«Мы должны вовремя занять стратегическую позицию на существующих и новых направлениях» – Журнал «Сибирская нефть»

«Мы должны вовремя занять стратегическую позицию на существующих и новых направлениях»

Интервью начальника управления маркетинга и стратегического развития «Газпромнефть-Аэро» Антона Дианова

СН

С чем связан достаточно серьезный спад на российском рынке авиаперевозок?

А.Д.

Причин несколько. В первую очередь это общекризисные тенденции в экономике и, как следствие, снижение доходов и мобильности населения. Свою роль сыграл и запрет Росавиации на полеты в Турцию и Египет. Кроме того, туристический поток существенно сократился из-за обесценивания рубля и удорожания полетов на международных направлениях. Многие зарубежные перевозчики снизили из-за этого частоту рейсов, некоторые ушли с российского рынка.

СН

Статистика говорит о том, что на внутренних рейсах пассажиропоток растет…

А.Д.

Все зависит от региона. Меньше всего пострадал московский авиационный узел, в который из-за сокращения пассажиропотока переместились международные перелеты, раньше осуществлявшиеся из региональных аэропортов. Есть еще одно исключение — курортные направления, такие как Сочи и Анапа, куда в 2016 году стали летать больше на треть, чем в 2015-м.

СН

Как при таком положении дел себя чувствует рынок реализации авиатоплива?

А.Д.

Объемы реализации авиакеросина в России за последние два года сократились примерно на 20 %. Такого падения не было даже в кризис 2008–2009 годов. Тогда мы пережили спад довольно быстро, а сейчас проблемы более затяжные, поэтому потенциальные пассажиры ведут себя осторожнее. Но мы надеемся, что ситуация стабилизируется и скоро мы увидим положительную динамику. Учитывая российские расстояния, не летать просто не получится.

СН

Правила игры на таком падающем рынке изменились?

А.Д.

Любой авиатопливный оператор ставит перед собой задачу как минимум сохранения своих объемов реализации и рыночной доли. Конкурентная борьба стала жестче, в результате чего в выигрыше оказались авиакомпании, максимально оптимизировавшие свои затраты на авиатопливо. Продавцы топлива вынуждены идти на уступки, ведь лучше продавать с меньшей эффективностью, чем не продавать совсем. Никто не хочет терять свою долю на рынке.

СН

«Газпромнефть-Аэро» удалось удержать свою долю?

А.Д.

Даже увеличить. На фоне падающих объемов реализации керосина в целом по России темпы снижения реализации «Газпромнефть-Аэро» были ниже. Мы оставались фактически на предкризисном уровне, а доля, соответственно, выросла.

СН

Зачем выходить в новые регионы на падающем рынке? Тем более такие непростые, как Чукотка?

А.Д.

Действительно, регион непростой, но при этом достаточно перспективный и привлекательный. Для Чукотского округа авиация — по большому счету единственный вид транспорта, который связывает регион с «большой землей».

Кроме того, существует государственная программа развития северных регионов, предполагающая значительное оживление Северного морского пути, так что можно рассчитывать на рост потребления авиатоплива.

Есть, наверное, в нашем чукотском проекте и серьезный социальный аспект. Администрация округа надеется, что после нашего выхода в регион система снабжения авиатопливом станет более устойчивой, стабильной, а значит, жители региона гарантированно не потеряют связь с центром страны, будет надежно работать внутренняя авиатранспортная сеть.

СН

Выход в Екатеринбург планировался давно?

А.Д.

Аэропорт Кольцово всегда входил в периметр стратегических целей компании. Это уральский хаб, он входит в десятку крупнейших аэропортов страны, и там есть потенциал к дальнейшему расширению объемов. При нормализации рыночной ситуации этот регион будет расти опережающими темпами.

СН

Есть планы по дальнейшему расширению географии деятельности?

А.Д.

Сейчас активно ведем переговоры с тремя аэропортами в Ямало-Ненецком автономном округе. Очевидно, что Север в ближайшие годы будет одним из главных драйверов экономического развития страны. Значит, мы должны вовремя занять стратегическую позицию на существующих и новых направлениях.

СН

То есть ухудшение экономической ситуации не повлияло на планы развития компании?

А.Д.

Мы регулярно актуализируем стратегию, и все наши долгосрочные цели остаются неизменными. Одна из важнейших задач — расширение собственной сбытовой сети как в России, так и за рубежом. Конечно, сейчас непростые времена, но, по нашему базовому прогнозу, в 2017 году рынок выйдет на нулевой темп, то есть стабилизируется, а с 2018 году динамика должна стать положительной. Еще через два года мы ожидаем выхода на уровень, приближенный к докризисному.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ