«Газпром нефть» — 2016: главное

«Газпром нефть» — 2016: главное

Текст: Сергей Орлов
Фото: Евгений Федосков, Александр Таран, Сергей Митяев, Евгений Уваров

Падение цен на нефть, заморозка крупных проектов, сокращения персонала — мировые новости нефтяной отрасли в 2016 году нечасто давали повод для оптимизма. Но если провести эксперимент и задать в любом из поисковиков «Газпром нефть», то может сложиться впечатление, что за окном не преддверие 2017-го, а 2012-й. Столько стратегических с точки зрения развития компании событий нечасто происходит даже в самые благополучные годы

Ворота Арктики

Сегмент upstream стал главным поставщиком новостей компании в уходящем году. Основные события разворачивались далеко за полярным кругом — на севере Ямало-Ненецкого автономного округа

Ввод в эксплуатацию морского нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» в акватории Обской губы дал старт полномасштабной разработке Новопортовского месторождения, одного из стратегических активов компании. Через «Ворота Арктики» может проходить 8,5 млн тонн нефти в год — этого более чем достаточно для того, чтобы постепенно наращивать объем до пиковых параметров.

Терминал «Ворота Арктики» стал ключевым объектом в схеме вывоза нефти с Новопортовского месторождения

Терминал — ключевой объект уникальной схемы вывоза нефти с Новопортовского по Северному морскому пути. Впрочем, в 2016-м году логистика проекта пополнилась и другими компонентами. В самом начале года свое место на рейде в Кольском заливе занял танкер-накопитель «Умба», ставший связующим звеном между арктическими месторождениями «Газпром нефти» и портами северной и западной Европы. Появление такого перевалочного комплекса значительно сократило время круговых рейсов танкеров усиленного ледового класса, доставляющих нефть с Новопортовского и Приразломного месторождений, а значит выросла и эффективность проектов. Активно формировался в уходящем году и сам флот Нового Порта.

В марте был спущен на воду танкер «Штурман Альбанов» — первое из шести судов класса Arc7, которые будут круглый год вывозить нефть с Новопортовского. Танкеры этого класса специально спроектированы для работы в мелководной Обской губе — их осадка всего 9,5 м, но при этом грузовместимость вдвое больше, чем у использующихся сейчас Arc5 — около 38 тыс. тонн. Еще одно преимущество — способность самостоятельно, без сопровождения ледокола преодолевать льды толщиной до 1,8 м. Уже в мае к «Штурману Альбанову» присоединился «одноклассник» — «Штурман Малыгин», а в ноябре на Выборгском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду ледокольного судна «Александр Санников» проекта Arc130A. Два таких ледокола строятся по заказу «Газпром нефти» для сопровождения танкеров, двигающихся по Обской губе, и несения дежурства у терминала «Ворота Арктики».

Самое северное

Восточно-Мессояхское месторождение, введенное в эксплуатацию в сентябре 2016 года, стало самым северным из разрабатываемых в России нефтяных месторождений

Освоение месторождений арктической зоны России — задача, стратегическая не только для «Газпром нефти», но и для всей отрасли, более того, для всей российской экономики. Поэтому старт первой отгрузке нефти через «Ворота Арктики» давал Владимир Путин. Российский президент принимал участие и в церемонии ввода в эксплуатацию второго актива Ямальского кластера «Газпром нефти» — Восточно-Мессояхского месторождения, которое компания осваивает совместно с «Роснефтью».

Это самый северный нефтяной промысел России, и главные характеристики территории, где он расположен — полное отсутствие инфраструктуры и тяжелейшие климатические условия. Несмотря на то, что в проект разработки этого актива не пришлось закладывать нестандартных решений для вывоза нефти — транспортировка сырья привязана к магистральному нефтепроводу «Заполярье-Пурпе» «Транснефти», — без сложнейших логистических схем не обошлось и здесь. Так как месторождение находится в зоне вечной мерзлоты, все технологические объекты располагались над поверхностью грунта, и строительство лишь основных из них — центрального пункта сбора, приемосдаточного пункта и газотурбинной электростанции — потребовало доставки на месторождение по временным зимним дорогам около 50 тыс. тонн свай. Всего же только за последние два года по воде летом и по зимникам прошло около 400 тыс. тонн грузов.

Таким образом, в 2016 году «Газпром нефть» завершила процесс ввода в эксплуатацию всех своих арктических активов: Приразломного, Новопортовского и месторождений Мессояхской группы. Однако это лишь начало развития богатейшего региона. Федеральное агентство по недропользованию утвердило новую технологическую схему проекта «Приразломное», в рамках которой период стабильной добычи на месторождении увеличен с трех до пяти лет, а объем извлечения нефти за этот период вырастет в 1,8 раза. Лицензия на освоение Новопортовского месторождения продлена до 2150 года, Восточно-Мессояхского — до 2140-го. Ведь в первую очередь в разработку вовлекаются лишь самые простые запасы, потенциал же активов гораздо выше.

Добыча по-новому

Словосочетание «трудноизвлекаемые запасы» прочно входит в лексикон нефтяников. Их разработка становится уже делом ближайшего будущего, а ключ к сложным запасам — новые технологии

Высокотехнологичные скважины и многостадийный гидроразрыв пласта — рецепт, сотворивший сланцевую революцию в США. Успешно применяет его и «Газпром нефть» на своих сложных месторождениях. В 2016 году доля высокотехнологичных скважин в общем объеме бурения компании превысила 50 %, а эффективность новым методам обеспечивал обновленный Центр сопровождения бурения (ЦСБ), который в марте 2016 года начал работу на площадке Научно-технического центра.

Пилотный проект по технологии химического заводнения запущен на Салыме

Ежегодно ЦСБ может сопровождать строительство порядка 600 скважин любой сложности, в том числе объектов с высокими нагрузками, протяженными горизонтальными участками и сверхглубоких скважин. Кроме того, Центр контролирует бурение всех скважин, ориентированных на добычу трудноизвлекаемых запасов углеводородов. В том числе и скважин на баженовский горизонт.

Исследование бажена — одно из ключевых направлений технологической стратегии компании, и 2016 год внес немало новой информации об этом сложном объекте. Именно «Газпром нефть» первой в России применила полный цикл технологий разработки сланцевой нефти для освоения нетрадиционных запасов. В ходе этого проекта на Пальяновской площади Красноленинского месторождения «Газпромнефть-Хантоса» в скважине с горизонтальным участком, закрепленном эластичным цементом, был проведен девятистадийный гидроразрыв пласта (ГРП) с высокой скоростью закачки технологической жидкости. В результате из продуктивного горизонта, расположенного на глубине 2,3 тыс. метров, удалось получить фонтанирующий приток безводной нефти. Дебит скважины превысил 45 тонн нефти в сутки. Все технические решения обосновывались при помощи созданных в НТЦ геологической и геомеханической моделей пласта, построенных на основе большого объема фактических данных о свойствах залежи.

Результатом развития технологий работы с геологической информацией в 2016 году стало и важное открытие. В Ямало-Ненецком автономном округе на Западно-Чатылькинском лицензионном участке «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» обнаружено шесть самостоятельных залежей нефти с суммарными геологическими запасами более 40 млн тонн. Этот актив входит в отдаленную группу месторождений, освоение которой вдохнет новую жизнь в деятельность компании на юге ЯНАО, где основная часть залежей уже значительно истощена.

Старые же месторождения получают новую жизнь за счет современных технологий повышения нефтеотдачи. Например, операция повторного многостадийного гидроразрыва пласта, впервые проведенная в уходящем году на Вынгапуровском месторождении «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза», позволяет продлить срок эффективной эксплуатации скважин. На Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантоса» в 2016 году проведена рекордная, 30-стадийная операция ГРП. А «Салым Петролеум Девелопмент» — дочернее предприятие «Газпром нефти» и Shell — запустил пилотный проект повышения нефтеотдачи по технологии АСП. Закачка в пласт трехкомпонентной смеси из анионного поверхностно-активного вещества, соды и полимера позволяет извлечь до 90 % нефти, оставшейся в недрах после применения традиционного заводнения. Реализация «пилота» началась после ввода в эксплуатацию установки смешения химических растворов мощностью 1000 м³ / сутки, ставшей ключевым объектом инфраструктуры АСП, построенной в предыдущие годы.

30-стадийный ГРП впервые в России проведен на Южно-Приобском месторождении

Продуктовая экспансия

В большинстве направлений рынка нефтепродуктов в этом году наблюдатели отмечали спад продаж. Однако дочерним предприятиям «Газпром нефти» удалось не только сохранить свою долю, но и расширить присутствие в целом ряде сегментов

«Газпром нефть» — признанный лидер рынка высокотехнологичных битумных материалов, и весь 2016 год компания активно укрепляла свою позицию. На базе Рязанского завода битумных материалов, выпускающего полимер-битумные вяжущие (ПБВ), компания создала крупнейший в России специализированный Научно-исследовательский центр.Кроме того, в самом начале года «Газпромнефть — Битумные материалы» включила в свой производственный комплекс завод компании «НОВА-Брит» в Вязьме, специализирующийся на разработке и выпуске инновационных продуктов: дорожных, мостовых и аэродромных мастик, герметиков, эмульсий и битумных стыковочных лент.

За счет успешной работы на рынке M&A сумел выйти в новые рыночные сегменты и оператор бизнеса масел «Газпром нефти» — «Газпромнефть — смазочные материалы». С покупкой «Росполихима» компания начала поставки продукции для авиации, флота, трубопрокатного производства, выпуска пластиков. В портфеле «Газпромнефть — смазочных материалов» появился ряд продуктов, не имеющих аналогов в России по низкотемпературным свойствам и предназначенных для нефте- и газотранспортной отрасли. Кроме того, «Газпром нефть» стала единственным российским производителем экспандерных масел, применяемых для изготовления труб большого диаметра. Также компания займет значительную долю отечественного рынка в сегменте пластификаторов для химической промышленности.

«Газпромнефть-Аэро» — авиатопливный оператор «Газпром нефти» — в уходящем году расширял свою сбытовую сеть как за счет приобретения сторонних активов, так и вводя в эксплуатацию собственные новые топливозаправочные комплексы.

Компания построила новый ТЗК в екатеринбургском аэропорту Кольцово, приобрела комплексы в ключевых аэропортах Чукотского автономного округа: Анадыре, Певеке и Кепервееме, начала заправки в Саранске и Калуге.

В 2016 году «Газпромнефть-Аэро» построила собственный ТЗК в екатеринбургском аэропорту Кольцово

Продолжилась и зарубежная экспансия «Газпромнефть-Аэро». С 2016 года компания заправляет лайнеры Nordwind Airlines в 13 международных аэропортах популярных туристических городов, в летний туристический сезон обслуживались за рубежом и рейсы авиакомпании «Ямал». Новые долгосрочные соглашения на заправку «в крыло» рейсов авиакомпаний «Аэрофлот» и «Волга-Днепр» в важнейших туристических и деловых центрах Индии увеличили ежемесячный объем заправок «Газпромнефть-Аэро» в этой стране на 40 %. А начав заправку рейсов «Аэрофлота» в международном аэропорту Мальты, оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» расширил географию присутствия за рубежом до 170 аэропортов.

Пул международных клиентов «Газпромнефть Марин Бункера», в свою очередь, пополнился таким крупным оператором, как STASCO (Shell International Trading and Shipping Company Limited). Топливо для судов этой компании поставляется в Черноморский регион и порт Приморск на Балтике. Именно на Северо-Западе бункерная компания «Газпром нефти» в 2016 году заметно расширила свои производственные возможности.

«Газпромнефть Марин Бункер» на треть — до 16,1 тыс. м³ — увеличил общую резервуарную емкость терминального комплекса на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге и продлил соглашение о его эксплуатации до 2022 года. Кроме того, компания начала бункеровки в новом петербургском порту Бронка.

Дороги переработки

В активную фазу в 2016 году вошло строительство сложных технологических установок: «газпром нефть» продолжает реализацию второго этапа модернизации НПЗ компании

В Москве, на площадке, где строится комбинированная установка переработки нефти «Евро+», уже начался монтаж крупногабаритного оборудования. Огромные аппараты очистки и депарафинизации общим весом более 650 тонн проделали тысячекилометровый путь до столицы из Санкт-Петербурга по Волго-Балтийской транспортной системе и из Волгограда на специальных грузовых тягачах, которые двигались исключительно по ночам.

На строительной площадке комбинированной установки переработки нефти «Евро+»

Еще более длинной была дорога оборудования для Омского НПЗ. Ректификационные, атмосферная и абсорбционная колонны, коксовые камеры, теплообменники, реакторы и сепараторы общим весом 6 тыс. тонн, предназначенные для строительства установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ и комплекса глубокой переработки нефти, сначала были переправлены в Санкт-Петербургский морской порт с Ижорских заводов и из Волгограда (по Волге, через Рыбинское водохранилище, Онежское и Ладожское озера), а оттуда через Балтийское, Северное и Норвежское моря и частично по Северному морскому пути дошли до Обской губы. На завершающем этапе крупногабаритный груз на шести баржах доставили с рейда Нового порта по Оби и Иртышу в Омск. Общая протяженность маршрута транспортировки превысила 9 тыс. км.

Помимо строительства объектов второго этапа модернизации, на Омском НПЗ реализуется и один из самых амбициозных технологических проектов «Газпром нефти» — здесь создается мощное катализаторное производство, продукция которого должна вытеснить с российского рынка импортные аналоги. Присвоение Министерством энергетики РФ в 2016 году этому проекту статуса национального говорит о его значимости не только для компании и даже отрасли, но и для всей российской экономики.

В уходящем году на ОНПЗ уже прошли промышленные испытания первого отечественного катализатора гидроочистки, разработанного Институтом катализа им. Г. К. Борескова, кроме того, предприятие приступило к производству катализаторов каталитического крекинга нового поколения.

Созданием нового катализаторного производства «Газпром нефть», по сути, приступила к формированию в своем активе еще одного рыночного сегмента.

Вектор развития

Нацеленность на эффективность стала залогом успешной работы «Газпром нефти» в сложных макроэкономических условиях. Следующий шаг в этом направлении — внедрение системы управления операционной деятельностью

Успешное развитие компании на низком рынке, в сложных внешних условиях, конечно, не чудо и не везение. Во-первых, российская нефтяная промышленность с ее мощной собственной ресурсной базой все же пока чувствует себя относительно спокойно, а сохранение низкого курса рубля по отношению к доллару несколько нивелировало негативный эффект от падения цен на нефть. Во-вторых, реализация большей части крупных проектов началась еще в благополучные годы, и в начале кризиса проекты находились на таком этапе, когда их уже было выгоднее завершить, нежели замораживать. Это объективные факторы, но еще один, не менее важный фактор — постоянная нацеленность компании на эффективность в любой сфере бизнеса, при реализации любого проекта. В 2016 году «Газпром нефть» сделала еще один большой шаг в этом направлении, начав внедрение Системы управления операционной деятельностью. Это аналог систем управления производством Operations Management System (OMS), активно применяющихся лидерами мирового рынка и направленных на оптимизацию всей деятельности компании.

В «Газпром нефти» от этой программы ждут в первую очередь повышения операционной эффективности и эффективности управления HSE-рисками, снижения расходов и оптимизации бизнес-процессов, повышения надежности активов и, соответственно, устойчивости бизнеса.

«Мы вошли в период низких цен, которые сопровождаются ограничением доступа к инвестиционным ресурсам, период обострения межтопливной конкуренции и конкуренции среди производителей нефти. В таких условиях нужно быть максимально эффективными, значительно повысить надежность активов, сохранить их целостность», — отмечал председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.

Пока сделаны лишь первые, подготовительные шаги на пути к внедрению новой системы. Но это единственно возможный путь, поэтому запуск проекта СУОД — событие, по значимости, наверное, превосходящее все производственные достижения, так как оно определяет направление вектора глобального развития компании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ