Выход в эфир

«Газпромнефть — смазочные материалы» приобрела новый актив

Текст: Зульфия Хазова
Фото: Александр Таран, Владимир Антропов, GETTY IMAGES, LEGION-MEDIA, РИА «НОВОСТИ»

Благодаря приобретению нового актива — нижегородского «Росполихима» — «Газпромнефть — смазочные материалы» расширяет ассортимент выпускаемой продукции и выходит на новые сегменты рынка. Теперь в продуктовом портфеле компании — сложнейшие масла для авиации, флота, трубопрокатного производства и пластификаторы для химической промышленности

За несколько лет целенаправленной работы «Газпром нефти» удалось стать одним из лидеров российского рынка смазочных материалов, наладив производство и сбыт различных типов масел: потребительских, коммерческих, индустриальных и судовых. Сегодня доля компании на российском рынке составляет порядка 15 %, причем основной фокус сосредоточен на премиальной продукции, способной достойно конкурировать с зарубежными аналогами самых именитых брендов. Однако оставались узкоспециализированные ниши, где продукция компании до сих пор не была представлена. Начать работу в новых сегментах позволило приобретение активов группы компаний «Росполихим», специализирующейся на производстве экспандерных масел для металлургии и трубопрокатного производства, пластификаторов, гидравлических и турбинных масел для авиации и флота, а также уникальных по своим свойствам продуктов для специальной техники. Ресурс и технологии предприятия дают возможность «Газпромнефть — СМ» значительно расширить ассортимент синтетических высокомаржинальных продуктов и еще активнее участвовать в процессе импортозамещения.

Пятая группа

Для производства смазочных материалов используют специальную основу — так называемые базовые масла, получаемые в процессе первичной перегонки нефти, вторичных процессов нефтепереработки или с помощью направленного синтеза. В большинстве случаев базовые масла классифицируют по химическому составу на пять групп — в соответствии с методикой Американского института нефти (API).

К I и II группе относят масла, получаемые в процессе первичной перегонки нефти и прошедшие различные способы очистки. Это минеральные масла, химический состав которых в первую очередь определяется химическим составом исходного сырья, то есть нефти. Масла III группы, также производимые в результате переработки нефти, принято считать синтетическими. Их получают в результате процесса гидрокрекинга, который ведет к синтезу новых молекул. Базовые масла III группы имеют целый ряд преимуществ перед минеральными маслами, в частности, превосходят их по степени очистки.

Базовые масла IV и V групп — синтетические, для их производства может использоваться не только углеводородное сырье. Они обладают самыми высокими эксплуатационными характеристиками, востребованными в наиболее сложных условиях. Поэтому чаще всего V группа становится основой для специфических смазочных материалов, таких как, например, экспандерные масла или турбинные масла для авиации.

Один из видов масел V группы — на основе сложных эфиров, получаемых из карбоновых кислот и спиртов различного строения путем реакции этерификации (см. врез). В России производством эфирных базовых масел V группы и продукции на их основе занимается всего несколько компаний, в их числе — «Росполихим». Используя свой научный потенциал, компания разработала собственную технологию получения целого спектра сложных эфиров с различным набором свойств и характеристик.

СИНТЕЗ ЭФИРОВ

Эфиры, которые применяются в качестве базовых масел для производства смазочных материалов, относятся к V группе по классификации Американского института нефти (API). Наиболее распространенный способ получения сложных эфиров — в результате взаимодействия спиртов и кислот в присутствии катализатора (так называемая прямая этерификация). Реакция этерификации была открыта в конце XIX века. Изучение свойств и условий синтеза продолжалось в XX веке. Существует масса различных патентов по применяемым при синтезе эфира катализаторам, аппаратурному оформлению, условиям проведения процесса, которые влияют на качество и выход целевой продукции.

Масла V группы могут с успехом применяться в качестве добавки для улучшения свойств самых разных типов масел: моторных, трансмиссионных, гидравлических и других. Исследования показывают, что введение даже небольшого количества эфиров в состав масел на основе III группы дает синергетический эффект и улучшает многие эксплуатационные свойства. Также на основе эфиров производят премиальные синтетические моторные масла. Мировых производителей этих масел не так много, а их продукция используется в самых суровых условиях, например на гонках класса «Формулы-1». В «Газпром нефти» аналогичные спортивные моторные масла выпускаются под брендом G-Energy Racing.

Трубный вопрос

Почти треть в структуре готовой продукции нового актива «Газпром нефти» занимают экспандерные масла, применяемые в металлургии и производстве труб. Причем в России «Росполихим» — единственный производитель таких масел. Ситуация с отсутствием отечественных конкурентов объясняется особенностью рынка: все оборудование по выпуску труб большого диаметра, используемое заводами отрасли, — импортное; соответственно, и все масла, рекомендованные для использования, — импортные. В такой ситуации компания смогла найти свою нишу, предлагая заводам переходить на собственную продукцию взамен импортной после окончания срока гарантийного обслуживания оборудования.

Особенность экспандерных масел в том, что они поставляются заказчику в виде концентрата, при смешивании которого с водой получается готовый продукт. Учитывая, что вода на каждом заводе разная, технологи «Росполихима» адаптируют состав масел под конкретные условия применения. Индивидуальный подход к каждому заказчику, десять лет работы по разработке и испытаниям собственных экспандерных масел позволили предприятию занять 10 % рынка. Компания дает своим клиентам существенные ценовые и качественные конкурентные преимущества перед импортными аналогами (до 70 % в цене).

Экспандерные масла для трубопрокатного производство составляют почти треть продукции «Росполихима»

В настоящее время экспандерные масла «Росполихима» применяют Челябинский трубопрокатный завод и Выксунский металлургический завод. Также проходят испытания масел на Ижорском трубном заводе. Что касается дальнейших перспектив, то предполагается, что потребность в трубах большого диаметра диаметра до 2025 года вырастет на 71 % в связи с реализацией крупнейших нефте- и газотранспортных проектов «Газпрома» и «Транснефти». Это повлечет существенный рост спроса на экспандерные масла.

Пластик в рост

Александр Трухан,
генеральный директор компании «Газпром нефть — смазочные материалы»:

Приобретение бизнеса ГК «Росполихим» позволит нашей компании сделать мощный технологический рывок, занять новые сегменты рынка и, благодаря доступу к уникальным технологиям производства сложных эфиров, расширить ассортимент выпускаемой продукции. За годы существования «Росполихимом» получен огромный опыт разработки и производства уникальных смазочных материалов. Например, важным направлением является создание продукции для металлургической и химической отраслей: специализированные масла поставляются «Росполихимом» на крупнейшие российские металлургические комбинаты, применяются при изготовлении труб большого диаметра, используются в крупнейших газо- и нефтетранспортных проектах, а также являются ключевым компонентом при производстве резинотехнических изделий и изделий из ПВХ.

Значительный объем поставок «Росполихима» — 35 % — приходится на пластификаторы для химической промышленности. Пластификаторы ис- пользуются для получения резинотехнических изделий (РТИ), пластиков на основе ПВХ, искусственных кож и другой продукции. Причем доля отечественной отраслевой продукции в этом сегменте в результате импортозамещения уже в 2014 году составила более 80 %. По прогнозам Министерства экономического развития, производство РТИ и ПВХ в ближайшее десятилетие вырастет на 74 %, а потребление пластификаторов увеличится почти в два раза.

Среди явных плюсов этого сегмента — то, что применение пластификаторов не требует получения одобрений производителей оборудования. А решающими преимуществами становятся стабильность качества и соответствие ассортимента требованиям потребителя. При этом «Росполихим» обладает перспективными наработками, которые не имеют аналогов в РФ и позволят расширить спектр поставок на предприятия химической отрасли, сформи- ровать предложения для производителей строительных материалов, упаковочных изделий, резинотехнических изделий и изделий из ПВХ.

Наличие пластификаторов в портфеле «Газпромнефть — СМ» вкупе с имеющимся ассортиментом смазочных материалов образует уникальную продуктовую линейку для химической промышленности, которой не обладает ни одна профильная компания на российском рынке.

Стратегические масла

Отдельный сегмент рынка — высокотехнологичные масла для авиации, спецтехники и флота. И здесь «Росполихим» — лидер среди отечественных производителей, успешно выдерживающий конкуренцию за счет предложения широкого ассортимента и уникальных продуктов, не имеющих аналогов у других поставщиков. Например, одна из последних разработок компании — масло нового поколения СМАРТ-4У для самолетов и вертолетов как отечественного, так и импортного производства. Оно сможет заменить весь имеющийся ассортимент выпускаемых в РФ турбинных авиационных масел и, в частности, применяться на самых современных российских гражданских самолетах серии МС-21 («Магистральный самолет XXI века») и Superjet.

«Росполихим» — один из ведущих производителей высококачественных смазочных материалов для стратегических отраслей промышленности и нужд Министерства обороны. Компания освоила серийное производство эфиров и продукции на их основе (всего более 50 наименований). В состав «Росполихима», расположенного в Нижнем Новгороде, входят три предприятия: «Совхимтех», «Полиэфир» и «БСВ-ХИМ» общей мощностью более 5 тыс. тонн продукции в год. «Совхимтех» производит сложные эфиры и готовую продукцию на их основе; «Полиэфир» выпускает широкий спектр специализированной продукции для металлургии, технологических отраслей и специальной техники; «БСВ-ХИМ» занимается маркетингом и реализацией готовой продукции.

Специфика этого сегмента состоит в сложности проведения испытаний и получения допусков — иногда весь цикл испытаний занимает от трех до пяти лет. Для получения допуска к применению, например, в авиации необходимо пройти лабораторные испытания (комплексметодов квалификационной оценки), стендовые (на реальных двигателях), контрольно-летные (на технике). Проведение стендовых испытаний, позволяющих проверить свойства масел для летательной техники, может стоить десятки миллионов рублей, поэтому оптимальней комбинировать их с испытаниями двигателей. В этом случае должна быть обоюдная заинтересованность в проведении таких испытаний у конструкторских бюро и производителя смазочного материала. За годы работы у «Росполихима» наработаны авторитет и компетенции, установлены контакты с конструкторскими бюро и заводами-производителями техники, создан портфель заказов и текущих договоров поставок для Минобороны РФ.

Еще одно стратегическое направление, заинтересованное в уникальной продукции «Росполихима», — арктические проекты. Для нужд предприятий, занимающихся освоением Заполярья, компания разработала продукты с низко температурными свойствами, не имеющие отечественных аналогов.

Вне конкуренции

Успех «Росполихима» основан на синергии всех граней бизнеса, включающей создание производства сложных эфиров V группы; наличие узкоспециализированных допусков и одобрений, полученных в результате многолетних научных исследований и испытаний; собственные ноу-хау и ассортимент уникальных, защищенных патентами продуктов; наработанные бизнес-связи и научно-техническое сотрудничество с крупнейшими металлургическими и химическими предприятиями в стране.

По оценкам специалистов «Газпромнефть — СМ», для появления новых потенциальных игроков масштаба «Росполихима» потребуется несколько лет. Таким образом, приобретение актива и дальнейшее развитие собственных компетенций позволит компании сохранить технологическое лидерство в России в производстве сложных эфиров и готовой продукции на их основе.

Показательно, что в условиях общего снижения российского рынка смазочных материалов продажи «Газпромнефть — СМ» растут. Например, в первом полугодии 2016 года продажи различных типов премиальных смазочных материалов, выпускаемых компанией, возросли на 14 % и достигли 121 тыс. тонн. При этом общий объем продаж продукции вырос на 5 % и составил 262 тыс. тонн против 250 тыс. тонн годом ранее. Это результат своевременных мер, принятых в ответ на экономические колебания последнего времени: расширение продуктовых линеек, развитие высокотехнологичных продуктов, экспансия в перспективные ниши, высвобождающиеся в силу ухода импортеров с отечественного рынка. Приобретение «Росполихима» — логичный шаг в соответствии с долгосрочной стратегией развития бизнеса масел, направленной на технологическое лидерство.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ