Прямая связь

«Сибирская нефть» получила новую онлайн-версию

Текст: Павел Сысоев, Игорь Свириз
Фото: LEGION-MEDIA

Интернет убьет бумажные издания через ... лет. Вместо пропуска можно подставить любую цифру, которая нравится. Эксперты медиарынка делают это уже как минимум два десятка лет. Впрочем, и сомневающихся в таком развитии событий немало. Всех, как всегда, рассудит время, однако, как бы то ни было, игнорировать развитие цифровых технологий не могут даже вполне успешные издатели — слишком уж широкие возможности предоставляет выход в сеть. Продолжает свое развитие в сети и «Сибирская нефть»

Практически любое периодическое печатное издание в наше время имеет свой электронный аналог в интернете, что позволяет оперативно доносить до читателя информацию вне зависимости от географии точек распространения, работы почтовой службы и прочих ограничений, которые имеет материальный носитель журнала или газеты. Плюс к этому появляется возможность задействовать рекламные интернет-технологии, увеличить охват аудитории, получить детализированную статистику. Финансовые аспекты также важны: снижается стоимость одного экземпляра издания, отсутствуют затраты на логистику и распространение.

Читатель тоже в плюсе: человек может посмотреть любую интересующую его новость или статью в удобном для него месте, в любое удобное время, получить массу дополнительных опций в виде доступа к архиву издания, поиска, мультимедийных вариантов материалов. Был бы доступ во всемирную сеть. Это (привязка к интернету), кстати, один из основных недостатков онлайн-версий изданий. Кроме того, мобильные устройства и браузеры постоянно эволюционируют, а значит, издания должны непрерывно работать над адаптациями к новым версиям. Не стоит сбрасывать со счетов и физиологические трудности при длительном чтении с экрана. В общем, как всегда, лучшее решение — в комплексном подходе, предполагающем использование преимуществ цифровых технологий без отказа от возможностей, которые сохраняет старая добрая бумага. По этому пути идет и «Сибирская нефть».

Главная страница

Основное место на первой странице сайта отдано главной теме самого свежего номера. Ниже — анонсы других статей, определяющих контентную канву. Обратите внимание — рубрика, как специальный фильтр, дает возможность посмотреть подборку всех статей по определенной тематике.

Для удобства и быстроты навигации переработано основное меню раздела — оно вынесено в дополнительный блок и отображается в верхней части на всех внутренних страницах. Там же присутствует возможность подписки и форма поиска по материалам журнала.

Главная страница не ограничивается материалами последнего номера журнала. Сайт ведет статистику читаемости всех статей и наиболее часто посещаемые из них предлагает в специальном блоке «Популярные статьи».

Экспертный блок в конце страницы дает возможность посмотреть статьи и интервью, связанные с определенным спикером.

Специальный раздел о журнале на корпоративном сайте компании (www.gazprom-neft.ru) существует почти 10 лет, и за это время он претерпел достаточно много обновлений и даже перерождений, как, впрочем, и его печатный родитель. «Сибирская нефть» действительно меняется, причем достаточно динамично: материалы насыщаются графическим контентом, все больше становится дополнительной информации, размещенной в справках, сносках, комментариях. Существовавшая до сих пор онлайн-версия «Сибирской нефти» просто не могла переработать такое многообразие форматов — многое приходилось серьезно упрощать и трансформировать в существующие стандартные тексто-графические блоки, что нередко приводило к определенным смысловым потерям в статьях.

Страница статьи

Одна из основных задач редизайна — удобное отображение всех графических элементов и блоков, существующих в бумажной версии журнала. Для этого мы разработали около двух десятков различных форматов текстовых и графических блоков (справки, врезы, подписи, цитаты, сноски, галереи и т. п.), из которых, как из конструктора, можно собрать практически любую статью печатного журнала.

Благодаря особенностям веб-формата у журнала появляются и новые возможности — в статьях можно использовать интерактивные схемы, воспроизводить видео и аудио, расставлять ссылки на другие материалы, подбирать статьи со схожей тематикой и многое другое.

Еще один важный повод, заставивший задуматься об изменениях, — постоянное развитие самой интернет-отрасли, которая диктует свои современные представления о том, как должны выглядеть онлайн-СМИ. Часть этих представлений касается исключительно тенденций в дизайне, но и с точки зрения функционала рынок серьезно продвинулся вперед.

Поиск

В свое время именно отсутствие возможности поиска по текстам архивных статей послужило одной из основных предпосылок разработки полноценной онлайн-версии журнала. В новой версии поиска, помимо более наглядного представления результатов, добавлены фильтры по дате и по тематике статей.

Кроме того, заметно изменилась структура рынка гаджетов, с которых читатели заходят на корпоративный сайт компании. За последние три года доля пользователей, просматривающих ресурс с мобильных устройств, выросла в два раза. Практически каждый третий посетитель для чтения сайта сейчас использует смартфон либо планшет. Формат и характеристики мобильных устройств серьезно отличаются от классических десктопов, и эти особенности пришлось отдельно учитывать на всех этапах создания веб-ресурса. Это, конечно, усложняет процесс разработки, но в итоге каждый читатель получает собственный вариант «Сибирской нефти» — адаптированный специально для него.

2007–2011
Простая страница со списком номеров и возможностью скачать журнал в формате PDF.

2011–2012
Оформление раздела актуализировано после перезапуска корпоративного сайта. Отдельно выделены приложения к журналу. Добавлена возможность подписки на почтовую рассылку.

2012–2014
Реализована полноценная онлайн-версия. Каждая статья из PDF переводится в отдельную веб-страницу. Добавлена возможность поиска по текстам статей. Задействован инструмент тегирования, что позволило объединять статьи в релевантные подборки. Добавлен функционал соцсетей.

2014 год — н.в.
После запуска обновленного корпоративного сайта актуализировано оформление раздела «Сибирской нефти».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ