя основное бремя риска. В России большинство договоров страхования работ на шельфе сегодня заключается с привлечением не только самых надежных компаний национального страхового рынка, но и максимальной экспертизы и поддержки международных рынков с наивысшей репутацией. Примером такого подхода к страхованию и перестрахованию рисков может служить многолетнее сотрудничество «Газпром нефти» и «Газпром нефть шельфа» с «Согазом» как российским страховщиком, а также компаниями и синдикатами рынка Lloyd’s и международным страховым консультантом Willis Ltd. при операциях, связанных с деятельностью на Приразломном нефтяном месторождении.

Приразломное

Приразломное — первый в России проект по добыче нефти на арктическом шельфе. Промышленная разработка место- рождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Всего в первый год промышленной разработки Приразломного месторождения на нем было добыто 300 тыс. тонн, в 2015 году этот показатель будет превышен более чем в два раза.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые ­запасы нефти превышают 70 млн тонн. Оператором проекта является «Газпром нефть», недропользователем — ООО «Газпром нефть шельф».

Специально для разработки месторождения в России была создана новая нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. «Приразломная» проектировалась с учетом характеристик Арктического региона и рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических услови- ях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно.

Рукотворный остров

Разработка Приразломного месторождения — первый в России морской проект добычи нефти в суровых климатических условиях Арктики. Сейчас уже можно уверенно говорить об успехе проекта, вошедшего в стадию эксплуатации. Однако в момент принятия решения о его запуске вопросов было гораздо больше, чем ответов.

Поиск и выбор партнеров по страхованию и перестрахованию рисков, сопровождающих морскую добычу, требует приглашения глобальных игроков

Особые гидрометеорологические условия Арктики изначально повышали и без того немалые риски нефтедобычи в шельфовой зоне. Снизить их удалось за счет строительства уникальной морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», созданной с применением самых прогрессивных на сегодняшний день технологий и конструкторских решений. Фактически построенное на северодвинских верфях многотонное сооружение стало рукотворным островом в Печорском море, целым заводом, который обеспечивает выполнение всех технологических операций на месторождении — бурение, добычу, безопасное хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции.

«Началом непрерывного сотрудничества по страхованию можно считать 1 сентября 2006 года, когда между компаниями „Севморнефтегаз“ (предшественник „Газпром нефть шельфа“) и страховой группой „Согаз“ был заключен договор страхования строительства МЛСП „Приразломная“, — рассказал руководитель проекта по страхованию операций на шельфе и наземного бурения „Согаза“ Алексей Рыжков. — Риски по договору были перестрахованы на международном, в основном английском, страховом рынке. К моменту завершения стройки страховая сумма по строительно-монтажным рискам (СМР) увеличилась почти в три раза. В страховой защите проекта своими капиталами участвовали практически все основные компании — участники европейского энергетического страхового рынка».

Страховка от ветра

На старте проекта основной задачей для страховщиков и страхового брокера Willis стало обеспечение надежным страховым покрытием строительно-монтажных работ (СМР) на объектах «Приразломной», включая отдельные грузовые и стыковочные морские операции с блоками платформы, которые изготавливали различные предприятия. Все ключевые фазы строительства находились под пристальным вниманием не только специалистов заказчика и подрядчиков, но и страховщиков, привлекавших для независимой оценки риска и контроля безопасности проведения операций лучших инженеров — экспертов международного страхового рынка. Генподрядчик и основной завод — изготовитель платформы, «Севмаш», отвечал за проведение в 2010 году небывалой по сложности операции вывода МЛСП буксирами из акватории Бело- го моря (Северодвинск) сначала к точке балластировки цементом на территории 35-го судоремонтного завода в Мурманске, а затем — к месту эксплуатации в Печорском море.

Из Северодвинска до Мурманска «Приразломной» предстояло пройти по морю около 450 миль (более 800 км). В операции по транспортировке объекта массой около 120 тыс. тонн (без бетон- ного балласта) было задействовано шесть мощных буксиров. Учитывая уникальность для России этого проекта, несложно оценить, насколько высоки были риски. На третьи сутки операции, когда «Приразломная» находилась на выходе из Горла Белого моря, погода резко ухудшилась. Ветер усилился до 15–17 м/с с порывами до 25 м/с и, предположительно, мог достигнуть ураганных 35 м/с. Руководитель буксировки принял решение укрыться от шторма, и платформа с судами сопровождения легли на обратный курс. Защита была найдена у берега Кольского полуострова, в районе Кандалакши, и уже на следующие сутки, когда ветер стал слабее, а прогнозы метеорологов — благоприятнее, участники операции вновь взяли курс на Мурманск.

Вторая по счету, не менее сложная буксировочная операция готового сооружения из Мурманска до Приразломного месторождения буксирным караваном почти в том же составе началась уже в 2011 году, когда в районе месторождения сошел лед и были произведены все подготовительные работы на морском дне. До прибытия на точку бурения платформа проделала еще более длинный путь, чем в первый раз,— примерно 550 миль, или почти 1 тыс. км. При этом транспортировать МЛСП пришлось уже с увеличенной осадкой.

Эта операция обошлась уже без серьезных сюрпризов, и в 2013 году первый пусковой комплекс «Приразломной» ввели в эксплуатацию. С этого момента страховать пришлось уже новые риски, связанные с поэтапным вводом платформы в строй.

Все под контролем

В процессе ввода платформы в эксплуатацию ситуация осложнялась необходимостью обеспечения непрерывного покрытия одновременно по полису страхования имущества для уже сданных в эксплуатацию систем платформы и страхования строительно-монтажных работ до окончания постройки и испытания для других систем всех трех пусковых комплексов «Приразломной». «Западные партнеры по перестрахованию в ходе консультаций убедились в безопасности одновременного проведения приемки в эксплуатацию отдельных систем МЛСП „Приразломная“ и буровых работ на пилотных скважинах уже сданного к тому времени в эксплуатацию бурового комплекса платформы, — поделился воспоминаниями начальник отдела страхования и аналитической поддержки департамента казначейства „Газпром нефти“ Игорь Маслов.— Наряду с одновременным страхованием сданных в эксплуатацию и строящихся систем платформы дополнительно были застрахованы риски аварийной потери контроля над скважиной и наступления гражданской ответственности перед третьими лицами в результате неконтролируемого фонта­ на на скважине, хотя вероятность такого разви­тия событий с учетом всех технических барьеров на МЛСП очень мала».

По словам Игоря Маслова, с началом промышленной эксплуатации потребовалось также от­дельно оценить и передать на коммерческий страховой рынок экологические риски, связан­ные с аварийными разливами нефти по другим (не связанным с работой на скважине) причи­нам, в том числе при погрузке на танкер. Отдель­ но была предусмотрена компенсация операто­ру разработки месторождения на случай финан­совых последствий перерыва в производстве на «Приразломной» из-за случайных событий. «В рамках операционного полиса «Согаза» под страховое покрытие попали также риски поло­мок машин и механизмов, что, как правило, яв­ляется исключением при страховании морских стационарных платформ и отсутствует в про­граммах страхования других операторов на рос­сийском континентальном шельфе«,— добавил заместитель генерального директора по право­вым, корпоративным и имущественным вопро­сам «Газпром нефть шельфа» Рустам Романенков.

Помимо самой платформы застрахованы при­надлежащие «Газпром нефть шельфу» специа­лизированные ледокольные суда обеспечения, несущие постоянное аварийное дежурство ря­дом с «Приразломной», — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» вместе с установленным на них новейшим оборудованием для ликвидации ава­рийных разливов нефти,— а также ответствен­ность судовладельца. Танкеры-челноки, курси­ рующие между платформой и перевалочным портом (Роттердам) круглый год, страхует уже сам оператор танкерного флота — компания «Совкомфлот».

В целом основная организационная работа по страховому сопровождению проекта уже про­ведена, все возможные и невозможные риски учтены. Но и операторы, и страховщики в один голос говорят о том, что расслабляться не стоит, ведь в вопросах безопасности шельфовой добы­чи нефти в Арктике нет мелочей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ