Комплексное предложение

Комплексное предложение

«Газпром нефть» создала инженерный центр в рамках реализации национального проекта развития производства катализаторов

Текст: Сергей Орлов
Фото: Николай Кривич, Евгений Уваров

Катализатор — ключевой элемент всех основных вторичных процессов переработки нефти. От его характеристик зависит эффективность работы технологических установок, а значит, и эффективность самого НПЗ, и, во многом, конкурентоспособность компании на рынке нефтепродуктов. Испытывать новые катализаторы, моделировать ситуации, возникающие в реакторах реальных промышленных установок, и на основе этого выдавать рекомендации потребителям, то есть оказывать полный комплекс сервисных услуг, будет новый инженерный центр, созданный компанией в Омске

Примеров, когда отсутствие качественного сервиса ставило крест на продвижении вполне конкурентоспособных продуктов, можно найти немало. Достаточно посмотреть на тернистый путь китайского автопрома на российский рынок — многократные попытки завоевать покупателя долгое время разбивались не только о невысокое качество продукта (которое во многом нивелировалось его низкой ценой), но и о сложности с сервисом. Но это автомобили, причем недорогие, обслуживание которых в крайнем случае можно перенести в гаражи, внутренне согласившись со всеми сопутствующими финансовыми рисками и моральными издержками. Обслуживание промышленного оборудования в гаражи не перенесешь, а недостаточное внимание к сервисной сфере грозит бизнесу колоссальными потерями или как минимум недополученной выгодой, которая также измеряется астрономическими цифрами.

В полной мере это относится и к катализаторному бизнесу. Ни один современный успешный производитель катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии не предлагает продукт сам по себе. Как правило, в комплекте с катализатором идет целый комплекс услуг, включающий разработку рекомендаций по настройке процессов, адаптацию характеристик самого катализатора под существующее оборудование, техническое и консультационное сопровождение заказчика при эксплуатации катализаторов, их регенерации и т.д. «Газпром нефть», выпускающая в Омске катализаторы каталитического крекинга, достаточно долго отрабатывала такое комплексное предложение на поставках внутренним потребителям — Омскому и Московскому НПЗ, которые почти полностью выбирали все годовые объемы производства (порядка 3 тыс. тонн). Однако сейчас, с началом реализации национального проекта, в рамках которого будет построен завод мощностью уже 21 тыс. тонн катализаторов в год, этот сегмент бизнеса совершает мощный рывок, поддержанный соответствующим развитием и сервисной функцией. В конце 2016 года в Омске начал работу инженерный центр по испытанию катализаторов для вторичных процессов нефтепереработки.

Национальный проект «Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья на основе оксида алюминия»

Масштабный проект «Газпром нефти», предполагающий создание в Омске к 2020 году современного высокотехнологичного комплекса для выпуска отечественных катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов — гидроочистки и гидрокрекинга. Проектная годовая мощность нового производства 6 тыс. тонн в год по катализаторам гидрогенизационных процессов и 15 тыс. тонн по катализаторам каткрекинга. Такой объем позволит компании не только полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли в катализаторах каталитического крекинга и гидрогенизационных процессов, но и поставлять продукцию на экспорт в страны СНГ и ближнего зарубежья.

Разработка инновационных технологий производства катализаторов в рамках нацпроекта ведется в сотрудничестве с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами в области каталитических процессов, в первую очередь, с Институтом катализа имени Г.К. Борескова СО РАН (Новосибирск) и Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН (Омск).

До конца 2020 года «Газпром нефть» инвестирует в проект развития катализаторного производства более 15 млрд рублей.

Разные одинаковые катализаторы

Анатолий Чернер
Анатолий Чернер,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту:

Открытие инженерного центра — это очередной этап реализации национального проекта «Газпром нефти» по развитию производства катализаторов в Омске. Первыми в России мы создаем сегодня комплексный исследовательский центр мирового уровня. Развитие новых технологий, над которыми «Газпром нефть» работает совместно с научными институтами, позволит уже через несколько лет значительно снизить зависимость российской нефтепереработки от импорта катализаторов.

Нефтепереработчики говорят, что как не бывает двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых установок для переработки нефти, пусть они даже построены по одному проекту. Столь сложное оборудование невозможно тиражировать без конструкционных изменений, к тому же стоит учитывать, что работает оно в составе разных технологических комплексов и цепочек, на разном сырье. Поэтому и катализаторы для разных установок даже одного назначения могут подбираться разные. «Для разных марок катализаторов могут синтезироваться несколько различные модули цеолитов, — уточнила руководитель направления департамента развития нефтепереработки и нефтехимии „Газпром нефти“ Ирина Резниченко, — может регулироваться пористость структуры в зависимости от того, легкое или тяжелое сырье перерабатывается на установках. Кроме того, в композицию катализатора могут включаться добавки, например, повышающие его устойчивость к тяжелым металлам, позволяющие увеличить выход целевого продукта, снижающие выбросы CO2 в процессе выжига кокса при регенерации».

Омский катализатор сегодня используется на четырех каткрекингах: на комплексе глубокой переработки мазута КТ 1-1 и установке Г-43-103 Омского НПЗ, на установках Г-43-107 Московского завода «Газпром нефти» и ГК-3 «Ангарской нефтехимической компании» «Роснефти». Из-за схожести балансов установок особой вариативности в свойствах катализаторов не требовалось, и до последнего времени в процессах использовались только две марки катализаторов: для переработки гидроочищенного сырья загружался бицеолитный катализатор марки «М», а марка «Н» использовалась, соответственно, для негидроочищенного. В сентябре 2016 года после масштабной модернизации катализаторное производство Омского НПЗ начало выпуск катализаторов новой серии «Авангард», обладающих более прогрессивными характеристиками (см. справку на стр. 15). С октября Омский НПЗ приступил к замене каталитических систем своих установок на катализаторы этой серии. Эксплуатация идет успешно. Мониторингом работы катализаторов и разработкой рекомендаций для эффективной эксплуатации установки каталитического крекинга занимаются специалисты производства катализаторов. Теперь дополнительным инструментом для сопровождения работы катализаторов станет пилотная установка каталитического крекинга нового инженерного центра в Омске. Первая в России пилотная установка каталитического крекинга — это полный аналог промышленной установки каткрекинга, но с меньшей производительностью и габаритами. Ее высота всего 6,5 м, производительность — 2,5 кг в час (по сырью). Установка позволяет полноценно смоделировать весь процесс каталитического крекинга, используя различные типы сырья и катализаторов. «На промышленных установках непредвиденные ситуации случаются регулярно — технология есть технология. Где-то сбой произошел, что-то остановилось, и все это влияет на эффективность работы катализатора, — пояснила Ирина Резниченко. — На пилотной установке можно смоделировать любую ситуацию и предложить варианты вывода работы установки на оптимальный режим при возникновении технологических проблем. Выполнение рекомендаций нашей группы сопровождения эксплуатации катализаторов каталитического крекинга, как правило, позволяет повысить эффективность технологического процесса».

Катализаторы серии «Авангард»

Новые катализаторы каталитического крекинга разработаны учеными Института проблем переработки углеводородов СО РАН совместно со специалистами Омского нефтеперерабатывающего завода. За счет улучшенных характеристик катализатор «Авангард» позволяет увеличить выпуск компонентов высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5», при этом себестоимость производства нового катализатора удалось снизить по сравнению с продуктами предыдущей серии.

Для обеспечения производства новых катализаторов серии «Авангард» на Омском НПЗ смонтирован дополнительный блок фильтрации и стабилизации цеолитов — основных компонентов катализатора каткрекинга. Улучшенная структура производимых цеолитов дает возможность моделировать композиции катализатора с учетом параметров нефтяного сырья и качества выпускаемой продукции, модифицируя его под потребности заказчиков. Высокую точность смешения компонентов катализаторов с заданными характеристиками обеспечивают ультразвуковые и электромагнитные расходомеры.

30%-ная загрузка нового катализатора в установку каталитического крекинга Омского НПЗ уже позволила повысить показатель выхода целевого продукта на 1,5%. Следующий этап опытно-промышленной эксплуатации катализатора «Авангард», предполагающий 60%-ную загрузку реактора, намечен на февраль. После завершения промышленных испытаний использование катализаторов нового поколения планируется и на Московском НПЗ «Газпром нефти».

Ожидаемый экономический эффект от использования катализаторов нового поколения на установках каталитического крекинга двух заводов составит порядка 1,3 млрд рублей в год.

Это, действительно, факт. После перехода Московского НПЗ на омские катализаторы на 3–4% вырос выход бензина, увеличился показатель отбора газов, необходимых для производства полипропилена и МТБЭ. А ведь до этого в реактор Г-43-107 загружалась продукция одного из лидеров мирового катализаторного рынка.

В центре нового бизнеса

Конечно, сервис — это дополнительные затраты, которые закладываются в стоимость продукта. Однако более дешевый катализатор без сервисной поддержки в итоге обходится дороже — за счет худших параметров выхода целевого продукта, большего расхода энергоносителей и, собственно, самого катализатора. Рынок все это уже давно осознал, и сегодня наличие сервиса — ключевой инструмент конкурентной борьбы. Создав инженерный центр, «Газпром нефть» обеспечила себе дополнительное конкурентное преимущество, которое становится еще весомее с учетом планов развития катализаторного бизнеса. Создание нового производства в Омске будет способствовать дальнейшему развитию центра.

Конечно, сервис — это дополнительные затраты, которые закладываются в стоимость продукта. Однако более дешевый катализатор без сервисной поддержки в итоге обходится дороже — за счет худших параметров выхода целевого продукта, большего расхода энергоносителей и, собственно, самого катализатора. Рынок все это уже давно осознал, и сегодня наличие сервиса — ключевой инструмент конкурентной борьбы. Создав инженерный центр, «Газпром нефть» обеспечила себе дополнительное конкурентное преимущество, которое становится еще весомее с учетом планов развития катализаторного бизнеса. Создание нового производства в Омске будет способствовать дальнейшему развитию центра.

По словам специалистов департамента развития нефтепереработки и нефтехимии «Газпром нефти», пилотная установка каталитического крекинга лишь первая из восьми. До 2019 года в центре должны появиться пилотные установки гидроочистки, гидрокрекинга, установка, совмещающая эти гидрогенизационные процессы, две установки для наработки опытных партий катализаторов и две 16-реакторные установки, которые позволят выбирать лучшие образцы из опытных партий.

В инженерном катализаторный центре будут работать 8 пилотных установок различных процессов

«Это будет настоящий инженерный центр с мощной командой, которая станет проводить испытания, сопровождать работу наших катализаторов на всех заводах, куда они будут поставляться, разрабатывать рекомендации для повышения эффективности процессов, а также необходимые инженерные решения», — рассказал начальник департамента развития нефтепереработки и нефтехимии «Газпром нефти» Олег Ведерников. Впрочем, создание инженерного центра хоть и важная, но лишь одна часть большого проекта развития катализаторного бизнеса «Газпром нефти», которому Министерство энергетики РФ в 2015 году присвоило статус национального.

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского и проектного института нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности («ВНИПИнефть») уже разрабатывают проектную документацию для строительства нового катализаторного завода в Омске — на территории Омского НПЗ для этого выделены участки. Специально для реализации проекта создано предприятие «Газпромнефть-Каталитические системы».

Активно идет и разработка продуктов, выпуск которых будет формировать производственную программу нового завода: катализаторов гидрокрекинга, гидроочистки вакуумного газойля, каталитического крекинга для переработки тяжелых остатков. Создаются новые композиции под различные требования заказчиков, касающиеся показателей выхода газов, бензинов. Компания уже разработала новый катализатор олигомеризации легких олефинов, производство опытной партии которого было размещено на сторонней площадке (см. материал на стр. 16). Держателем патентов на все разработанные катализаторы будет именно компания «Газпромнефть-Каталитические системы», в функции которой войдет и маркетинг, и сбыт, и сервисное обслуживание.

Инженерный катализаторный центр — первый в России исследовательский центр мирового уровня

Таким образом, в рамках группы «Газпром нефть» создана новая бизнес-единица. А если рассматривать происходящее шире, то, наверное, формулировка «создание новой отрасли» не будет преувеличением. Модернизация всего отечественного нефтеперерабатывающего комплекса создает новые потребности, а значит, и новые возможности, которые в «Газпром нефти» вовремя увидели и сумели ими воспользоваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ