По маршруту

Логистика доставки крупногабаритного оборудования на НПЗ компании


Фото: Наталья Гарнелис, Сергей Грачев, Александр Зубков, Albert Tommik, Николай Кривич
Инфографика: Татьяна Удалова

Модернизация нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» идет полным ходом: на заводы начало пребывать оборудование. На Московский НПЗ идут колонны для будущей комбинированной установки переработки нефти «Евро+», в Омске строится установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ и комплекс глубокой переработки нефти. В самом факте доставки оборудования не было бы ничего особенного, если бы не его габариты, превратившие транспортировку в сложнейший логистический квест

Под стенами Кремля

Ранним летним утром жители столицы могли наблюдать непривычное зрелище — через многочисленные шлюзы канала имени Москвы, мимо кремлевских стен и фешенебельных набережных небольшой буксир упорно тащил огромную баржу. На ее палубе любопытствующие могли разглядеть здоровенные колонны, похожие на ступени ракеты-носителя. А знатоки — опознать в них реакционные аппараты гидроочистки нефти, аппарат депарафинизации и горячий сепаратор блока гидроочистки дизельного топлива. Все это оборудование предназначалось для строящейся на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» комбинированной установки переработки нефти «Евро+».

Примерно за две недели до описываемых событий крупногабаритное оборудование покинуло цеха Ижорского завода и затем проделало длинный водный путь из Санкт-Петербурга в Москву. Весь маршрут составил 1367 километров. Баржа успела побывать в Ладоге и Онеге, пройти Белое озеро, выйти в Волгу, а затем и в Москва-реку. Самым трудным для движения оказался участок канала имени Москвы, соединяющий Волгу и Москва-реку, и находящийся в пределах черты города: здесь барже пришлось миновать 11 шлюзов.

Впрочем, наиболее сложной операцией стала разгрузка крупногабаритов на грузовом причале «Беседы» по принципу Ro-Ro (Roll-on Roll-Off), то есть накатным способом, и дальнейшая его транспортировка по московским улицам в Капотню, на Московский НПЗ. Общий вес доставленного оборудования превысил 500 тонн. Его монтаж на строительной площадке установки «Евро+» начался в ноябре.

«Евро+»

Строительство комбинированной установки переработки нефти «Евро+» — один из ключевых проектов второго этапа комплексной модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, которую продолжает компания «Газпром нефть». Ввод в эксплуатацию «Евро+» позволит МНПЗ увеличить выход светлых нефтепродуктов, перейти на четырехлетний межремонтный пробег, улучшить показатели энергоэффективности и дополнительно сократить воздействие производства на окружающую среду.

Чуть позже из Волгограда на московский завод были доставлены и установлены в рабочее положение два реакционных аппарата очистки сырья для получения высокооктанового компонента бензинов. Это оборудование изготовили на российском машиностроительном предприятии «Волгограднефтемаш». Общий вес аппаратов составляет 150 тонн. Высота самого крупного из аппаратов — 24,5 метра, диаметр — 4 метра. Из Волгограда в Москву «железо» привезли на специальных грузовых тягачах. Доставка шла в ночное время, безостановочное движение грузовой колонны обеспечивали машины сопровождения. Общая протяженность маршрута составила 970 километров.

Вокруг света

Доставка оборудования на Омский НПЗ, где идет строительство установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ и комплекса глубокой переработки нефти, потребовала разработки комплексной логистической схемы. Крупногабариты — ректификационные, атмосферную и абсорбционную колонны, коксовые камеры, теплообменники, реакторы и сепараторы общим весом 6 тыс. тонн — везли сюда также из Санкт-Петербурга и Волгограда. Сложность заключалась лишь в том, что в этот раз махинам предстояло пересечь полстраны. Транспортировку решено было вести по воде — с помощью речных и морских путей.

Оборудование, изготовленное «Волгограднефтемашем», прошло вверх по Волге, через Рыбинское водохранилище, Онежское и Ладожское озера. На причале Ижорских заводов волгоградские агрегаты консолидировали с оборудованием питерского производства и отправили в Таллинн. В эстонской столице омский груз «пересел» с морских барж на крановое судно ледового класса — следующий отрезок маршрута прошел через Балтийское, Северное и Норвежское моря и частично по Северному морскому пути до Обской губы. Здесь, на рейде Нового порта, оборудование вновь, теперь уже в последний раз, перегрузили на речные баржи и отправили на юг. Пройдя по Оби и Иртышу, баржи пришли в Омск — конечный пункт назначения. Общая протяженность маршрута транспортировки оборудования превысила 9000 км.

Все агрегаты перевозились в Омск в собранном виде. Специально для их приема на Иртыше был спроектирован и построен причальный перегрузочный комплекс, способный выдерживать грузы массой до 1000 тонн. Выгрузка оборудования на берег осуществлялась с помощью современных передвижных гидравлических подъемников, что позволило избежать применения крановой техники. На строительные площадки Омского НПЗ крупногабариты отправились на специальных грузовиках, для чего от причала была построена специальная подъездная дорога.

Омская модернизация

На Омском нефтеперерабатывающем заводе продолжается строительство установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ и комплекса глубокой переработки нефти. Эти проекты реализуются «Газпром нефтью» в рамках второго этапа масштабной программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов компании, направленного на увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов. После ввода новых технологических комплексов в эксплуатацию завод сможет не только добиться глубины переработки на уровне лучших НПЗ мира, производить нефтепродукты самого высокого экологического класса, но и минимизировать воздействие производства на окружающую среду.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ