Остров безопасности

Остров безопасности

«Цель — ноль» «Газпром нефти»: отсутствие вреда людям, окружающей среде и собственности при выполнении работ

Текст: Александр Алексеев, Ярина Сугакова

Платформа «Приразломная», ведущая разработку одноименного нефтяного месторождения на российском арктическом шельфе, уже больше года работает без происшествий. Это серьезное достижение, демонстрирующее, что работа в тяжелых климатических условиях с использованием сложнейшего оборудования может быть безопасной как для окружающей среды, так и для самого персонала. И это доказательство того, что «цель — ноль», к которой стремится вся «Газпром нефть», достижима

Морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная» можно назвать настоящим искусственным островом. На очень компактной территории размещен сложнейший производственный комплекс. «Уникальность „Приразломной“ в том, что, в отличие от большинства других шельфовых проектов, здесь сосредоточены все основные процессы: бурение скважин, добыча нефти, ее подготовка до товарной кондиции, хранение и отгрузка на танкер», — отмечает начальник управления промышленной и экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты «Газпром нефть шельфа» Юрий Скрипилов.

При этом, в отличие от наземных нефтепромыслов, где производственный комплекс распределен на достаточно большой территории, на платформе все сконцентрировано на маленьком пятачке. Множество разнообразных работ могут выполняться одновременно в ограниченном пространстве, что создает определенные риски. Неудивительно, что, учитывая все факторы, «Приразломная» относится к производственным объектам первого, самого высокого класса опасности. К нему же, например, принадлежат атомные электростанции и заводы по ликвидации химического оружия.

Но риски, если они своевременно выявлены и качественно оценены, можно эффективно нейтрализовать с помощью превентивных мер и за счет ответственности персонала. «Мы работаем вдали от береговых спасательных служб, надеяться приходится только на себя, и это сильно дисциплинирует», — подтвердил эту мысль капитан МЛСП «Приразломная» Сергей Костромской. И первые барьеры перед возможными инцидентами расставлены в тысячах километров от побережья Печорского моря.

Входной контроль

На платформе работают вахтовым методом, прилетая с большой земли на месяц, и человек должен прибыть на МЛСП здоровым и трудоспособным. Первый предвахтовый медосмотр проводится централизованно в одной из клиник Архангельска, поэтому что-то скрыть, договориться со знакомым врачом или купить справку невозможно. Затем предполетный осмотр в лицензированном медицинском пункте на территории аэропорта Архангельска непосредственно перед вылетом на платформу — тест на алкоголь, проверка давления и температуры. И это не простая формальность. Ситуации, когда когото снимают с рейса по результатам осмотра, случаются регулярно: поднялось давление или начинается грипп — и дорога на «Приразломную» закрыта. После прилета на платформу — еще один осмотр и снова — общение с врачом, уже в виде предсменных допусков по здоровью к выполнению опасных видов работ.

Такой многоступенчатый контроль позволяет быть уверенными в том, что на «Приразломной» работают люди, не имеющие к этому медицинских противопоказаний. Конечно, он не защитит от сюрпризов: острое заболевание может проявиться уже на платформе. Специально для подобных случаев в «Газпром нефть шельфе» заранее отработали схему транспортировки больного в стационар специальным санбортом. В случае же нелетной погоды высокая квалификация медперсонала «Приразломной» позволит успешно справляться на месте даже с не самыми простыми с медицинской точки зрения ситуациями. Достаточно сказать, что «Приразломная» стала первой нефтедобывающей платформой на российском шельфе, получившей лицензию на оказание медицинских услуг по анестезиологии и реаниматологии.

Кстати, о главной дороге на платформу — воздушной. Все, кто летит на «Приразломную», должны получить сертификат о прохождении специального тренинга по покиданию аварийного вертолета (HUET). На маршруте Варандей — «Приразломная» работают вертолеты Ми-8 АМТ — машины надежные, специально подготовленные для работы в Арктике. Их выталкиваемые иллюминаторы увеличенного размера и специальная конфигурация посадочных мест в салоне дают возможность в экстренной ситуации быстро покинуть кабину. Получасовой перелет проходит в специальных гидротермокостюмах — без них в вертолет садиться запрещено, исключений ни для кого не делается. Оказавшись же на самой платформе, тем более впервые, любой человек сразу чувствует, что вопросы безопасности здесь на первом месте. Это особый режим и особые правила, которые необходимо строго соблюдать.

Специальные костюмы, специально подготовленные вертолеты — суровый климат Арктики требует соблюдения повышенных мер безопасности полетов

Программа действий

В мире уже накоплен большой опыт обеспечения безопасности на офшорных объектах нефтедобычи. Цена этого опыта, как и любого другого в этой сфере, оплачена человеческими жизнями. Значительные изменения в стандарты и подходы были внесены после трагических событий на британской нефтегазодобывающей платформе Piper Alpha 6 июля 1988 года. Тогда в результате взрыва и последующего пожара погибли 167 человек, а платформа была полностью уничтожена огнем.

Специалисты «Газпром нефть шельфа» хорошо знакомы с современными методами обеспечения безопасности, так как работали в международных шельфовых проектах. Поэтому на «Приразломной» применяется все лучшее, что существует сегодня в сфере HSE. Один из самых эффективных инструментов предотвращения происшествий — система нарядов-допусков на проведение работ повышенной опасности.

В принципе, этот инструмент известный и распространенный, наряды-допуски используются еще с 70‑х годов прошлого века, однако на «Приразломной» он серьезно модернизирован и призван решать задачи, выходящие за пределы требований Ростехнадзора. Помимо вида работ и зоны их выполнения, в документах тщательно прописываются все опасные факторы и мероприятия, которые позволяют эти факторы компенсировать. Фактически каждый сотрудник получает детальную, хорошо продуманную инструкцию, алгоритм действий, который гарантирует безопасность. При этом отдельные наряды-допуски выдаются не только на проведение опасных работ, но и на подготовку к ним. «Наряд-допуск разрабатывается на уровне младшего руководящего звена, затем согласуется линейным руководителем и, наконец, начальником платформы. Несколько уровней контроля позволяют учесть все возможные риски», — оценивает заместитель начальника управления промышленной и экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты «Газпром нефть шельфа» Олег Гайдуков.

Выполнение всех работ на платформе ведется в рамках тщательно прописанных алгоритмов, безопасность в которых — главное условие

Алгоритм действия для наиболее сложных и ответственных работ разрабатывается в центральном офисе «Газпром нефть шельфа» в Санкт-Петербурге: для каждого опасного фактора здесь проводят оценку риска. Любой из пунктов выверен и обоснован. Многие их них были введены на «Приразломной» после изучения опыта, полученного на других объектах. Например, требование о том, что после окончания огневых работ ответственный за пожарную безопасность должен еще в течение 30 минут оставаться на месте, чтобы убедиться в исключении вероятности того, что в каком-то скрытом от глаз месте от случайно попавшей искры может начаться возгорание (именно такие обстоятельства привели к большому пожару на нефтяной платформе в Северном море).

В начале рабочего дня наряд-допуск передается исполнителю и проводится инструктаж. Затем в течение дня любого сотрудника могут проверить: расспросить об опасных факторах и требованиях безопасности, которые включены в его наряд-допуск. Это составная часть системы внутренних аудитов — регулярных проверок по наиболее критическим с точки зрения безопасности вопросам.

«Работа становится безопаснее, если руководитель хорошо знает все опасные факторы, рассказывает о них работникам и обсуждает с ними, как можно избежать риска», — считает начальник службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности МЛСП Сергей Речкин.

Безопасность в пустыне

В «Газпром нефти» существует еще один проект, работающий без происшествий. На месторождении Бадра, которое «Газпром нефть» разрабатывает в составе международного консорциума, инциденты не фиксировались уже на протяжении двух лет.

Во многом в Gazpromneft Badra B. V. это связывают с эффективностью системы работы с подрядчиками. Оценка приверженности контрагента принципам промышленной безопасности проводится еще на этапе отбора, требования в этой области — часть контракта, в рамках которого резервируется

определенная сумма, которая выплачивается пропорционально статистике по происшествиям. Разработана и система поощрений за работу без происшествий.

Кроме того, на Бадре жестко контролируется квалификация рабочих, допущенных на промышленные объекты. В нестабильном, отброшенном войной назад Ираке велик риск принять на работу человека, который впервые имеет дело с нефтегазовым промыслом и не имеет никаких специальных знаний.

Еще одним важным этапом в развитии системы безопасности на «Приразломной» стало внедрение так называемых стоп-карт. Инструмент это совершенно особый. Он не о подчинении правилам или выполнении требований. Стоп-карты — это способ изменить мышление людей, сделать их активнее и изменить взгляд на безопасность. Суть подхода в следующем: каждый работник, столкнувшийся с нарушением требований безопасности, имеет право остановить работу на этом участке, сделать замечание нарушителю и попросить устранить проблему. Само нарушение он фиксирует в стоп-карте и сообщает об этом своему руководителю или диспетчеру. С разбора поступивших карточек начальник платформы начинает утреннюю планерку.

Много времени и усилий ушло на то, чтобы объяснить сотрудникам, почему это важно. «Первый вопрос, который возникает у человека: как на меня будут смотреть коллеги, если я сообщу об их нарушениях? — рассказывает Олег Гайдуков. — Но мы настаиваем на том, что это не полицейская мера. Цель стоп-карт — не наказать нарушителя, а предупредить несчастный случай. Сообщая о нарушениях, вы не подставляете коллег, а спасаете им жизнь».

И постепенно стоп-карты действительно заработали. В течение 2015 года работники «Приразломной» воспользовались ими более 1,6 тыс. раз, а снижение статистики происшествий на платформе по времени как раз совпало с внедрением нового подхода.

Люди и технологии

Работа на упреждение, трудовая дисциплина, переход коллектива на новый уровень отноше-ния к вопросам промышленной безопасности все это, так же как и применяемые на МЛСП технологии промышленной безопасности, позволяет максимально снизить риск возникновения нештатных ситуаций. Среди подобных технических решений — стены, выдерживающие температуру более 1000 °C в течение двух часов, газовопожарная сигнализация, система пожаротушения и флегматизации, способная предотвратить взрыв газа за счет распыления в воздухе инертного вещества — хладона. И, разумеется, эффективные системы эвакуации (шлюпки, надувные плоты, мостовые механизмы для пересадки на судно).

Система производственной безопасности на МЛСП позволяет свести к минимуму риски возникновения аварий, однако и схемы эвакуации персонала продуманы до мельчайших деталей

Однако техника бесполезна, если человек не готов правильно ей воспользоваться. Поэтому на «Приразломной» регулярно проходят учебно-тренировочные занятия в области HSE. Взять, к примеру, персональное устройство для эвакуации с высотных конструкций Donut. Это компактное, простое и надежное приспособление дает возможность спуститься за борт, когда других возможностей покинуть опасную зону нет. Но взять и шагнуть в пустоту, привязав себя к борту веревкой, — серьезное испытание для новичка. Если же человек опробовал систему на тренировке, понял, как она работает, поверил, что это действительно безопасно, есть вероятность, что в экстренной ситуации он не растеряется и спасется. «Человек, который знает, что делать, не паникует, а в экстренной ситуации страшна именно паника, — говорит Сергей Костромской. — Только постоянные тренинги могут дать результат».

Именно поэтому большое внимание на «Приразломной» уделяется подготовке персонала к действиям в экстренных случаях. На этот счет, разумеется, есть и требования Ростехнадзора, однако в «Газпром нефть шельфе» давно поняли, что для успеха работать над этим нужно более тщательно.

Учения на платформе проходят еженедельно. По громкой связи звучит сигнал тревоги, и каждый сотрудник начинает делать то, что ему предписано: план ликвидации аварийной ситуации необходимо знать назубок. Своя программа тренировок — у нештатного аварийно-спасательного формирования. Это около 40 человек из числа сотрудников платформы, которые прошли дополнительное обучение тушению пожаров, газоспасательным и поисково-спасательным работам. Еще одна особая категория сотрудников платформы — медицинские помощники. Они прошли специальную подготовку по оказанию первой помощи и регулярно отрабатывают эти навыки. Если происходит несчастный случай, именно они первыми окажутся рядом с пострадавшим.

«Никто не застрахован от ошибок, и вся наша работа направлена на то, чтобы их становилось как можно меньше, — отмечает Юрий Скрипилов. — Но если человек будет сознательно нарушать правила и игнорировать требования безопасности, мы с ним очень быстро расстанемся. К счастью, таких ситуаций у нас не бывает: все осознают уровень опасности и понимают, что от этого зависит жизнь людей, которые добыли для России первую арктическую нефть».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ