«Мы строим альтернативный деловой центр Петербурга»

«Мы строим альтернативный деловой центр Петербурга»

СН

Строительство «Лахта центра» — это составная часть проекта перемещения головных офисов группы «Газпром», в том числе «Газпром нефти», из Москвы в Санкт-Петербург. Поэтому разговор логично начать именно с этого проекта…

Е.И.

Переезд из Москвы в Санкт-Петербург — это стратегический проект, направленный на развитие Петербурга и снижение централизации бизнеса в Москве, инфраструктура которой уже не справляется с существующими нагрузками.

СН

То есть бизнесу это пользы не принесло?

Е.И.

Я бы не стала так говорить. Компания получила новые возможности для развития в более благоприятных условиях. Конечно, есть и неудобства, например, в виде необходимости частых поездок в Москву, где сосредоточены органы государственной власти и управления. Но современные коммуникационные технологии отчасти решают проблему. Перенос штаб-квартиры всей группы «Газпром» в Петербург должен значительно сократить поток командировок в столицу. Ведь стоит учитывать, что вслед за «Газпромом» и его дочерними структурами потянутся многие поставщики и подрядчики.

СН

Сейчас вы говорите как менеджер, деловой человек, а с позиции гражданина вы можете оправдать решение о переезде?

Е.И.

Мне кажется, что больше всего от переезда «Газпром нефти» и «Газпрома» в Петербург выиграют его жители. Это очень значительные налоги, рабочие места, социальные программы и инфраструктурные проекты — в итоге мощный импульс развитию города и его деловому климату. За счет переезда статус туристическо-культурного центра Петербурга теперь дополняет масштабная бизнессоставляющая, имеющая международный формат. Такое перемещение для любого города страны будет большим благом, жаль только, что в России мало «газпромов», готовых двигаться за пределы Москвы и таким образом развивать другие регионы.

Точка роста — проект строительства нового общественно-делового центра «Газпрома» в Санкт-Петербурге
СН

Строительство «Лахта центра» — как раз один из инфраструктурных проектов, который реализуется в рамках переезда, и проект очень масштабный. Наверняка вам не раз задавали этот вопрос: может, все же стоило строить офис попроще?

Е.И.

Почему-то никто не просил малайзийский нефтегазовый гигант Petronas строить офисы попроще? Его небоскребы-близнецы стали всемирным символом Куала-Лумпура. Посмотрите на подход BP к строительству своих офисов по всему миру. Офис компании — это отражение ее философии, архитектурное послание, воплощающее ее ценности. Поэтому для «Газпрома» было важно вложить в свою штаб-квартиру то, что он считает для себя важным: лидерство, технологичность, экологичность и историческую преемственность.

Можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Сколько было споров о строительстве «Москвы-Сити». Но на создании этого делового квартала получили опыт и компетенции в высотном строительстве множество российских архитекторов, проектировщиков, строителей. Мы вернули то, что было утрачено в 90-х, когда технические специальности потеряли популярность и в нашей системе высшего образования возник гигантский провал. При этом комплекс-то действительно удался, он востребован бизнесом, туда проложены туристические маршруты, он стал одним из символов современной Москвы.

СН

То есть «Лахта центр» вполне может стать новым символом Санкт-Петербурга?

Е.И.

Символом Петербурга XXI века, который гармонично может сосуществовать с исторической частью города, находясь от нее на отдалении. И «Лахта центр» становится таким символом уже сегодня, за два года до окончания строительства. Растущий спрос на недвижимость — очень объективный индикатор того, что петербуржцы считают этот район перспективным. Внимание к Приморскому району растет, а потенциальный центр притяжения там один — «Лахта центр».

Мы сейчас активно обсуждаем с городской властью, бизнесом и жителями города вопросы развития транспортной инфраструктуры, набор составляющих общественной функции комплекса, дальнейшее развитие территории вокруг, социальные проекты. То есть мы все вместе формируем не только сам комплекс, но и его окружение, которое во многом будет создаваться как совместный проект.

СН

Символом можно гордиться, но у Санкт-Петербурга есть вполне конкретные потребности. Решает ли строительство «Лахта центра» какие-либо насущные задачи развития города?

Е.И.

В кризис строительство комплекса стало для экономики города своеобразной «подушкой безопасности». Это не моя оценка об этом говорят эксперты. Ни одно обсуждение состояния рынка коммерческой недвижимости не обходится без констатации факта, что благодаря «Лахта центру» и переезду группы «Газпром» Петербург оказался в более выигрышном положении, чем даже Москва. Снижение спроса на офисную и жилую недвижимость в значительной степени компенсировали именно газпромовские структуры, которые впоследствии переедут в «Лахта центр». Это явление даже получило в экспертной среде свое название — «фактор «Газпрома».

Если говорить не о текущем моменте, а о будущем, то польза — в появлении альтернативного делового центра города, а значит, в разгрузке центра. С точки зрения транспортной инфраструктуры Приморский район, наверное, вообще будет самым позитивным в городе. Польза и в развитии территории, которая сегодня находится за чертой городской застройки. Я говорю не только о том, что изначально заложено в проект. В Лахте под проект отведена большая площадь, где, например, будет развиваться яхтклуб, есть планы создания академии тенниса, строительства экогалереи как продолжения парка 300-летия СанктПетербурга. На этой территории разместится и точная копия исторического корабля «Полтава» — этот проект уже идет полным ходом.

«Благодаря „Лахта центру“ и переезду группы „Газпром“ Петербург оказался в более выигрышном положении, чем даже Москва»

СН

Сейчас в стране достаточно сложная экономическая ситуация — не повлияла ли она на строительство?

Е.И.

Проект финансируется строго в соответствии с начальным планом, никаких задержек нет, и мы уверены, что он будет закончен в срок, то есть в 2018 году. А что касается сложности условий, то, знаете, простых условий не бывает, и размер затрат — это во многом вопрос эффективности. Мы выбираем рациональные решения, используем компетентных подрядчиков, осуществляем конкурентные закупки оборудования и материалов. «Лахта центр» экономически окупаем, при этом он несет серьезную социальную нагрузку. Не стоит забывать и о переезде «Газпрома», который рассчитывает на ранее объявленный срок окончания строительства.

СН

Вы лично с удовольствием поменяете центр Петербурга, где сейчас расположен офис «Газпром нефти» на просторы Приморского района?

Е.И.

Думаю, что переезд в Лахту позволит получить ту инфраструктуру и перспективы развития, которые просто невозможно получить в центре города. Да и атмосфера исторической части Петербурга скорее для неспешной жизни и работы, а мы привыкли к динамике и скорости, которые нам, надеюсь, сможет обеспечить «Лахта центр». Это будет современный и при этом достаточно автономный деловой район, а сам комплекс это абсолютно новый уровень офисных технологий. Штаб-квартира группы «Газпром» в Лахте — это офис будущего. Приятно оглядываться в прошлое, ходить в музеи, жить или просто гулять в историческом центре, а на работу отправляться в будущее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ