Прогрессия талантов

Прогрессия талантов

Текст: Эльвира Дажунц
Фото: Сергей Коньков, GETTY IMAGES

В ноябре в Петербурге состоялись два события, формально не связанных, но имеющих между собой много общего. Интеллектуальный турнир по нефтегазовой тематике для школьников «Умножая таланты» и церемония награждения лауреатов стипендий и именных премий совместного проекта «Газпром нефти» и СПбГУ «Математическая прогрессия» проходили в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». О том, что объединяет эти два события, — в репортаже корреспондента «Сибирской нефти»

Задачи на прочность

«Мы перерыли весь интернет и тонны учебных пособий…» — говорили одни участники турнира по нефтегазовой тематике для школьников «Умножая таланты». «Было трудно, но очень интересно», — уверяли другие. «Мы искали научную литературу, случайно обнаружили кандидатскую диссертацию по нашей теме. Пришлось изучать…» — вздыхали третьи. На вопрос, все ли им было понятно, честно ответили, что нет.

Что же это за задачи такие, которые не могли решить ни учителя, ни родители? Зачем школьникам ломать над ними голову, отрывая время от сна, особенно в конце четверти, когда косяком идут контрольные работы и свободного времени нет совсем? Вот, например, задание для младшей секции, — «Бурение солевых интервалов»: известно, что там, где предполагается бурение, чередуются глинистые и песчаные пропластки с небольшими включениями минералов. Нужно рассчитать количество промывочной жидкости (с учетом запаса на циркуляционную систему и повторное использование), имея диаметр долота, наружный диаметр обсадной колонны, коэффициент кавернозности… И не только выдать результаты, оценив потенциальные риски при строительстве скважины, но и описать, как разрушаются горные породы в процессе бурения, определить, возможно ли на этапе строительства скважины повлиять на ее продуктивность, выбрать наиболее оптимальную траекторию при бурении и попутно решить проблему прохождения солевых интервалов. Каково для восьмиклассников?!

Другим участникам необычного соревнования предлагалось стать на время мастерами бурения, впервые в своей практике столкнувшимися с ГНВП (газонефтеводопроявлением), одним из самых сложных и опасных явлений при таких работах. Или вообразить, что они приступают к добыче нефти на арктическом шельфе и им надо выбрать тип буровой платформы и рассчитать необходимое количество танкеров. Представить себя технологами месторождения, отвечающими за работу скважин, — и столкнуться с проблемой АСПО (асфальтосмолопарафиновых отложений). Примерить халат лаборанта, который во время исследования газов, полученных после сепарации, вдруг обнаруживает… идеальный газ. Лаборант-новичок не верит собственным глазам и задумывается: возможно ли такое?

В одиночку с такими проблемами не справиться. Поэтому школьникам, которые подали заявку на участие в турнире, порекомендовали сформировать команду из трех человек и разрешили пользоваться всеми источниками информации, какие они только могли привлечь: интернет, научные пособия, вузовские учебники, даже учителей, родителей и соседей, если, конечно, те были компетентны и могли бы принести пользу. На выполнение задания отвели две недели, и…

Анна Казарина,
начальник управления региональной политики «Газпром нефти»:

«Умножая таланты» позволяет находить талантливых ребят, которые не просто обладают высоким уровнем академических знаний, но и нестандартно мыслят при решении реальных задач. Именно это умение в конечном итоге позволяет создавать инновационные технологии.

«Математическая прогрессия», в свою очередь, работает с классическим форматом отбора талантов — олимпиадами, но направлена на более глубокую и системную работу по развитию школьников, в том числе за счет привлечения специалистов, непосредственно занимающихся наукой на международном уровне. И в том, и в другом случае наши программы становятся важным дополнением к современной системе образования. Мы предоставляем одаренным ребятам возможность самореализоваться и внести свой вклад в развитие наукоемких отраслей, в том числе и нефтяной.

«Наша задача была найти детей увлеченных, одаренных, любопытных, желающих учиться, — говорит Рамиль Яубатыров, сотрудник Научно−технического центра «Газпром нефти» и судья турнира. — А не просто охватить как можно больше участников и набрать массу для галочки».

Сразу отсеялись те ученики, которые привыкли видеть перед собой простые задачи (ответ — мелким шрифтом в конце учебника) и не захотели изучать терминологию. Не под силу задания оказались для тех, кто имел пробелы в школьном курсе физики, химии, алгебры. Не взяли препятствие неуверенные в себе, неусидчивые: им было просто неинтересно.

Зато нашлись такие дети, которые за две недели не только поняли, как происходят процессы бурения и добычи углеводородов, но и смогли предложить свой вариант решения непростой инженерной задачи. Они оказались способны объяснить непросвещенному, что такое кондуктор и хвостовик; чем техническая колонна отличается от эксплуатационной; поняли, что такое внутриконтурное, приконтурное и законтурное заводнение и, главное, для чего оно нужно. Предлагая свои решения, были логичны и доказательны, рассматривали все варианты и способны были оценить достоинства и недостатки каждого метода. Некоторые зашли так далеко, что ставили эксперименты и проводили настоящие лабораторные исследования (на кухне), моделирующие производственные ситуации!

Авторы таких работ и прошли в финал турнира, оказавшись во время школьных каникул в Петербурге. Здесь их ждала насыщенная туристическая программа (Эрмитаж, Исаакиевский собор, строительство корабля «Полтава»); знакомство с Научно-техническим центром «Газпром нефти» и профильным вузом — Горным университетом. И, конечно, само соревнование.

Баженовская свита ждет

Участники конкурса «Умножая таланты» совершили экскурсию по Научно-техническому центру «Газпром нефти»

Если судить по участникам турнира «Умножая таланты», то оказывается, что сегодняшние школьники совсем не похожи на своих родителей, учившихся в 90-е годы. Абсолютно! Они — уверенные пользователи компьютера, спокойно осваивают огромные объемы информации, знают, где, что и как искать. И находят! Они не считают свой вполне приличный английский каким-то особенным достижением. Почти не смотрят телевизор. Меньше читают художественной литературы, предпочитая не бумажные книжки, а электронные носители. Эти дети упорны, целеустремлены, твердо знают, чего хотят. Свободно общаются и со сверстниками, и со взрослыми. Не смущаются в незнакомой обстановке, бывали за границей. Мечтают об интересной работе и готовы упорно учиться для того, чтобы получить ее, но деньги для них не главное. У них «экологическое» сознание — они всерьез задумываются о том, каким будет мир после них.

Первый этап конкурса − публичная защита своего варианта решения задачи. Судьи оценивали презентацию, отмечая корректность расчетов, логичность, красоту и нестандартность решения, а также способность представить свой проект в течение жестких 10 минут и ни секундой больше. Второй этап конкурса представлял собой увлекательный квест: 7 раундов по 8 минут, и в каждом раунде своя особенная, непростая задачка из области разведки, добычи, хранения, переработки и транспортировки нефти и газа. Задания не требовали специфических знаний, но требовались острота ума и логическое мышление. И работа в команде.

«Здорово, что у детей появляется связь между практической деятельностью и теми знаниями, которые они получают в школе. Даже найти правильное решение иногда не так важно, как показать ход рассуждений», — уверен Александр Симаков, сотрудник «Газпромнефть-НТЦ», судья соревнований. Его поддержал и коллега Рамиль Яубатыров: «Своими вопросами я старался вывести ребят из комфортной зоны, где они что-то знают, туда, где они вообще не знают ничего. Если они могли быстро найти ответ, я ставил максимальный балл. Но все участники продемонстрировали уверенность, нестандартное мышление, умение быстро ориентироваться в незнакомой сфере. Не сомневаюсь, что с такими навыками они найдут себя в этой жизни в любой отрасли».

Но прежде всего такие сотрудники нужны будут самой «Газпром нефти», активно занимающейся поиском и внедрением новых технологий, развивающей научную составляющую и в добыче, и в переработке нефти. И кто знает, может быть, именно нынешние конкурсанты через несколько лет внесут свой ощутимый вклад в разработку баженовской свиты — одного из самых перспективных «крепких орешков» среди отечественных трудноизвлекаемых запасов.

«Поднимите руки, кто будет поступать в этом году», — обратился ведущий на церемонии награждения. Поднялся лес рук. Как выяснилось, нефтегазовые специальности у ребят среди фаворитов. Вот, собственно, и ответ на вопрос, для чего компания придумала этот турнир. И почему не жалеет средств для других образовательных проектов, таких как «Математическая прогрессия».

Математическая прогрессия

«Математическая прогрессия» — совместный образовательный проект «Газпром нефти» и СПбГУ, реализуемый в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Основная цель комплексного проекта — привлечение талантливых в математике детей из регионов к обучению в ведущем вузе страны, а также поддержка молодых ученых и их исследований в области прикладной и теоретической математики. Стипендиатов ежегодно определяет конкурсная комиссия из сотрудников лаборатории Чебышева и членов-корреспондентов РАН.

Королева наук

Не закупать высокотехнологичное оборудование и сложное программное обеспечение за рубежом, попадая в зависимость от санкций, а производить самим. Не пользоваться заграничными технологиями, а создавать их. Все это возможно уже сегодня, но при условии инвестиций в отечественную науку, в том числе, а иногда и прежде всего, в математику.

В 2015 году «Газпром нефть» запустила комплексный четырехступенчатый образовательный проект «Математическая прогрессия», участниками которого стали школьники, студенты и молодые ученые. Такая связка, считают в компании, позволяет не просто поддержать одаренную молодежь на том или ином этапе обучения, но создать настоящий научно-карьерный лифт для самых увлеченных и преданных науке.

Проект начинается с поиска талантливых школьников, которые хотят учиться на математико-механическом факультете СПбГУ. Ребят приглашают в Петербург, где они знакомятся с университетом и определяются с выбором профессии. Поступая на матмех, они обучаются по новой усиленной программе бакалавриата, получая при этом повышенную стипендию от «Газпром нефти». В 2015 году Северную столицу посетили 55 школьников из 23 городов России, пятеро из них стали студентами университета, а именные стипендии получал 21 первокурсник СПбГУ. В 2016 году стипендии получают уже 39 универсиантов — 20 первокурсников — победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по математике и 19 студентов второго курса, показавших выдающиеся успехи в математике и информатике. Не секрет, что должность младшего научного сотрудника никогда не была престижной и хорошо оплачиваемой. Не изменилась ситуация и сегодня. Поэтому «Газпром нефть» создает для талантливых молодых ученых специальные условия для получения прикладных математических знаний и проведения исследовательских работ, финансирует научные поездки и поощряет их научные изыскания, вручая именные премии за достижения в научно-исследовательской деятельности.

«Умножая таланты»

В турнире «Умножая таланты» в 2016 году принимали участие школьники из восьми регионов присутствия компании «Газпром нефть» — Тюмени, Ноябрьска, Муравленко, Ханты-Мансийска, Томска, сел Мыс Каменный и Новый Порт на Ямале, Москвы и Санкт-Петербурга. В следующем году география проекта затронет Омск и Оренбург. Заявки на участие подали 1800 человек; в финал вышли 85 школьников, составивших 28 команд в младшей и старшей возрастных категориях.

Предварительная статистика не показала значительного отрыва в знаниях у учащихся из столичных городов; напротив, максимальная средняя оценка по результатам заочного отборочного тура в группе 10−11-х классов была у представителей Муравленко, а в группе 8−9-х классов — у учеников из Томска и Москвы.

И, наконец, компания поддерживает фундаментальные исследования и обеспечение научной и образовательной деятельности лаборатории имени Пафнутия Чебышева, Центра фундаментальных математических исследований в Петербурге (300 курсов и семинаров, 20 научных школ и конференций, научные визиты более 150 ученых мирового уровня, 53 научных труда и две монографии — вот достижения лаборатории за последние пять лет).

«Предсказывать сложно, особенно будущее, — пошутил под дружный смех собравшихся руководитель лаборатории, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов. — Но я уверен, что прогресс, который произойдет в мире, обязательно будет связан с математикой. Люди с математическим мышлением будут востребованы в самых разных отраслях, в науке и на производстве. Я являюсь членом наблюдательного совета Массачусетского технологического университета, и там примерно половина первокурсников планирует получить вовсе не математические специальности: будущие биологи-генетики, например, инженеры, программисты… И наши студенты, вполне возможно, будут работать в отраслях с высокотехнологичным производством».

Все ведущие университеты мира стараются обмениваться опытом. В лаборатории Чебышева на различных курсах, семинарах, школах побывали около 500 студентов из 30 разных стран; и наши студенты тоже часто ездят учиться. В этом году пять второкурсников учились в Москве, пять — в Дубне, еще восемь — в Женеве.

А что такое именная премия для молодых ученых, постдоков и аспирантов? «Это крайне важно. Это возможность быть сконцентрированным на своей проблеме и не отвлекаться на преподавание, на программирование, на репетиторство. Только так я смогу быть эффективным исследователем», — говорит молодой ученый, кандидат наук Сергей Иванов. Его научный интерес — гомологическая алгебра и теория гомотопии. С ним согласны Лена Иконникова, аспирант третьего года обучения, которая готовится к защите диссертации по алгебраической теории чисел, и кандидат наук Альберт Мингазов, который занимается вопросами теории гомологии алгебраических многообразий. В этом году они будут получать именную премию проекта «Математическая прогрессия» от «Газпром нефти».

«То, что «Газпром нефть» вкладывает деньги в науку, — это очень правильно. Неважно, придут ли потом эти выпускники в нефтегазовую отрасль или нет. Важно, что это работает на развитие отечественных технологий и создание научно-технической базы и необходимой инфраструктуры в стране, — отметил доцент СПбГУ, научный сотрудник лаборатории им. Чебышева Сергей Тихомиров. — В России сильные студенты, есть кем гордиться. Система работы со школьниками — одна из лучших в мире. Я могу сравнивать, потому что преподавал в различных университетах. Вот, например, курс дифференциальных уравнений, который я читаю в Германии: там этот материал изучают на третьем и четвертом курсе, и студенты считают его сложным. А у нас для второкурсников это легко… Понимаете, самый главный ресурс — это талантливая молодежь, вот с этим у нас сейчас все хорошо. Будущее у российской науки есть, я в этом уверен».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ