Газовый приоритет

Газовый приоритет

На Омском нефтеперерабатывающем заводе завершается строительство нового парка для хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов

Текст: София Зорина
Фото: Николай Кривич
Инфографика: Татьяна Удалова

В рамках общей модернизации производства Омский нефтеперерабатывающий завод завершает строительство нового парка сжиженных углеводородных газов. Цель проекта не только повысить промышленную безопасность объекта, но и диверсифицировать схемы реализации важного товарного продукта, ежегодно обеспечивающего заводу несколько миллиардов рублей выручки

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) — неотъемлемый продукт нефтепереработки. Различные товарные марки СУГ представляют собой смеси целого ряда компонентов — пропана, бутана, изобутана. Ценным продуктом могут быть и отдельные газовые фракции. Например, нормальный бутан (н-бутан) используют при получении товарного бензина, пропан-пропиленовая ППФ) — незаменимое сырье в нефтехимии, а из бутан-бутиленовой фракции (ББФ) получают алкилат — высооктановый бензиновый компонент. Основные российские поставщики сжиженных газов — это газоперерабатывающие компании, крупнейшие из которых — «Газпром», «Новатэк» и «Сибур». На долю нефтеперерабатывающих производств приходится примерно 10 % всех производимых в стране СУГ, но в эту цифру обычно не включают ППФ и ББФ, получаемые исключительно на НПЗ в процессе каталитического крекинга. Общий объем российского рынка СУГ составляет около 15 млн тонн в год.

В настоящее время российский рынок СУГ значительно профицитен: более 40 % всего объема идет на экспорт. Оставшаяся часть примерно поровну делится между нефтехимическими производствами и бытовым потреблением — для коммунальных нужд и заправки автомобилей.

В последние годы наблюдался резкий рост производства СУГ, связанный с увеличением переработки попутного нефтяного газа. При этом общепризнанной проблемой отечественной нефтехимической отрасли остается дефицит мощностей для переработки сырья и производства мономеров — этилена и пропилена.

Углеводородные газы

Сжиженные углеводородные газы вырабатываются при переработке нефти, газового конденсата, природного и попутного нефтяного газа. В приготовлении товарных марок СУГ в разных пропорциях используют фракции сразу нескольких газов. Так, в состав сжиженного газа марок «ПТ» (пропан технический) и «СПБТ», помимо самого пропана, входят добавки нормального бутана, изобутана, ППФ и ББФ. Пропорции содержания различных газов определяются температурными режимами их использования. При низких температурах для создания и поддержания необходимого давления в системах газоснабжения в составе сжиженного газа должен преобладать более легко испаряющийся компонент СУГ — пропан. Летом основной компонент в СУГ — бутан.

Так как углеводородные газы не имеют запаха, для возможности обнаружения их утечки используют специальный одорант. Как правило, в качестве одоранта газов применяют меркаптаны, например этилмеркаптан — легкоиспаряющуюся жидкость с резким неприятным запахом, который ощущается при очень низких концентрациях (до 2 × 10⁻⁹ мг / л). Промышленный способ получения этилмеркаптана основан на реакции этанола с сероводородом при 300–350 °C в присутствии катализаторов. Именно наличие серы и придает получающемуся веществу такой запах.

Утвержденная правительством стратегия развития химической и нефтехимической отрасли до 2030 года подразумевает создание новых производств и целых нефтехимических кластеров, однако пока крупным производителям нефтехимического сырья, и в частности сжиженных углеводородных газов, приходится зависеть от экспорта. В то же время, учитывая обострившуюся в связи с экспансией американского сланцевого газа конкуренцию на внешних рынках, экспортные поставки СУГ оказываются менее выгодными, чем их продажа внутри страны.

Для нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти», производящих относительно небольшие объемы СУГ, проблемы глобального рынка остро не стоят. Большая часть различных товарных марок сжиженных газов поставляется с НПЗ компании для коммунально-бытовых нужд и заправки автотранспорта, особо ценное сырье — нормальный бутан — идет на экспорт, а пропан-пропиленовая фракция поступает на нефтехимические производства: в Москве это завод НПП «Нефтехимия», а в Омске — «Полиом» («Газпром нефть» входит в число владельцев обоих предприятий). Некоторые газовые фракции — ББФ, изобутан, н-бутан — также используются на НПЗ для облагораживания бензина.

Новый парк для хранения сжиженных газов отвечает самым строгим нормам промышленной безопасности

Омский нефтеперерабатывающий завод выпускает в год порядка 500 тыс. тонн сжиженных углеводородных газов и ППФ. Несмотря на то что это побочный продукт переработки нефти, его оценивают как высокомаржинальный, а выручка, которую получает предприятие от его реализации, составляет несколько миллиардов рублейежег одно. Тем не менее часть старых мощностей для хранения сжиженных газов уже давно находилась в неудовлетворительном состоянии. Поэтому после того, как на заводе началась масштабная модернизация производства, проект строительства нового парка СУГ вошел в список приоритетных.

Парк без опасности

Первые мощности для хранения и перевалки сжиженных углеводородных газов были сооружены на Омском НПЗ более 50 лет назад. По мере разрастания завода старый парк СУГ оказался в самом центре территории ОНПЗ, вблизи административных зданий. В начале 2000-х был построен дополнительный парк сжиженных газов (ПСГ). Он расположился на безопасном расстоянии от окружающих зданий и сооружений, недалеко от одного из КПП завода. Здесь же сегодня находятся авто- и ж/д терминалы для отгрузки газов.

«У старого парка СУГ есть целый ряд существенных недостатков, — констатирует ведущий специалист проектного офиса по реконструкции объектов товарного производства Омского НПЗ Иван Пульканов. — Во-первых, он расположен слишком близко к административным зданиям и людям периодически приходится сталкиваться с неприятным запахом одоранта. Во-вторых, старый парк и ПСГ слишком разнесены друг от друга на территории завода, а это вызывает дополнительные сложности в обслуживании двух объектов. И наконец, самое важное: старый парк в силу своего возраста не удовлетворяет всем современным нормам промышленной безопасности». Учитывая все обстоятельства, в 2014 году было решено не идти на точечную модернизацию старого парка, а построить абсолютно новые мощности рядом с хранилищами ПСГ. При этом после ввода в эксплуатацию нового парка СУГ старый будет снесен.

Сжиженные углеводородные газы — важнейшее сырье для нефтехимической промышленности

Инвестиции в проект оказались довольно значительными и составили порядка 900 млн рублей. Эта сумма обусловлена тем, что новый парк СУГ, помимо непосредственно емкостей для хранения газов, включает в себя еще ряд объектов: насосную станцию, узел смешения и одоризации, аппаратную и трансформаторную, новые участки сетей на территории завода. Все объекты отвечают самым строгим правилам безопасности. Так, например, товарный парк снабжен электрозадвижками и аварийной отсечной арматурой, позволяющей за 12 секунд отключить любой технологический блок от общей сети. Для управления закачкой, смешиванием и отгрузкой газов установлена специальная автоматизированная система, а операторная располагается в безопасной зоне.

Структура производства СУГ

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК», IHS, ОАО «РЖД», Экспертиза ДУВС

«При строительстве нового парка СУГ нам пришлось проложить несколько новых трубопроводов по территории завода, — рассказал Иван Пульканов. — Однако нам также удалось максимально использовать существующие сети и создать схему, при которой транспортировка газов будет происходить оптимальным образом». Новые сети позволят отгружать с существующего автотерминала все выпускаемые на заводе товарные марки газа, что в конечном итоге может существенно изменить логистические схемы реализации СУГ и принести ОНПЗ дополнительную прибыль.

Альтернативная схема

Введение в эксплуатацию нового парка СУГ несет за собой и ряд изменений, касающихся логистических схем отгрузки продукции. В частности, пропан-пропиленовая фракция теперь не будет храниться на заводе, а будет по трубопроводу сразу же отгружаться потребителю — заводам «Полиом» и «Омский каучук», расположенным по соседству с ОНПЗ. Таким образом, постоянных мощностей для хранения ППФ не понадобится, и весь объем парка СУГ будет отдан под остальные сжиженные газы.

Еще одно принципиальное изменение, упомянутое выше, — возможность отгружать с автотерминала все товарные марки СУГ. В настоящее время с заводского автотерминала потребителям отгружается только СПБТ (смесь пропан-бутановая техническая). В то же время часть СПБТ и высокомаржинальные бутан технический и пропан-бутан автомобильный идут по трубопроводу сторонним компаниям, имеющим возможность осуществлять их налив в автоцистерны. После реконструкции терминала потребители — в том числе и собственные сбытовые предприятия «Газпром нефти» — смогут выбирать наиболее выгодную и удобную для них схему отгрузки.

«Одна из задач, которую позволяет решить строительство нового парка СУГ, — это диверсификация каналов отгрузки, — считает начальник отдела стратегического развития департамента логистики и транспорта Константин Кацапенко. — Таким образом, мы снижаем риски, связанные с зависимостью от сторонних компаний. В то же время перед логистической службой встает новая задача: организовать увеличивающиеся потоки автотранспорта на территории завода. Это серьезный вызов, которым мы сейчас вплотную занимаемся».

Планируется, что новый парк СУГ будет готов к вводу в эксплуатацию к концу июня 2016 года. Его мощностей для хранения и перевалки продукции будет достаточно даже с учетом возможного увеличения производства СУГ в связи с углублением переработки и вводом в строй новых установок.

Реконструкция автотерминала ОНПЗ с возможностью отгрузки дополнительных видов СУГ —
БТ, ПБА, ПА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ