Битум для шелкового пути

Битум для шелкового пути

«Газпром нефть» развивает бизнес в Казахстане

Текст: Александр Алексеев
Фото: LEGION MEDIA
Инфографика: Татьяна Удалова

«Газпром нефть» закрывает треть потребности Казахстана в битумных материалах. Достичь таких результатов, да и просто удержаться на местном рынке было бы невозможно без покупки собственного предприятия на территории страны. Сегодня завод «Газпром нефти» под Шымкентом уже практически вышел на проектную мощность

Удачный ход

Еще совсем недавно, три-четыре года назад, основным поставщиком битума на рынок Казахстана была Россия. Республика, в свою очередь, занимала в структуре российского битумного экспорта наибольшую долю — 64%. В 2012 году в стране производилось около 200 тыс. тонн битума, еще около 260 импортировалось. При этом большие планы по дорожному строительству в Казахстане предвещали существенный рост рынка. Именно тогда в «Газпром нефти» было принято решение локализовать производство на территории республики, и в конце 2012 года компания приобрела производственный комплекс мощностью до 180 тыс. тонн в год, введенный в эксплуатацию годом ранее в южном Казахстане — под Шымкентом.

К тому моменту на Омском НПЗ «Газпром нефти» битумная установка была практически полностью загружена и при этом имелся избыток гудрона, который можно было перераспределить на казахский актив. Омский завод находится недалеко от российско-казахстанской границы, и это позволило создать эффективную логистическую схему, а также гарантировать качество поступающего сырья для производства битума.

Решение о приобретении нового актива оказалось своевременным. После ввода в эксплуатацию битумного производства Caspi Bitum в Актау, власти Казахстана посчитали, что существующих в стране мощностей достаточно для удовлетворения внутреннего спроса и закрыли с 2014 года рынок для битума из России.

В итоге сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» — единственная российская компания, которая продает битум на рынке Казахстана. Более того, ее доля в 2015 году выросла с 21% до 33%. Объем производства при этом увеличился на 41% по сравнению с 2014 годом — до 170 тыс. тонн в год. Это практически соответствует максимальной производительности предприятия, которую планируется достичь в 2016 году. За счет этого доля предприятия на рынке битумных материалов Казахстана может составить 35%.

Дмитрий Орлов,
генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы»

Развитие битумного бизнеса компании в Казахстане — это стратегически важное для нас направление. Имея успешный многолетний опыт в разработке технологий и производстве битумных материалов на наших российских площадках, мы активно применяем лучшие достижения для эффективного управления активом в Казахстане. Сегодня наш завод полностью удовлетворяет потребности региона в качественной продукции: в соответствии с запросом мы можем предоставлять битумные материалы как по российским, так и по новым казахстанским стандартам. Мы изучаем потенциал рынка, оцениваем перспективы реализации полимерно-битумных вяжущих и не исключаем возможности локализации в Казахстане производства инновационных битумных материалов.

На заводе уже освоено производство битума марки БНД 70/100 в соответствии с новым национальным стандартом Республики Казахстан, близким по характеристикам к межгосударственному стандарту в рамках Таможенного союза. Несмотря на то что шымкентский завод построен недавно, существуют возможности для его дальнейшего развития, и в компании уверены, что дополнительные инвестиции будут оправданы.

Битумный рынок Казахстана

По данным Министерства энергетики Республики Казахстан, максимальная суммарная мощность всех заводов — производителей битума в стране составляет 1 млн тонн в год. Лидер по объему производства — «Павлодарский нефтехимический завод» (ТОО «ПНХЗ», принадлежит национальной нефтяной компании «КазМунайГаз») с рыночной долей 47%. Вторая позиция у «Газпром нефти», далее следует ТОО «СП CaspiBitum». Доля импорта после ограничения экспорта битума в РК из России неуклонно сокращается и в 2015 году составила всего 7%.

Доли производителей битумов в РК

Дорожная перспектива

Привлекательность битумного рынка Казахстана связана в первую очередь с активным дорожным строительством. И хотя наиболее оптимистичные прогнозы (рост объемов потребления битумной продукции до 900 тыс. тонн в 2014 году и до 1,2 млн тонн — в 2015-м) не сбылись, стабильный спрос со стороны отрасли обеспечил заводу полную загрузку. Причем, исходя из планов развития транспортной инфраструктуры в стране, предпосылок к снижению достигнутого уровня нет.

ТОО «Газпромнефть-битум Казахстан»

Мощность 180 тыс. тонн в год. Производит дорожные битумы по российским и казахстанским стандартам качества (ГОСТ 22245- 90 и СТ РК 1373-2005). Продуктовую линей- ку предприятия формируют битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200; СТ РК 1373-2013: битумы марок БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130. Производственный комплекс завода включает пять колонн окисления, пять сепараторов, печь дожига, сырьевой резервуарный парк подземного хранения гудрона объемом до 6 тыс. тонн, пять резервуаров готовой продукции объемом 300 тонн, железнодорожные пути для приема сырья, автомобильную эстакаду налива, лабораторию и подстанцию.

Объем производства, тыс. тонн

Масштабных инфраструктурных проектов на территории Казахстана действительно реализуется немало. Через республику проходит треть трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай», за последние годы уже построено и реконструировано порядка 2700 километров качественных автомобильных дорог 1-й и 2-й категории. В 2016 году планируется сдать в эксплуатацию 434 км автомобильных дорог республиканского значения, начать сооружение Большой алма-атинской кольцевой автомобильной дороги. В рамках государственной программы инфраструктурного развития на 2015–2019 годы, планируется построить и реконструировать 7 тыс. км автомобильных дорог, для чего необходимо около 2 млн тонн дорожного битума.

Пока в стране востребован в основном традиционный, более дешевый битум. Однако при поддержке властей идет освоение и новых технологий в дорожном строительстве. Постепенно формируется рынок современных битумных продуктов — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ)*. «Газпром нефть», российский лидер в их производстве, участвует в этом процессе. В апреле 2014 года компания подписала Меморандум о сотрудничестве с Комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Весной 2015 года между Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ), «Газпромнефть — Битумными материалами» и компанией «Сибур» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере нормативно-технического регулирования применения полимерных битумных материалов в дорожном хозяйстве Казахстана. И уже осенью в соответствии с разработанной КаздорНИИ картой климатических зон страны «Газпром нефть» приняла участие в строительстве опытно-экспериментальных участков автодорог.

Первый участок построен на севере страны, на трассе А1, соединяющей Россию и Казахстан. При реализации этого проекта модифицированный битум доставлялся на расстояние свыше 2000 км при постоянной температуре на специальном автотранспорте с системой подогрева. Второй участок находится в южном регионе республики, на автомагистрали международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай».

Выбранные трассы характеризуются высокой интенсивностью дорожного движения, расположены в различных климатических поясах, что позволяет всесторонне исследовать работу битумных материалов. Последующий мониторинг состояния дорожного полотна на ПБВ и традиционном битуме позволит сформировать рекомендации и требования по применению ПБВ в различных регионах Казахстана, в том числе с учетом сложных климатических условий республики.

ПБВ «Газпром нефти» также были применены при строительстве взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек аэропорта Петропавловска, расположенного на севере Казахстана. Для этого проекта в соответствии с рекомендациями КаздорНИИ на Омском НПЗ были разработаны специальные рецептуры ПБВ 60: за счет улучшенных эксплуатационных свойств битума асфальтобетонное покрытие аэродрома будет более устойчивым к деформациям, появлению трещин и истиранию.

* Полимерно-битумные вяжущие — материалы на основе обычных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиенстирол) и пластификатора. По сравнению с традиционными продуктами обладают повышенной сопротивляемостью к деформации, лучше себя ведут при высоких и низких температурах, более долговечны.

Производство и потребление битума в РК в 2011–2015 Годах

2011 2012 2013 2014 2015
Потребление 554 615 670 570 525
Производство в Казахстане 204 255 321 511 489
Импорт 420 448 389 57 36

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ