Премия за качество

Премия за качество

Новые возможности отечественных производителей смазочных материалов


В числе новых потребителей смазочных материалов «Газпром нефти» в первую очередь — сельскохозяйственные и муниципальные предприятия

Фото: ТАСС, РИА «НОВОСТИ», Александр Таран

«Газпром нефть» — один из лидеров российского рынка смазочных материалов
Смазочные материалы «Газпром нефти» используют и официально одобряют


Инфографика: Рамблер Инфографика / Евгений Иванов
Регионы заменяют импортные смазочные материалы продукцией «Газпром нефти»

«Импортозамещение», пожалуй, самое актуальное слово в современных российских экономических реалиях. Но что в действительности кроется за этим термином и насколько слова подкреплены реальными процессами? Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» наглядно демонстрирует, как можно использовать смену рыночного вектора для развития бизнеса

Текст: Татьяна Трофимова

Активизация процесса импортозамещения на российском рынке смазочных материалов, в отличие от некоторых других отраслей, абсолютно лишена политической составляющей и носит исключительно экономический характер. Дело в том, что, как это ни парадоксально, импорт традиционно играл здесь существенную роль — при избыточности собственного производства. Активные поставки готовых высокотехнологичных масел и экспорт сырья означали только одно: российские потребители не были удовлетворены качеством большей части производимых в России продуктов.

Значительный рост цен на импортные масла, вызванный резким ослаблением рубля, заставил потребителей задуматься о поиске отечественных аналогов. Причем замену соответствующего качества по приемлемой цене необходимо было искать быстро, так как использование иностранных продуктов стало неподъемным для бюджетов потребителей, а применение некачественных масел и смазок несет риск поломок или как минимум значительного сокращения ресурса техники. Однако смазочные материалы премиального сегмента — крайне сложные, высокотехнологичные продукты, для организации выпуска которых необходимы серьезные инвестиции в эффективные, технологически гибкие производства, научно-исследовательские разработки, в работы по получению одобрений и допусковпроизводителей техники, в комплексные маркетинговые и сервисные программы. В итоге конкурентные преимущества получили те производители масел, которые системно занимались решением этих задач и раньше.

На упреждение

«Газпром нефть» изначально строила свой бизнес масел системно, в соответствии с долгосрочной программой развития, делая ставку на производство высокотехнологичных, качественных продуктов, подходящих для использования в самой современной технике. Сегодня компания выпускает около полумиллиона тонн масел и смазок в год, из них до 200 тыс. тонн — премиальные. На продукты компании получено свыше 250 допусков от различных производителей автомобилей, техники и оборудования. Так что найти ответ на вызов рынка и предложить российским потребителям качественные аналоги импортных смазочных материалов в «Газпромнефть — смазочных материалах» смогли без труда.

В I квартале 2015 года компания испытала лавинообразный рост спроса на продукцию — сейчас производственные мощности загружены на 100%. В оперативном режиме пришлось решать логистические вопросы, дополнительно набирать персонал. «Внутренний рынок, рынок России — это главный для нас рынок, — отметил генеральный директор компании „Газпромнефть — смазочные материалы“ Александр Трухан. — Мы российская компания, и наше основное производство в России. Раньше мы боролись с влиянием импортеров, иногда незаслуженным, но сейчас у нас появилась возможность для расширения нашей ниши на рынке премиальных масел. Мы понимаем, что это долгосрочная стратегия. И, получив эту нишу, мы дальше будем удовлетворять ее потребности. Поэтому, если сиюминутная экспортная выгода все-таки выше, мы сознательно удовлетворяем поставки внутри страны. Те, кто работает в бизнесе, понимают: 10-15% роста — это хорошо, 30% — это предел, потому что нужно исполнять взятые на себя обязательства. В первом квартале только продажи масел G-Energy выросли на 57%. Это за пределами, но мы справились с таким спросом».

Переход на масла производства «Газпромнефть — СМ» позволил различным предприятиям экономить порядка 40% бюджета, и вскоре, видя пример коммерсантов, в процесс стали включаться региональные власти.

Региональный запрос

Первое соглашение о сотрудничестве в рамках программы импортозамещения было подписано с правительством Оренбургской области. Согласно договоренностям «Газпромнефть — СМ» увеличивает поставки в регион премиальных масел и технических жидкостей G-Energy. В числе новых потребителей в первую очередь сельскохозяйственные и муниципальные предприятия. Также поставки будут осуществляться крупным промышленным предприятиям и транспортным компаниям. Планируется, что в 2015 году объем поставок смазочных материалов в Оренбургскую область достигнет 2,3 тыс. тонн, что на 30% превысит показатель 2014 года. Далее было заключено аналогичное соглашение с Ханты-Мансийским автономным округом, а в рамках Петербургского международного экономического форума свои подписи под подобными документами поставили главы сразу четырех субъектов Федерации: Санкт-Петербурга, Магаданской области, Ставропольского края и Ямало Ненецкого автономного округа.

В ряде регионов компании «Газпромнефть — смазочные материалы» уже удалось практически полностью заменить импортные масла в ЖКХ, ТЭК и на пассажирском автотранспорте. Впрочем, наличие документа отнюдь не подразумевает обязаловку и создание монополии за счет использования административного ресурса. Главное, на что направлены соглашения, — это предоставление квалифицированных инженерных сервисов по составлению карт аналогов смазочных материалов. «Мы комплексно подходим к реализации программы импортозамещения и используем самые современные технические сервисы, позволяющие в кратчайшие сроки подобрать лучшие аналоги импортным продуктам», — уточнил Александр Трухан.

Плюс сервис

Те предприятия, которые выбирают продукцию «Газпромнефть — смазочных материалов», и дальше располагают серьезной технической поддержкой — в компании разработаны и внедрены программы Oil Testing Service (OTS), предполагающая испытание и тестирование смазочных материалов перед началом применения,

Oil Expert Service (OES) — экспертиза и анализ эксплуатационных ситуаций во время применения, Oil Coaching Service (OCS) — программа обучения партнеров.

Еще один важный момент — благодаря постоянному мониторингу и многоступенчатому контролю качества потребитель получает возможность сокращения периода обслуживания техники. Это особенно важно для коммунальных и добывающих предприятий, а также сферы коммерческих перевозок. На практике это выглядит как уникальный сервис по увеличению пробега, по сокращению простоев техники. Таким образом, компания дает потребителю гарантии качества продукции. Еще одно важное направление работы — организация обучения персонала предприятий, направленная в том числе на сокращение количества ремонтов и простоев техники.

Внешние факторы сейчас дают отечественным производителям хорошие шансы для развития. Но чтобы их использовать, нужно провести большую работу. «Да, сейчас мы вынуждены ускорить процесс работы над компонентной базой. Конкурентное преимущество на рынке смазочных материалов сегодня имеют компании, располагающие собственным производством базовых масел. Сегодня „Газпромнефть — смазочные материалы“ — лучшая компания в России с точки зрения разработки и внедрения современных технологий. Главное, что у нас появились и мускулы: это выстроенные производственные возможности, это бренды, это технологии, это наши всероссийские и международные каналы поставок», — подчеркнул Александр Трухан.

Оренбуржье является одним из крупнейших промышленных и аграрных регионов России. В складывающихся условиях мы активно работаем по программе импортозамещения. Это касается как производства импортозамещающей продукции на территории области, так и увеличения использования продукции отечественных производителей, в том числе смазочных материалов.

ЮРИЙ БЕРГ,
губернатор Оренбургской области

Соглашение синхронизировано с ранее принятой нами на региональном уровне дорожной картой импортозамещения. Текущая экономическая ситуация подвигает нас к тому, чтобы действовать активнее на этом направлении. В развитии партнерства мы сделаем ставку на инновации, техническое переобучение специалистов, точный подбор отечественных аналогов импортной продукции.

НАТАЛЬЯ КОМАРОВА,
ВРИО губернатора ХМАО-ЮГРЫ

«Газпром нефть» — наш давний и надежный партнер, с которым мы эффективно сотрудничаем. Уверен, что продукция, которая будет производиться компанией, по качеству не уступит зарубежным аналогам и найдет своих потребителей.

ГЕОРГИЙ ПОЛТАВЧЕНКО,
губернатор Санкт-Петербурга

Регион заинтересован в замещении импорта, в том числе и на рынке смазочных материалов, а у «Газпромнефть — смазочных материалов» уже есть опыт работы с горными предприятиями Колымы. Компания готова предложить качественную замену импортным смазочным материалам, создать в области современные станции по замене масел. Эти и другие предложения представляют для нас интерес.

ВЛАДИМИР ПЕЧЕНЫЙ,
губернатор Магаданской области

«Газпромнефть — смазочные материалы»
Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Создано в ноябре 2007 года. Располагает пятью производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства составляет 500 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Система менеджмента «Газпромнефть — смазочных материалов» и ее производственных активов соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 16949 и OHSAS 18001. Компания поставляет продукцию на российские конвейеры Mercedes-Benz Trucks Vostok, КЗ «Ростсельмаш», АК «Дервейс», КамАЗа, «Автотора» (для автомобилей Hyundai). Потребителями индустриальной продукции компании «Газпромнефть — СМ» являются «Северсталь», «Сибур», «Газпром», «Евраз», ММК и другие крупнейшие промышленные предприятия. Ассортимент включает порядка 500 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (свыше 1000 товарных позиций). Продукция имеет свыше 250 одобрений ведущих производителей техники: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Renault, General Motors, Caterpillar, MAN, Scania, КамАЗ, Bosch Rexroth и др. Компания занимает 14% рынка смазочных материалов России, а также работает в странах Средиземноморья, на Балканах, в Восточной и Северной Европе, СНГ Балтии, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африке и др.
Сервис в режиме онлайн
Компания «Газпромнефть — смазочные материалы» начала промышленную эксплуатацию уникального технического сервиса OTS Monitoring, который позволяет вести непрерывный мониторинг состояния смазочных материалов и техники в процессе эксплуатации. Анализ масел проводится при помощи мобильной лаборатории, что позволяет прямо на месте получить первичные результаты диагностики. С развернутым отчетом потребитель может ознакомиться в личном кабинете на специальном веб-ресурсе.

Новый сервис входит в полный цикл сопровождения продуктов компании, который включает в себя программы Oil Testing Service (испытание и тестирование смазочных материалов перед началом применения), Oil Expert Service (экспертиза и анализ эксплуатационных ситуаций во время применения) и Oil Coaching Service (OCS) — программу обучения партнеров. OTS Monitoring обкатывался в рамках проекта инженерно-технической поддержки команды «МАЗ-СПОРТавто», участвующей в ралли-марафоне «Дакар», а одним из первых «гражданских» потребителей новой услуги стало предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ