Взлетная полоса

Взлетная полоса

« Газпром нефть» выходит в новый сегмент высокотехнологичных битумных материалов

Текст: Ирина Ушакова
Фото: LEGION-MEDIA
Инфографика: Анастасия Ухина

В начале года «Газпром нефть» приобрела долю в уставном капитале завода по производству инновационных битумных материалов «НОВА-Брит».При обретение нового актива дает возможность «Газпромнефть — Битумным материалам» заявить о себе еще в одном премиальном сегменте — продукции специального назначения на основе нефтяного битума

Современный мировой рынок битумных материалов представлен тремя основными категориями: традиционные дорожные нефтяные битумы и премиальные продукты; полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), имеющие улучшенные характеристики по сравнению с обычным битумом; битумопроизводные материалы, к которым относятся мастики, герметики, эмульсии, жидкая резина и ряд других. Основной объем рынка составляют традиционные вяжущие, их активно используют при строительстве дорог. Причем ситуация в России здесь несколько отличается от той же Европы, где доля покрытий на ПБВ составляет 15–35 % от общей протяженности автострад. У нас пока высокотехнологичные битумы занимают не больше 2–3 % рынка. А объемы выпуска специальных материалов и вовсе малы.

Тем не менее ситуация постепенно меняется: последние несколько лет высокотехнологичные нишевые битумные продукты в России демонстрируют высокие темпы роста. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится: к 2025 году объем потребления премиальных продуктов должен увеличиться более чем в два раза по сравнению с показателями 2015 года. В то же время рост потребления обычного битума за тот же период будет на уровне 40 %.

Спрос на преимум

На российском рынке премиальная битумопроизводная продукция — это дорожные и аэродромные, общестроительные материалы и продукты для трубопроводов. Положительная динамика роста этого сегмента, так же как и всего битумного рынка, в первую очередь обусловлена принятием целого ряда государственных программ. Так, транспортная стратегия России до 2030 года предполагает совершенствование дорожной сети автомобильных дорог страны не только за счет строительства стратегически важных объектов — таких как платная трасса Москва — Санкт-Петербург, трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», — но и посредством увеличения межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог до 12 лет, а также повышения нормативных требований к состоянию асфальтобетонных покрытий. Все это, несомненно, будет способствовать устойчивому росту спроса на дорожные премиальные марки.

Увеличение спроса прогнозируется и на аэродромные премиальные продукты. В соответствии с федеральной целевой программой «Гражданская авиация» запланировано развитие сети внутрироссийских региональных и местных аэропортов, а также крупных международных узловых аэропортов: в общей сложности в эксплуатацию будет введено более 100 взлетно-посадочных полос.

«НОВА-БРИТ»

«НОВА-БРИТ» Компания по выпуску материалов специального назначения на основе нефтяного битума «НОВА-Брит» образована в 2005 году. В название компании включена аббревиатура: «БРИТ» — Битум, Развитие и Технологии, отражающая нацеленность на создание оригинальных технологий и уникальных продуктов. Уже в 2006 году компания начала производить по собственным технологиям 11 видов битумных мастик. Параллельно активно велись работы по разработке герметизирующих материалов с повышенными техническими характеристиками.

В 2008 году в компании была разработана технология и начато производство битумно-полимерных стыковочных лент. К 2011 году, после освоения производства битумных эмульсий, был практически удвоен перечень производимой продукции, в настоящее время ассортимент насчитывает более 30 марок. На всю продукцию компании (включая опытную) силами сотрудников разработаны стандарты организации, также вся продукция имеет сертификаты в двух системах сертификации, ГОСТ и ФАВТ, в зависимости от области применения.

Сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» занимает примерно треть объема рынков традиционных нефтяных битумов и модифицированных вяжущих. Столь прочную позицию компания смогла себе обеспечить за счет широкого ассортимента битумной продукции для дорожного строительства. Однако до последнего времени высокомаржинальный сегмент материалов специального назначения на основе нефтяного битума оставался для «Газпромнефть — БМ» закрытым.

У компании есть значительный опыт создания и продвижения продуктов для дорожного строительства, однако работа в таких сегментах, как аэродромное строительство или прокладка трубопроводов, имеют свою специфику. Для этого рынка характерны высокие нормативные и временные барьеры, связанные с получением допусков и сертификатов, разработкой оригинальных рецептур продуктов и выполнением научноисследовательских работ в различных климатических зонах.

По предварительной оценке, вход в премиальный сегмент нового производителя может занять минимум три года с учетом наработки рецептурной базы, проведения научно-исследовательских работ, выстраивания эффективного взаимодействия с проектными институтами, сбора статистических данных и формирования клиентского пула. Поэтому приобретение 75 % доли в уставном капитале завода по производству инновационных битумных материалов «НОВА-Брит» стало для «Газпром нефти» эффективным решением стратегической задачи освоения нового перспективного сегмента.

Интеллект в лидерах

Прогноз потребления битумнопроизводных продуктов в РФ, тыс. т

*CAGR — совокупный среднегодовой темп роста.

Выбирая партнера для производства премиальной битумной продукции, «Газпром нефть» руководствовалась рядом критериев, среди которых важнейшим стала высокая интеллектуальная составляющая в деятельности компании. Благодаря наличию собственной испытательной базы и созданию инновационных технологических разработок, «НОВА-Брит» стала лидером на российском рынке битумных материалов специального назначения.

В свое время компания выбрала стратегию развития, подразумевающую создание интеллектуальной собственности. Итог этой работы: сегодня под торговой маркой «БРИТ» выпускается несколько десятков наименований высокотехнологичной продукции; клиентский портфель компании насчитывает более 300 ключевых заказчиков и потребителей с поставками по всей территории России; производимые материалы имеют сертификаты соответствия для применения на самых ответственных объектах, в частности 10 одобренных стандартов организации и 5 сертификатов Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ).

Чтобы предложить рынку что-то новое, специалисты предприятия изучили и систематизировали отечественный и зарубежный опыт выпуска специальных битумных материалов. Так, например, прежде чем начать выпуск герметиков, применяющихся для сверхизносостойких дорожных и аэродромных покрытий, были проведены масштабные исследовательские работы по определению реальных условий эксплуатации, технических требований к герметикам. В процессе этой работы в лабораториях испытывались все представленные на рынке герметизирующие материалы, а также анализировалось состояние аэродромных покрытий различных типов во всех климатических зонах России и ближнего зарубежья. Эти исследования дали возможность разработать рецептурные составы битумно-полимерных герметиков нового поколения, технологические параметры их производства и методы испытаний и контроля.

Появившиеся в результате этих разработок марки битумно-полимерных аэродромных герметиков «БРИТ-Норд» и «БРИТ-Арктик» сегодня единственные отечественные материалы, на равных конкурирующие с признанными мировыми лидерами. В то время как другие российские производители не дают гарантию на аэродромные герметики более чем на 2 года, «НОВА-БРИТ» гарантирует целостность деформационных швов взлетно-посадочных полос в течение 5 лет и работу в широком температурном режиме: от —50 до +30 градусов.

«Одно из принципиальных преимуществ компании, позволяющее постоянно совершенствовать качественные характеристики выпускаемой продукции и осваивать производство новых типов герметизирующих материалов, в том числе по индивидуальным заказам, — технологическое сопровождение и мониторинг применения продукции», — отметил генеральный директор «НОВА-Брита» Роман Прошин. Эта работа регулярно приносит свои плоды: специалисты «НОВА-Брита» получают ценную информацию о своих материалах, а клиенты — уверенность в выполнении гарантийных обязательств и качестве продукции.

Опытным объектом промышленного использования герметика «БРИТ-НОРД» стала взлетно-посадочная полоса магаданского аэропорта «Сокол». После первого зимнего периода эксплуатации в 2010 году, когда зафиксированный температурный минимум составил — 48 градусов, на значительной части швов возникли дефекты и разрушения. Используя данные мониторинга, специалисты компании смогли изменить рецептуру материала. Весь ремонт был проведен за счет «НОВА-Брита». Дальнейший мониторинг показал, что подобранная рецептура герметика обеспечивает полную целостность деформационных швов независимо от климатических условий и в течение всего гарантийного срока — как минимум 5 лет.

Дмитрий Орлов
Дмитрий Орлов,
Генеральный директор «Газпромнефть — Битумных материалов»:

Интеграция «НОВА-Брита» позволит расширить линейку битумных материалов «Газпром нефти» для различных отраслей, дифференцировать поставки премиальных продуктов и предоставляемый комплекс услуг нашим потребителям и контрагентам. А также существенно усилит научный потенциал битумного бизнеса «Газпром нефти». Это дает возможность нам быстро реагировать на изменение конъюнктуры, сохранять высокую конкурентоспособность и определять новые рыночные тенденции.

Основная продукция «НОВА-БРИТ»

Мастики

Предназначены для обеспечения водонепроницаемости деформационных швов асфальтобетонных и цементобетонных покрытий автомобильных дорог, аэродромов и искусственных сооружений. Еще одна область применения — устройство прирельсовых деформационных швов (трамборты) — эластичные вставки между трамвайными рельсами и покрытием городских улиц. С 2006 года в Санкт-Петербурге с использованием герметизирующей мастики «БРИТ» устроено более 250 км прирельсовых деформационных швов.

Эмульсионные мастики «БРИТ» предназначены для приклеивания рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, устройства защитных слоев кровель, устройства и ремонта мастичных кровель, мастичных слоев гидроизоляции и пароизоляции строительных конструкций, зданий и сооружений.

Ленты стыковочные

Стыковочные битумно-полимерные ленты «БРИТ» — это серия современных конструктивных материалов, предназначенных для обеспечения долгосрочной герметизации швов сопряжения асфальтобетонных покрытий: автомобильных дорог, в том числе при проведении ямочного ремонта литыми смесями, мостовых сооружений, аэродромов. При использовании стыковочных лент герметизация происходит в процессе укладки и уплотнения горячей асфальтобетонной смеси. Эффект герметизации достигается в результате плавления материала ленты под воздействием высокой температуры смеси и формирования защитного слоя при уплотнении.

Жидкая резина

Жидкая резина представляет собой эластомерную битумно-полимерную водную эмульсию и является исходным материалом для создания бесшовной изоляционной мембраны. Эта технология обладает целым рядом преимуществ, таких как: изготовление покрытия в труднодоступных местах и на основаниях со сложным рельефом; контроль и регулирование толщины покрытия на ответственных участках (углы, сопряжения, швы); пожаробезопасность — в процессе производства не используются высокие температуры и открытое пламя. Получаемое из жидкой резины покрытие обладает высокой эластичностью, стойкостью к старению, водо- и паронепроницаемостью, устойчивостью к агрессивным средам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ