Самообеспечение

Самообеспечение

«Газпромнефть-Аэро» оптимизирует затраты за счет приобретения новых компетенций

Текст: Элина Синдина
Фото: Александр Таран

Оптимизация операционных затрат — одно из важнейших направлений повышения эффективности производства. Однако у этого процесса не бывает общих универсальных правил и подходов, что еще раз доказали в «Газпромнефть-Аэро», в соответствии со спецификой своего бизнеса применившие не самый распространенный инструмент оптимизации — инсорсинг

В мировой экономике аутсорсинг — один из самых распространенных видов оптимизации фактически любой деятельности, будь то производство или сфера услуг. Он позволяет передать часть непрофильных функций сторонним компаниям, сократив расходы на персонал и содержание активов. Однако абсолютно универсальным такой подход назвать нельзя. Например, аутсорсинг как инструмент оптимизации не всегда позволяет добиться желаемого эффекта или вообще не работает, если речь идет, например, о производствах, где применяются узкопрофильные технологии, уникальное оборудование, или предприятие имеет сложную географию деятельности. И даже если изначально в бизнес-схему было заложено привлечение к тем или иным работам сторонних организаций, нередко в итоге компания внедряет обратный процесс — инсорсинга, возвращая себе выполнение внешних, в большинстве случаев сервисных функций. Именно с такой ситуацией столкнулся оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти», компания «Газпромнефть-Аэро» в процессе реализации программы оптимизации операционных расходов и уже наработала неплохой опыт в этом направлении.

Отказ от услуг сторонних организаций в некоторых направлениях продиктован рядом ключевых факторов. В первую очередь это как раз широкая география деятельности. Собственная сбытовая сеть «Газпромнефть-Аэро» сегодня насчитывает 40 топливозаправочных комплексов в России и Киргизии, в том числе на аэродромах в труднодоступной местности. Это существенно усложняет и удорожает перемещение специалистов и оборудования для проведения обслуживания или проверки техники непосредственно на производстве.

В ряде регионов компания столкнулась с полным отсутствием у подрядчиков технических возможностей для качественного обслуживания современного топливозаправочного оборудования. Кроме того, стоит учесть, что в условиях нестабильной экономической ситуации стоимость обслуживания оборудования, в первую очередь зарубежного, существенно увеличивается.

Экономия на поверке

Первый проект по оптимизации операционных расходов стартовал в «Газпромнефть-Аэро» в 2012 году. На базе производственного блока была сформирована собственная метрологическая служба, которая выполняет поверку и регулировку счетчиков нефтепродуктов на всех предприятиях компании. Речь идет более чем о 700 единицах измерительного оборудования, поверкой которого раньше занимались специалисты сторонних коммерческих организаций, прошедших государственное лицензирование.

Формирование собственной метрологической службы позволило компании в первую очередь выстроить оптимальный график проведения поверок. В некоторых регионах действует лишь по одной аккредитованной организации, и их загрузка далеко не всегда позволяла своевременно провести необходимые работы. От региона к региону также существенно различались качество услуг сторонних организаций и цены на них. Например, стоимость поверки одного счетчика варьировалась от 3 до 19 тыс. рублей.

В результате создания в «Газпромнефть-Аэрособственной метрологической службы компании удалось сократить объем ежегодных затрат на поверку счетчиков на 85% (2,3 млн рублей), при этом получив гарантированную стабильность качества работ. Метрологическая служба «Газпромнефть-Аэро» проходит обязательную государственную аккредитацию раз в два года, все задействованные в проекте работники компании прошли обучение и получили лицензию на выполнение работ. Поверка и регулировка счетчиков нефтепродуктов проводится с использованием собственного оборудования, которое компания закупила в рамках программы.

Поверкой счетчиков уже несколько лет занимается собственная метрологическая служба «Газпромнефть-Аэро»

Постгарантийный инсорсинг

Существенного экономического эффекта (снижения расходов на 54% в год) «Газпромнефть-Аэро» удалось достичь и благодаря переходу к самостоятельному техобслуживанию аэродромных топливозаправщиков (ТЗА). В 2015 году проект стартовал в 27 филиалах компании.

Авиатопливный оператор «Газпром нефти» — один из крупнейших в стране эксплуатантов ТЗА нового поколения, сконструированных на базе шасси Volvo. В парке компании 160 топливозаправщиков, выпущенных научно-производственным объединением «Авиатехнология» на заводе в Ступино (Московская область). Шасси для ТЗА концерн Volvo производит также в России.

Новая техника с еще не истекшим сроком гарантийного обслуживания, как и требует производитель, проходит ТО у официальных дилеров Volvo. Однако с каждым годом все больше машин выходит из разряда гарантийных (основная часть ТЗА была приобретена в 2011–2013 годах) и их обслуживание у дилеров, чьи центры находятся порой за сотни километров от места работы самих ТЗА, становится бессмысленным, так как сами предприятия теряют на этом серьезные деньги. Поэтому было принято решение о переводе постгарантийной техники на обслуживание собственными силами.

Освоение техобслуживания топливозаправщиков — пока самый эффективный оптимизационный проект

Для реализации программы на базе четырех предприятий компании созданы логистические центры, за которыми по принципу регионального деления закреплены все остальные филиалы. Техническое обслуживание топливозаправщиков в каждой группе предприятий проводит один специалист, прошедший обучение у официального дилера Volvo Trucks.

Экономическая эффективность проекта складывается из нескольких составляющих: централизованной закупки оригинальных расходных материалов и запчастей, привлечения минимального количества специалистов для проведения ТО, оптимального графика выполнения работ.

Партнером проекта выступает компания «Газпромнефть — смазочные материалы», которая осуществляет прямую централизованную поставку логистическим центрам масел и спецжидкостей собственного производства. Это позволило на 20% сократить затраты «Газпромнефть-Аэро» на расходные материалы и повысить контроль качества материалов, которые используются при проведении ТО. Закупка оригинальных запчастей также проводится напрямую у производителя — компании Volvo.

Кроме того, одним из важных результатов проекта стало сокращение времени простоя ТЗА. Полное техобслуживание автомобиля теперь занимает не более шести часов, при этом график проведения ТО формируется в зависимости от производственной загруженности предприятия.

Общий экономический эффект от проекта в 2015 году превысил 2,6 млн рублей. В текущем году компания планирует расширить количество предприятий, задействованных в проектах и оптимизировать расходы на обслуживание ТЗА Volvo до 75%.

В 2016 году «Газпромнефть-Аэро» планирует реализовать еще несколько проектов в рамках программы оптимизации операционных расходов: осуществить перевод служебного автотранспорта на газомоторное топливо, проводить самостоятельную градуировку технологических трубопроводов. А одним из самых востребованных проектов станет открытие медицинских кабинетов на базе предприятий для проведения обязательного предсменного и послесменного медицинского осмотра производственного персонала.

Самостоятельная градуировка трубопроводов, учитывая большой объем строительства, обещает хороший экономический эффект

Эти проекты относятся к долгосрочной стратегии компании и полностью покажут свою эффективность в перспективе 3–5 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ