Образование по запросу

Образование по запросу

Изменение подходов бизнеса к развитию системы подготовки специалистов

Технологическое развитие российской нефтегазовой отрасли в последние годы заставило бизнес по-новому взглянуть на решение кадрового вопроса. Очевидно, что самый надежный способ обеспечения перспективных проектов специалистами, обладающими необходимым набором компетенций, — инвестирование в их обучение

Адресат известен

За более чем сто лет своей истории нефтяная отрасль переживала немало взлетов и падений. При этом российская нефтянка не всегда шла в ногу с мировыми тенденциями, иногда обгоняя, а иногда и значительно отставая от уровня развития лидеров. Последний серьезный спад отечественная нефтяная промышленность пережила в 1990-х, а сегодня вышла на новый виток развития. Темпы и качество этого развития зависят не только от размера средств, вкладывающихся в отрасль, — человеческий фактор не менее важен. Сотрудники, поиск которых ведут компании сегодня и кого хотели бы видеть в своих рядах завтра, как правило, заметно отличаются набором компетенций — в перспективе он расширяется и видоизменяется в зависимости от задач, стоящих перед отраслью.

Эти тенденции отчетливо прослеживаются на примере данных статистики подбора персонала «Газпром нефтью». Например, в прошлом году в сферу интересов компании активно вошли специалисты, специализирующиеся на развитии шельфовых проектов, причем во всех сегментах: проектировании, концептуальном инжиниринге, разработке и эксплуатации месторождений. Востребованными оказались и геологи, имеющие опыт работы с трудноизвлекаемыми запасами и баженовской свитой. Отдельное внимание уделялось специалистам и руководителям, обладающим знаниями и опытом использования проектного подхода в сфере бурения и разработки месторождений.

Кирилл Стрижнев,
генеральный директор «Ханты-Мансийского нефтегазового союза»,
руководитель проектного офиса «Бажен», заведующий кафедрой технологии
повышения нефтеизвлечения для объектов с осложненными условиями
в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина:

В сентябре 2015 года 13 студентов, которые прошли трехэтапный отбор, приступили к обучению на кафедре «Технологии повышения нефтеизвлечения для объектов с осложненными условиями». Для компании это важный проект, так как освоение трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов играет большую роль в развитии всей нефтегазовой отрасли и с каждым годом потребность в специалистах данного направления будет только возрастать. Но найти высококвалифицированный персонал с нужными навыками на рынке труда непросто, поэтому мы избрали дальновидную стратегию по выращиванию своих специалистов, которые будут адаптированы под реальные цели и задачи компании.

Совместно с РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина мы разработалиучебную программу, которая будет прочитана лучшими лекторами из состава специалистов и экспертов Центра профессионального роста «Газпромнефть-НТЦ» и преподавателей университета. Программа включает общенаучный и профессиональный циклы. Мы постарались сделать ее максимально наполненной и охватывающей все функциональные области, специфичные при работе с трудноизвлекаемыми запасами. В рамках этой программы будет реализована практика обучения непосредственно на производстве с зачислением в штат компании.

В целом надеемся, что благодаря таким проектам у молодого поколения появится возможность по окончании университета получать специальность, которая отвечает специфике и потребностям рынка.

Эти люди нужны здесь и сейчас. Но любая компания, ставящая перед собой амбициозные стратегические цели, должна быть дальновидной и уметь прогнозировать ситуацию на рынке труда на несколько лет вперед. Очевидно, что отечественная система образования не в состоянии самостоятельно, без участия бизнеса, обеспечить отрасль необходимыми кадрами. Причин этому много, в их числе и устаревшие образовательные стандарты, и элементарное запаздывание в подготовке студентов по востребованным технологическим специальностям, и перекос в сторону академического образования в ущерб практическим навыкам. Если смотреть шире, то за последние десятилетия престиж инженерных и технических специальностей упал в принципе. И это также сказывается на качестве подготовки студентов, на их заинтересованности в учебе и дальнейшей мотивации оставаться в профессии. Негативную картину дополняет отрицательный демографический тренд, последствия которого рынок труда в полной мере ощутит в ближайшие 10 лет.

Понимание существующих и грядущих проблем и усиливающаяся конкуренция за лучших выпускников заставили лидеров отечественной нефтянки активно заняться поддержкой вузов. Наиболее популярной ее формой в течение нескольких лет оставалось банальное спонсорство. Однако, как показала практика, такое взаимодействие с учебными заведениями оказалось не слишком эффективным. В связи с этим в «Газпром нефти» было принято решение изменить подход к партнерству, поставив его на инвестиционные рельсы. Это выгодно не только компании. Речь идет о совершенствовании самой отечественной системы профессионального образования.

Чему учат в школе


Единственный в России учебно-технический полигон, созданный на Омском НПЗ, оснащен реальным оборудованием и современными обучающими тренажерными системами

Актуальная концепция подготовки кадров в «Газпром нефти» предполагает создание системы непрерывного образования — начиная со школьной скамьи и заканчивая специальными программами для молодых специалистов внутри компании. Изначально работа со школами в регионах присутствия «Газпром нефти» лежала скорее в сфере социальных программ компании, нежели HR: предприятия спонсировали классы, специализировавшиеся на точных науках, выделяли средства на оборудование для кабинетов химии и физики, премирование лучших учеников. Сегодня же компания, не отказываясь от социальных обязательств, делает ставку на «Газпромнефть-классы». Цель их создания — в целенаправленной подготовке кадрового резерва из наиболее талантливой молодежи.

«Конечно, мы понимаем, что работа со школьниками — это в большей степени работа на всю отрасль, на повышение престижа инженерных специальностей,— признает руководитель направления в управлении развития и подготовки кадров „Газпром нефти“ Игорь Мармылев. — Тем не менее в рамках „Газпромнефть- классов“ мы в том числе получаем возможность познакомить их с деятельностью нашей компании». Действительно обучение в «Газпромнефть классах» помимо базовой школьной программы с углубленным изучением естественно-научных дисциплин включает в себя знакомство с основами нефтегазового бизнеса, дополнительное изучение основ специальностей. Например, в Санкт-петербургском классе, открытом при содействии «Газпромнефть НТЦ», ребята смогут познакомиться с основами геологии и материаловедения, прикладной физикой и теорией решения изобретательских задач. Школьники из класса в Омске имеют возможность получить представление о нефтеперерабатывающем производстве, а в Ноябрьске — о работе добывающего актива.

Для повышения эффективности реализуемых образовательных проектов в компании внедрена концепция «Инвестионное партнерство»

Модель численности персонала

Отельная сложность при подготовке будущих кадров — понять, какие именно специалисты будут востребованы в компании в ближайшие годы. Пока такие прогнозы делаются в основном на данных отделов персонала каждой конкретной функции. Однако сегодня в «Газпром нефти» внедряется инструмент стратегического планирования численности — так называемая Модель численности персонала. Ее задача — строить прогноз численности персонала на долгосрочную перспективу в привязке к стратегическим целям, поставленным компанией.

В частности, модель позволяет рассчитать потребность в персонале в зависимости от различных факторов (драйверов), изменение которых потенциально влияет на численность персонала. Учитываются также различные сценарии макропараметров, напрямую влияющих на персонал. Сами факторы определяются стратегическими целями компании.

Например, увеличение объема добычи влечет за собой увеличение количества добычных активов, месторождений, среднедействующего фонда скважин и, соответственно, численности персонала.

Модель позволяет получить ответы на такие вопросы, как:
• какие функции и семейства специальностей будут испытывать кадровый дефицит в какие года?
• какие функции — самые возрастные и по каким направлениям необходимо работать с вузами, в какие периоды?
• по каким направлениям будет достаточно руководителей и недостаточно специалистов, в какие года?

Инвестируя в «своих» студентов, компании пытаются обеспечить себя кадровым резервом на несколько лет вперед

Кстати, в Омске нынешним летом компания опробовала совершенно новый формат взаимодействия со школами — организацию Летней академии ОНПЗ. Совместный образовательный проект для 30 лучших учеников 8–9-х классов ведущих школ Омска, увлекающихся химией, физикой и математикой, организовали ОНПЗ и Омский государственный технический университет (ОмГТУ). В течение двух недель школьники изучали физику и химию, участвовали в различных тренингах, встречались с молодыми специалистами и руководителями Омского НПЗ, известными спортсменами. Такой уникальный формат профориентации и общения на равных нашел живой отклик у ребят.

«В Омске есть школы, которые имеют очень высокий уровень подготовки по физике, математике, химии. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать эти знания, — отметил генеральный директор ОНПЗ Олег Белявский. — Наша задача — добиться того, чтобы ребята сделали правильный осознанный выбор, придя в нефтепереработку. На это и направлена вся работа компании — формировать кадровый резерв, чтобы к нам приходили люди, которые хотят работать в этой области».

Свои студенты

Более целенаправленными стали инвестиции компании и в образовательные программы российских профильных вузов и средних специальных учебных заведений. Характерный пример здесь — открытие второй базовой кафедры в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, задача которой готовить специалистов для работы с трудноизвлекаемыми запасами. В ситуации, когда большинство месторождений «Газпром нефти» перестают приносить легкую нефть, а разработка баженовской свиты относится к стратегическим задачам компании, открытие подобной кафедры закономерно: профильных специалистов по ТРИЗам в России до сих пор не готовил ни один вуз. Впрочем, и создание в 2014 году первой базовой кафедры — в ОмГТУ — такой же ответ на потребности компании, точнее — Омского НПЗ. О важности этого проекта для предприятия говорит то, что кафедру возглавил генеральный директор завода Олег Белявский. Более половины учебного плана программы составляют практические занятия студентов на производстве, для чего на базе ОНПЗ был создан единственный в России учебно-технический полигон, оснащенный реальным оборудованием и современными обучающими тренажерными системами. По словам Олега Белявского, в уникальный проект подготовки кадров для нефтеперерабатывающей отрасли было вложено более 40 млн рублей.

Потребности компании в узких специалистах отражают и другие образовательные программы. К корпоративной магистратуре «Нефтяной инжиниринг», действующей в МФТИ, в 2015 году добавились магистерские программы «Математическое моделирование процессов нефтедобычи» в петербургском Политехническом университете и «Капитальное строительство» в ТюмГАСУ. Главное преимущество такого подхода — в формировании целевой программы обучения, позволяющей подготовить специалистов под текущий запрос компании. "Такие образовательные проекты — магистратуры или программы дополнительного обучения студентов — сегодня для нас приоритетны. Они требуют меньше финансовых вложений, чем базовые кафедры, но дают возможность получить максимальную отдачу от инвестиций и в случае необходимости, добавляя или убирая какие-то учебные модули, переключать образовательную программу на смежные специальности",— пояснил Игорь Мармылев. Еще один плюс краткосрочных программ — в возможности подготовить выпускников со столь востребованным сегодня мультиобразованием без потери лишних лет на переобучение: "Мы можем взять в магистратуру бакалавра с производственной специальностью и за два года сделать из него экономиста со знаниями в столь специфической сфере как, например, эксплуатация объектов нефтедобычи или нефтехимия«,— уточнил руководитель направления в управлении развития и подготовки кадров «Газпром нефти». Фокусировка на целевую подготовку студентов отражена и в структуре финансирования: если еще в прошлом году в этот сегмент направлялось 8,5% от общей суммы инвестиций «Газпром нефти» в образовательные проекты, то в 2015‑м этот показатель достиг почти 30%.

Иностранные студенты

«Газпром нефть» реализует образовательные проекты не только под патронажем российских активов, но и зарубежных. Например, с 2014 года в Горном университете Санкт-Петербурга проходят обучение стипендиаты из Курдистана. Проект реализует Gazprom Neft Middle East, работающий на трех блоках в иракском Курдистане. Молодые специалисты, успешно завершившие обучение, смогут получить работу на предприятиях «Газпром нефти» в Ираке.

Инвестирует в образовательные проекты и сербская «дочка» «Газпром нефти»: по соглашению с горно-геологическим факультетом Белградского университета компания внесла свой вклад в изменение и усовершенствование образовательных программ обучения по специальностям «инженер нефтегазового дела» и «геология нефти и газа».

Помимо этого, компания координирует сотрудничество Технического факультета Новосадского университета и Ухтинского государственного технического университета, а также всячески поддерживает и способствует обмену студентами по программам Россотрудничества. С 2013 года агентство регулярно выделяет отраслевые квоты для сербских студентов на обучение в российских нефтегазовых и горных вузах. NIS, со своей стороны, выделяет перспективным студентам именные стипендии и обеспечивает их проживание в России.

И речь не идет только о вузах — в периметр внимания компании включены и средние специальные учебные заведения, что позволяет проводить целевую подготовку не только ИТР, но и специалистов, которые смогут быстро включиться в работу непосредственно на производственных объектах, например, на установках НПЗ. Яркий пример такого подхода — сотрудничество Московского НПЗ и столичного колледжа связи № 54, расположенного рядом с предприятием и имеющим в учебной программе направление «нефтепереработка».

Инвестируя в «своих» студентов, компании пытаются обеспечить себя кадровым резервом на несколько лет вперед. Для «Газпром нефти» эти инвестиции уже начинают приносить отдачу: первые проекты, запущенные с тремя вузами в 2012 году, уже дали компании 36 молодых специалистов. Учебные заведения, несомненно, также выигрывают от сотрудничества с бизнесом, получая не только средства на обновление материально-технической базы, но и повышают престиж, уровень подготовки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ