Время арктики

Проект освоения Приразломного месторождения

Текст: Александра Савина

Разработкой Приразломного месторождения в Печорском море «Газпром нефть» открыла новую страницу в истории промышленного освоения российской Арктики. О прошлом, настоящем и будущем проекта в материале Александры Савиной

Цена решения

В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 куб. м в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ. Однако главный геолог АМНГР Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчего провести соляно-кислотную обработку призабойной зоны скважины (впервые на шельфе), как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений. После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 куб. м в сутки. Одно правильное решение — и месторождение стало первым в Арктике, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

Впрочем, и тогда до символа Приразломному было еще очень далеко. В 1990-е годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена — от торжественной закладки морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» на «Севмаше» в декабре 1995 года до спуска на воду прошло долгих 15 лет. Зато дальше события разворачивались стремительно. В 2010?м «Приразломную» отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35м судоремонтном заводе. Уже в августе 2011-го строительство платформы было завершено и она заняла свое место в Печорском море.

Андрей Патрушев
Андрей Патрушев,
заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»:

Реализация проекта разработки Приразломного месторождения — важный шаг на пути промышленного освоения Арктики. Очевидно, что наличие богатейшей ресурсной базы в этом регионе в будущем станет важнейшим фактором развития топливно-экономического комплекса страны. А «Газпром нефть» сегодня наглядно продемонстрировала, что добыча нефти на арктическом шельфе может быть эффективной и, самое главное, безопасной. В то же время опыт и компетенции, которые компания получает, работая на Приразломном, станут фундаментом при реализации компанией других шельфовых проектов и позволят в перспективе укрепить позицию лидера по добыче жидких углеводородов на арктическом шельфе России.

Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней. Поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, — поделился воспоминаниями Олег Заливчий, руководивший в то время работами по испытанию скважины № 1. — До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление. — Прим. ред.) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

Месторождение приразломное

В течение 2012 года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тыс. куб. м), одновременно с этим объект проходил независимый комплексный экспресс-аудит с участием специалистов таких грандов, как Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота. Целью было определение рисков для этапа пусконаладочных работ проекта, а также анализ его соответствия международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. По результатам аудита эксперты отметили соответствие МЛСП «Приразломная» международным стандартам. Добыча нефти на Приразломном началась в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Схема разработки месторождения

Приразломная оптимизация

Приразломное — первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти. В 2013–2014 годах на месторождении было добыто более 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта цифра возросла более чем в 2,5 раза. Сегодня добыча ведется из трех скважин, а всего построено шесть: помимо добывающих, действуют две нагнетательных и поглощающая. К 2023 году количество скважин увеличится до 32 (19 добывающих, 12 нагнетательных, одна поглощающая).

Важным этапом для «Приразломного» стал декабрь 2015 года, когда Роснедра утвердили изменения к технологической схеме проекта. Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении за счет повышения эффективности разработки продлен на два года (с трех до пяти лет), при этом объем добычи нефти за этот период должен увеличиться в 1,8 раза — до 23,1 млн тонн — за счет использования рационального бурения. И это количество должны дать 32, а не 36 скважин, как предусматривал первоначальный план. Сокращение капитальных затрат на бурение, соответственно, позитивно скажется на общей экономике проекта. На пике актив будет давать 4,8 млн тонн нефти в год. Кроме того, обновленная технологическая схема предусматривает рост суммарного объема геологических запасов Приразломного месторождения по категориям С1 и С2 на 12 %, до 263 млн тонн, — это результат переинтерпретации сейсмических данных, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Период эксплуатации Приразломного нефтяного месторождения, соответственно, увеличен до 35 лет.

Параметры платформы

2016 год был отмечен для проекта разработки Приразломного еще одним важнейшим событием — изменением транспортно-логистической схемы. Если раньше для доставки нефти с «Приразломной» в Роттердам использовались два челночных танкера дедвейтом по 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», — то начиная с февраля сырье сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн, установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу. «Использование плавучего нефтехранилища „Умба“ позволило компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий: укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов, — пояснил управляющий директор компании Gazprom Neft Trading GmbH Виталий Вяткин. — Размещение перевалочного комплекса в незамерзающем Кольском заливе позволило существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени круговых рейсов танкеров, обеспечивающих доставку нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти потребителям».

Сами европейские потребители приняли арктическую нефть нового сорта ARCO на ура. Основным целевым рынком для сырья с Приразломного была выбрана Северо-Западная Европа, а точнее — так называемый регион ARA (Амстердам — Роттердам — Антверпен). По информации Виталия Вяткина, выбор обусловлен в первую очередь логистической доступностью и импортозависимостью региона, а также наличием в нем заводов, специализирующихся именно на переработке тяжелых нефтей, сходных по качеству с ARCO. Действительно — нефть Приразломного месторождения отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы и, напротив, низким — парафина.

В 2014–2015 годах европейские потребители получили 1,1 млн тонн нефти ARCO, весь 2016 год закрыт новым долгосрочным контрактом с одной из крупнейших европейских нефтяных компаний.

Сегодня «Газпром нефть» активно работает над расширением пула покупателей нефти ARCO, тем более что после корректировки транспортно-логистической схемы появилась возможность поставок нового сорта в любую точку Старого света. Первой ласточкой стала отгрузка ARCO в средиземноморский регион в начале 2016 года. В перспективе география поставок арктической нефти может быть расширена за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона — по Северному морскому пути.

Cхема отгрузки

Экологическая безопасность

На «Приразломной» применяется комплекс современных технологических решений, позволяющий максимально снизить уровень воздействия на арктическую природу. По технологии «нулевого сброса» использованный буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и утилизируются. Вода для технологических нужд забирается через специальные рыбозащитные устройства.

Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте — не ниже 500 м. Кроме того, на «Приразломной» действует установка для защиты от птиц радиусом действия 3 тыс. м. Она транслирует беспокоящие и тревожащие звуки, а также аутентичные голоса хищников и техногенные шумы, что не позволяет птицам гнездиться и образовывать постоянные стаи на защищаемой территории.

Особое внимание «Газпром нефть шельф» уделяет исследованию жизни моржей, обитающих в районе МЛСП «Приразломная». Проводившиеся в 2012–2015 годах исследования в районе островов Долгий, Матвеев, Голец, Большой и Малый Зеленцы, Вайгач не выявили значимых колебаний в миграциях и распределении морских млекопитающих в Печорском море после начала добычи нефти.

Еще одна программа посвящена разведению атлантического лосося (семги) — искусственно выращенную рыбу выпускают в естественные водоемы Северного рыбохозяйственного бассейна. За 2012–2014 годы в реки Выг, Сума и Кереть выпущены 150 тыс. особей.

«Тюнинг» для платформы

Несмотря на уже достигнутую эффективность проекта, развитие «Приразломной» не останавливается, и уже в 2016 году стартует изначально интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического перевооружения платформы. «Ввиду уникальности задач и целей, проект „Приразломное“ имел ряд неопределенностей, которые были выявлены на стадии запуска и начала эксплуатации, — уточнил Геннадий Любин. — Анализ причин возникновения и поиск ответов на новые вызовы выявил ряд рисков, требующих внесения технических изменений в проект для достижения заявленной мощности. Это стало основой для формирования задач по техперевооружению платформы».

В рамках программы техперевооружения МЛСП повысится эффективность 37 систем платформы. Изменения затронут технологический, энергетический и буровой комплексы, а также комплекс механического оборудования, комплекс обеспечения жизнедеятельности и безопасности, автоматизированную систему безопасности, системы навигации, связи и телекоммуникаций.

Пожалуй, ключевой проект в этом списке — модернизация бурового комплекса, включающая, в частности, переход с буровых растворов на водной основе на инвертно-эмульсионный буровой раствор. Это необходимо для строительства 11 наклонно направленных скважин глубиной более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м. «Наша задача — дальнейшее повышение эффективности добывающего комплекса за счет оптимизации затрат и бизнес-процессов, внедрения новых решений, предлагаемых рынком, — резюмировал Геннадий Любин. — Именно для этого мы и проводим плановое техперевооружение «Приразломной». Подготовка к модернизации уже началась: сейчас ведется разработка рабочей и эксплуатационной документации, программы и методик испытаний, проекта организации технического перевооружения. Завершить техперевооружение платформы планируется до конца 2017 года.

Еще одно важное направление развития проекта — совершенствование береговой инфраструктуры. Уже на лето нынешнего года запланирован ввод в эксплуатацию второй и третьей очередей вахтового поселка Варандей, который станет надежной базой для работающих на платформе вахтовиков. А в конце 2017-го должен заработать ведомственный вертодром «Газпром нефть шельфа». К 2022 году на месторождении должен быть закончен процесс бурения последней, 32?й скважины, что выведет в 2023 году месторождение на пик добычи в 4,8 млн тонн и сделает его важным звеном достижения стратегической цели «Газпром нефти» — сохранить добычу на уровне 100 млн т.н.э. к 2025 году.

Промышленная безопасность

МЛСП «Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Платформа рассчитана на максимальные ледовые нагрузки и способна выдержать прямой удар десятиметровой волны. От подобных воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция высотой 16,4 м — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду и даже выдерживать ветровую нагрузку в 51 м / с (ураган по шкале Бофорта).

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая — всего 20 м, — «Приразломная» установлена непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки — оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между ними заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

В танках-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти — они всегда заполнены либо нефтью, либо водой, что исключает риск образования взрывоопасной среды. Отгрузка нефти со специальных комплексов начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая в случае необходимости позволяет остановить отгрузку максимум за семь секунд. Круглосуточный контроль состояния МЛСП обеспечивает специальная система датчиков, мгновенно реагирующих на изменения в ее работе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ