Рост на спаде

Рост на спаде

«Газпромнефть-Аэро» развивает сбытовую сеть, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру

Текст: Игорь Свириз
Фото: Сергей Митяев, Александр Таран
Инфографика: Татьяна Удалова

Неблагоприятные экономические условия в последние два года оказывают заметное влияние на рынок авиаперевозок — период гиперактивного роста сменился спадом. Правильный выбор стратегии позволил компании «Газпромнефть-Аэро» увеличить долю присутствия на падающем рынке и расширить географию деятельности

Посадочный режим

Российский рынок авиаперевозок находится не в лучшей форме. Это, конечно, не пике и не штопор, но снижение очевидно. По данным Транспортной клиринговой палаты, если в благополучном 2014 году российские авиакомпании перевезли более 110 млн человек, то в 2015-м не дотянули и до 100-миллионной отметки. Сильнее всего пострадали международные направления, что вполне объяснимо: львиную долю этого сегмента составляли перелеты в Египет, отмененные по причинам, далеким от экономики.

Впрочем, и экономические причины спада также очевидны. Показатель среднедушевых потребительских доходов в 2015 году в России сократился на 5,1 %, а авиаперелеты — далеко не первоочередная статья расходов среднестатистического россиянина. Ситуацию в отечественной экономике отражает и перераспределение пассажиропотока: количество рейсов из регионов на дальние расстояния (в том числе чартерных рейсов) сокращается, при этом увеличивается значимость аэропортов московского авиаузла как главного отечественного авиахаба.

В 2016 году компания ввела в эксплуатацию новый топливозаправочный комплекс в международном аэропорту Кольцово в Екатеринбурге

Тенденция сохранилась в 2016 году. К потерянному для российских туристов Египту добавилась Турция, о возобновлении полетов власти двух государств договорились лишь в середине лета. По данным Росавиации, которые приводит агентство «Прайм», за девять месяцев 2016 года российские авиакомпании перевезли на 7,9 % меньше пассажиров, чем за тот же период в 2015-м. Рост объема внутренних авиаперевозок на 5,5 % не компенсировал провала на международных линиях, где пассажиропоток упал за девять месяцев сразу на 25,1 %.

Такая ситуация на авиарынке, разумеется, негативно отразилась и на рынке авиатоплива. По экспертным оценкам, сокращение объемов реализации авиакеросина в российских аэропортах за два последних года составило порядка 20%. Однако оператору авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — компании «Газпромнефть-Аэро» — удалось не только сохранить свою рыночную долю, но и увеличить ее, расширив географию деятельности за счет нескольких перспективных регионов.

Северное звено

Россия — не Европа, где расстояние между разными городами и даже странами исчисляется несколькими часами езды на машине или скоростном поезде. Для многих российских территорий самолет — единственный вид транспортной связи с «большой землей», а основа внутреннего сообщения — вертолетные маршруты. Один из таких регионов — Чукотский автономный округ — «Газпромнефть-Аэро» включило в свою сбытовую сеть в 2016 году.

Несмотря на то что рынок реализации авиатоплива в России уже достаточно жестко структурирован и практически 80 % объема продаж приходится на долю «Газпром нефти», «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Аэрофьюэлза», существуют еще и аэропорты, заправку в которых ведут небольшие региональные компании. Так было и на Чукотке, где три крупнейших аэропорта (Анадырь, Певек и Кепервеем) обслуживал местный оператор «ЧукотАэроСбыт». С приобретением 100 % этого предприятия «Газпромнефть-Аэро» получило три топливозаправочных комплекса в регионе, где воздушный транспорт — основа транспортной системы. Аэропорты Чукотки связаны регулярным магистральным сообщением с Москвой, Хабаровском, Якутском и Магаданом, а также с районными центрами, удаленными селами и обеспечивают перевозки пассажиров и грузов как внутри округа, так и за его пределами.

«Газпромнефть-Аэро» осуществляет заправку в крупнейших аэропортах РФ

«Экономическая активность Чукотского автономного округа демонстрирует положительную динамику, что связано с привлечением инвестиций в горнодобывающую промышленность и развитием Севморпути, — отметил генеральный директор «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров. — Это позволяет нам рассчитывать на увеличение пассажиропотока в аэропортах округа и инвестировать в развитие наших активов на Чукотке».

До 2018 года компания планирует вложить в модернизацию авиатопливной инфраструктуры Чукотки более 114 млн рублей. Изменится и схема доставки авиатоплива в регион. Раньше керосин, который «ЧукотАэроСбыт» закупал на разных НПЗ страны, доставлялся по железной дороге во Владивосток, а оттуда танкерами в порты Анадырь и Певек. Теперь исходная точка одна — Омский НПЗ, и транспортировка ведется только водным транспортом: по Иртышу, Оби и далее, через Северный морской путь. Эта схема уже опробована и признана эффективной как с точки зрения сохранения качества топлива, так и по скорости и регулярности поставок.

Шестой аэропорт страны

Если авиационные перспективы Чукотки связаны в первую очередь с удаленностью и оторванностью региона от «большой земли», то другая новая точка на карте деятельности «Газпромнефть-Аэро», напротив, находится в одном из самых экономически развитых регионов страны. В 2016 году компания ввела в эксплуатацию новый топливозаправочный комплекс в международном аэропорту Кольцово в Екатеринбурге.

Это высокотехнологичный, полностью автоматизированный объект, соответствующий всем требованиям российских и международных стандартов. На складе ТЗК может храниться около 9 тыс. кубометров авиатоплива, для приема которого на территории комплекса построена железнодорожная эстакада. Качество нефтепродуктов, которые также будут поставляться с Омского НПЗ, контролируется собственной лабораторией. Общий объем инвестиций в строительство ТЗК в Кольцово превысил 830 млн рублей.

По оценке Владимира Егорова, включение Екатеринбурга в сбытовую сеть «Газпромнефть-Аэро» стало еще одним шагом в реализации стратегии компании, важная часть которой — обеспечение присутствия в аэропортах, через которые проходят транссибирские воздушные коридоры из Европы в Азию.

В отличие от аэропортов Чукотки, в Кольцово «Газпромнефть-Аэро», естественно, не единственный игрок. Конкуренция здесь высока, что вполне объяснимо — это стратегический узел авиатранспортной системы России.

По объему пассажиропотока Кольцово занимает шестую строку, уступая лишь аэропортам московского авиаузла, петербургскому Пулково и аэропорту Симферополя. В 2015 году Кольцово обслужило более 4,2 млн человек, а годовой грузооборот аэропорта превысил 3,5 тыс. тонн. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний-партнеров напрямую связывают Екатеринбург более чем со 100 городами мира. Не стоит забывать и о том, что столица Урала в 2018 году будет принимать матчи чемпионата мира по футболу, что обещает Кольцово еще более активное развитие.

Кстати, в 2016 году в сеть «Газпром нефти» вошел еще один город, развитие которого во многом связывают с предстоящим мундиалем, — Саранск.

Сетевой эффект

И по пассажиропотоку, и по объему грузоперевозок Саранску, конечно, далеко и до Екатеринбурга, и тем более до Петербурга и Москвы. Однако выход в каждый новый регион ценен не только сам по себе: чем более развитой сбытовой сетью обладает поставщик авиатоплива, чем больше городов в нее входит, тем привлекательнее оператор для глобальных авиакомпаний, получающих возможность работать по единым правилам во всех точках своей маршрутной сети. То есть речь идет о так называемом сетевом эффекте.

Уже сегодня собственная сбытовая сеть «Газпромнефть-Аэро» — крупнейшая среди вертикально-интегрированных нефтяных компаний России. Она насчитывает 47 аэропортов, а к 2025 году их количество планируется довести до 60. В расширении собственной сбытовой сети в «Газпромнефть-Аэро» видят основной путь не только к росту масштабов бизнеса, но и к повышению его эффективности. Это стратегия компании. В ее реализацию с 2008 по 2015 год «Газпромнефть-Аэро» вложила 18,4 млрд рублей — столько средств было направлено на развитие и модернизацию ТЗК.

«Газпромнефть-Аэро» занимает первое место
в РФ по розничной реализации авиатоплива

Еще одно конкурентное преимущество «Газпром нефти» — качество топлива и уровень услуг. 100 % ТЗК компании оснащены новым лабораторным оборудованием, все комплексы, расположенные в международных аэропортах, имеют сертификаты качества Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Если добавить к этому программу модернизации нефтеперерабатывающих заводов компании, которая обеспечит «Газпром нефти» к 2025 году лидерство в производстве авиакеросина, а также близость НПЗ к крупнейшим рынкам сбыта — европейской части страны, Уралу и Сибири, станет очевидно, что авиатопливный бизнес компании может сохранять устойчивость и развиваться даже при неблагоприятных внешних условиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ