Дорога к потребителю

Дорога к потребителю

Текст: Ирина Ушакова
Фото: LEGION-MEDIA, Дмитрий Вороширин

«Газпром нефть» открыла Научно-исследовательский центр битумных материалов на площадке своего рязанского актива. Собственная научная база позволит битумному бизнесу компании укрепить лидерские позиции на рынке и выйти на новый уровень выпуска высокотехнологичной продукции

Секреты качества

Одна из приоритетных задач, обозначенных в транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, — не просто построить тысячи километров новых дорог, но и увеличить межремонтный срок их службы до 12 лет. С точки зрения мирового опыта дорожного строительства, цифра вполне достижимая. Однако добиться таких результатов можно, лишь изменив подход к процессу производства дорожных покрытий.

Хотя сам по себе битум применяется при строительстве дорог с незапамятных времен, сегмент модифицированных битумов — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — сегодня один из самых активно развивающихся на мировом битумном рынке. Причина проста — использование в асфальтобетоне вяжущих с применением полимеров позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики дорожного покрытия. Крупные западные производители ПБВ смогли не только предложить рынку новую продукцию, но и ориентировать ее разработку под нужды как тех, кто строит дороги, так и конечных потребителей — тех, кто каждый день ездит по ним. Это принципиальное отличие от общепринятого российского подхода, когда во главу угла ставятся соответствие рецептур госстандартам, независимо от их актуальности, и существующие технологические ограничения производителей асфальтобетона. В результате до недавнего времени отечественные битумные материалы выпускались в стандартном ассортименте, а их качество никак не учитывалось при выборе технологии укладки асфальтобетона — важном факторе, определяющем долговечность дорожного покрытия.

Рязанский завод битумных материалов

Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти» — крупнейшее производство в России модифицированных битумов — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), одним из первых в стране начавшее их выпуск. С 2014 года модифицированные битумы производятся в соответствии не только с российскими, но и с международными стандартами качества. На предприятии существует возможность фасовки битумных материалов в среднетоннажные контейнеры «Кловертейнер», а также в мягкую тару («биг-бэги»).

В то же время в странах-лидерах по качеству дорог ситуация зачастую прямо противоположная: не ГОСТ диктует дальнейшую возможность или невозможность применения материала в тех или иных условиях, а из заданных условий эксплуатации вырастает новый качественный продукт, характеристики которого ложатся в основу новых стандартов. При разработке модифицированных битумов ведущие мировые производители проводят многочисленные исследования, учитывают трафик и климатические условия конкретных транспортных артерий — нижние и верхние пределы температур, моделируют различных условия эксплуатации. Разрабатывают рекомендации по технологиям укладки асфальтобетона, адаптированным к характеристикам битумных материалов. И в итоге получают продукты, обеспечивающие строительство высококачественного дорожного полотна для любых трасс, будь то гоночный трек или перегруженная автострада.

Подобный подход мировых ВИНК к разработке битумных материалов взят на вооружение и в «Газпром нефти». В полной мере реализовать его — задача, которая ставится перед недавно открывшимся на базе Рязанского завода битумных материалов Научно-исследовательским центром.

Битум под микроскопом

Сегодня рязанский актив — крупнейшее в России предприятие по производству полимерно-битумных вяжущих. Однако очевидно, что удерживать лидерские позиции на российском рынке и заявлять о себе на иностранном можно, лишь имея полноценную научную базу. Поэтому в рамках дальнейшего развития производства было принято решение на базе завода в Рязани создать специализированный Научно-исследовательский центр (НИЦ).

Новый Центр появился практически с нуля — под его нужды отдали отдельно стоящее, неиспользуемое здание на территории завода. Всего за полтора года здесь появились оборудованные по последнему слову техники битумная и асфальтобетонная лаборатории, было проведено обучение персонала. Монтажные и наладочные работы оборудования в Центре закончились этой весной. В июне сотрудники НИЦ уже приступили к выполнению первых производственных заказов.

Среди первостепенных задач, стоящих перед НИЦ, — углубленные исследования битумных материалов по самым современным методикам. В частности, оборудование центра позволяет разрабатывать вяжущие по методологии проектирования смесей для дорожных покрытий Superpave, получившей мировое признание. Эта методика учитывает самые разнообразные факторы, влияющие на дорожное полотно: климатические условия, перепады температур, трафик и осевые нагрузки. Теоретические расчеты методики проверяются опытным путем с помощью оборудования, моделирующего различные естественные условия эксплуатации асфальтобетона. Использование методологии Superpave дает возможность разрабатывать новые рецепты асфальтобетонных смесей на основе выпускаемых на заводе вяжущих — долговечных, устойчивых к износу, полностью соответствующих требованиям конкретного региона или отдельной трассы.

ПБВ по-американски

Летом 2016 года «Газпром нефть» впервые в отечественной практике выпустила марку модифицированного битума PG 76-34 по американской системе Superpave.

Разрабатывая вяжущее, специалисты НИЦ учитывали требования контрагента компании. При создании рецептуры в расчет брались не только фактические транспортные нагрузки региона-потребителя — Вологодской области, интенсивность и характер движения, но и климатические условия. Важно было достичь ниж- него предела в —34 ℃ — рекордного для отечественных модифицированных битумов. Диапазон работы новой марки вяжущего составляет 110 градусов: от нижней прогнозно-расчетной границы —34 ℃ до верхней +76 ℃.

Что касается самих вяжущих, то здесь также предстоит большая работа по поиску рецепта идеального продукта, соотношение цены и качества которого превосходило бы аналоги других производителей. Такая же задача стоит и для битумопроизводных материалов. Подобные продукты в основном представлены в России иностранными марками. Практически единственное и уж точно самое крупное исключение — новый актив компании — завод «НОВА-Брит», который уже на протяжении десяти лет разрабатывает отечественные битумопроизводные продукты высокого качества. Научная поддержка этого направления дает «Газпром нефти» необходимые компетенции не только для конкуренции в России, но и для серьезного преимущества на зарубежных рынках, а также освоения новых направлений применения вяжущих.

Наука в центре

Дмитрий Орлов
Дмитрий Орлов,
генеральный директор «Газпромнефть — битумные материалы»:

В Научно-исследовательском центре собрано самое современное, высокотехнологичное оборудование. Его комплектация позволяет проводить разносторонние тесты и исследования. И для нас это — важный шаг в развитии технологического потенциала компании. Битум еще не до конца изучен. С учетом профессиональных компетенций наших сотрудников и оборудования Центра мы сможем изучать его свойства, разрабатывать новые продукты. Уверен, что оборудование и компетенции, сосредоточенные в НИЦ, будут способствовать развитию отечественной дорожной отрасли. В наших силах объединить интересы производителей битумных материалов и дорожно-строительных компаний.

Помимо чисто практических задач — улучшения качества выпускаемой продукции, снижения ее себестоимости, разработки новых продуктов, — перед Центром будет стоять и более глобальная цель, затрагивающая интересы всех участников рынка. Учитывая, что сегодня в России производство высокотехнологичных битумных материалов только набирает обороты, а соответствующих опыта и знаний не хватает и производителям битума, и «дорожникам», и чиновникам, занимающимся регуляцией отрасли, НИЦ имеет все шансы стать уникальным отраслевым центром компетенций.

Если вернуться к различиям в подходе к строительству дорог в России и за рубежом, то можно сказать, что причина нашего отставания — в отсутствии выстроенной системы. Вроде бы очевидно: чтобы построить хорошую дорогу, нужно взять качественные материалы, подходящие именно для этой климатической зоны, и правильно их уложить. А для этого необходимо постоянное взаимодействие производителей битумных материалов и строителей дорог, отвечающие современным требованиям государственные стандарты и накопление опыта по мониторингу регионов и автомобильных дорог, высококвалифицированные специалисты.

Битумная и асфальтобетонная лаборатории Научно-исследовательского центра оборудованы по последнему слову техники

Современный научно-исследовательский центр может стать основой для формирования высокопрофессиональной среды и для взаимодействия с ведущими вузами России и Европы. Интеграция отраслевого научного потенциала в процесс создания коммерческих продуктов — залог продуктивного сотрудничества науки и бизнеса. В то же время проактивная позиция «Газпром нефти» позволяет компании принимать участие в создании новых государственных стандартов, транслируя на уровень госорганов опыт применения лучших межотраслевых методик и практик. Таким образом, использование возможностей Научно-исследовательского центра открывает дорогу к качественному развитию всей отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ