Полет в будущее

Полет в будущее

Специалисты «Газпромнефть-Аэро» участвуют в стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении

Текст: Михаил Чепижко
Фото: Александр Таран, Сергей Митяев, Павел Маркелов
Инфографика: Татьяна Удалова, Дарья Гашек

«Газпромнефть-Аэро» стала первой российской компанией, вошедшей в группу по разработке и стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении Международной ассоциации воздушного транспорта. При участии специалистов компании международная команда экспертов создает цифровые форматы передачи информации на каждом ключевом этапе процесса заправки воздушных судов, открывая новую страницу в истории авиации.

Авиатопливная глобализация

Ежегодно мировая авиационная отрасль показывает динамичное развитие. Вместе с пассажирскими и грузовыми авиаперевозками растет и глобальное потребление авиатоплива. По данным Wood Mackenzie, в ближайшее десятилетие потребление авиационного топлива в мире вырастет на треть — с 280 млн тонн в 2016 году до 372 млн к 2025 году. По прогнозу экспертов, основными драйверами роста объемов реализации станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, где активно развиваются традиционные стыковочные узлы и строятся новые аэропорты. При этом авиакомпании заинтересованы в ежегодном расширении географии полетов, открывая для себя новые точки притяжения туристов и оптимальные логистические маршруты грузоперевозок.

Владимир Егоров
Владимир Егоров,
генеральный директор «Газпромнефть-Аэро»

Участие в разработке и согласовании международных стандартов авиатопливообеспечения — новый этап развития «Газпромнефть-Аэро», свидетельствующий об укреплении позиций нашей компании на мировом рынке. Мы высоко ценим стратегическое партнерство с IATA и заинтересованы в тиражировании современных коммерческих и производственных решений, повышающих общий уровень безопасности воздушных перевозок среди участников российского рынка. Повысить конкурентоспособность, снизить издержки, быстро реагировать на конъюнктуру рынка авиаперевозок, оперативно предлагать клиентам новые сервисы может только внедрение современных информационных систем, позволяющих автоматизировать все бизнес-процессы авиакомпании и топливозаправочных служб аэропортов. Внедрение международных стандартов качества авиатопливообеспечения в России — одна из приоритетных задач для нашей компании.

Для авиаперевозчиков одними из основных критериев выбора новых маршрутов и роста эффективности действующих направлений остаются качественная, своевременная заправка рейсов и конкурентоспособные цены на топливо. Сложность бизнеса авиаперевозок многократно усиливается высокой ответственностью перед авиапассажирами. Малейший сбой в обработке и передаче информации о времени заправки, необходимом объеме топлива может повлечь серьезные экономические и репутационные потери для авиакомпании. Вместе с тем для грузовых авиаперевозчиков существенную роль играет способность поставщика топлива обеспечить гарантированную заправку воздушного судна в удаленных аэропортах любой точки мира. Тем не менее, по экспертным оценкам, для организации стандартных этапов заправки самолета до сих пор действуют абсолютно разные шаблоны документов у потребителей и поставщиков авиатоплива, порой учитывающие региональные особенности или специфические требования авиакомпаний.

Такая ситуация на авиарынке, разумеется, заставляет искать наиболее эффективные способы передачи информации между всеми участниками процесса авиатопливообеспечения: авиакомпаниями, поставщиками топлива, сервисными компаниями и другими наземными службами. Задачу по разработке и внедрению единых электронных стандартов обмена данными решает Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association — IATA). Ассоциация объединяет 265 авиакомпаний, охватывающих более 80% всех воздушных перевозок в мире. В составе IATA сформирована рабочая группа (Fuel Data Standards Group — FDSG), в которую входят авиаперевозчики, поставщики топлива и сервисные провайдеры. Группа экспертов создает новые стандарты обмена данными в международной авиатопливной отрасли на основе универсального цифрового формата XML*. Стандартизация затронет все важнейшие этапы процесса заправки: от проведения тендера до выставления счета. Авиатопливный оператор «Газпром нефти» вошел в состав FDSG, имея собственные разработки в процессе передачи данных и являясь лидером по внедрению стандартов IATA в России (см. врез).

Пять элементов эффективности

Каждый из пяти XML-стандартов призван ускорить обмен информацией, сократить вероятность ошибок при ручном оформлении документов и повысить эффективность заправки воздушных судов.

Первый в цепочке авиатопливных операций — электронный шаблон для проведения тендера на закупку топлива, который несет в себе всю первоначальную информацию о продавце, покупателе, аэропорте заправки и стоимости топлива в аэропорте. Ежегодно авиакомпании выбирают поставщиков топлива в десятках стран мира, используя при этом собственные системы анализа предложений. Получив данные от топливозаправочных компаний, сотрудники перевозчика зачастую вручную вносят их в свою систему для анализа и принятия решений. Внедрение общих электронных шаблонов уже на этапе отбора призвано существенно сэкономить человеческие ресурсы при приеме и обработке предложений от продавцов и ускорить анализ данных. Система сама проанализирует предложения от поставщиков по всем параметрам: конечная стоимость «в крыло», валюта ценообразования, условия оплаты — и приведет их к единому знаменателю для выбора лучших вариантов в любом аэропорту. На базе лучшего предложения автоматически создастся локальный договор, на который впоследствии будет относиться заявка на заправку, расходный ордер, инвойс и сверка взаиморасчетов. Таким образом, внедрение цифровых шаблонов XML позволит сделать процедуру выбора поставщиков максимально оперативной и прозрачной.

Следующий электронный стандарт — предварительная заявка на заправку. Здесь экспертная группа IATA предлагает обратиться к опыту авиакомпании Lufthansa, которая единственная в мире использует автоматическую цифровую систему передачи данных о количестве топлива в воздухе с бортов самолетов наземным службам в крупных европейских аэропортах. Сообщения включают информацию о количестве топлива на всем протяжении полета, онлайн-заявку на заправку для ТЗК в аэропорту посадки. В этом случае все наземные службы заранее проинформированы о точном времени подачи топливозаправщиков и необходимом объеме топлива. Идеальная точность и минимальное время заправки самолетов позволяют авиакомпании экономить драгоценные минуты нахождения в аэропорту и не допускать задержки рейсов.

Стандарты обмена данными в XML

Традиционный расходный ордер, который сегодня заполняется вручную при заправке воздушных судов, также планируется заменить электронным сообщением. «Газпромнефть-Аэро» уже начала переход к автоматизированному коммерческому учету авиатоплива, соответствующему новым глобальным стандартам, — первой среди российских авиатопливных операторов. Система предполагает установку на топливозаправщики дополнительных модулей, которые завершат автоматизацию учета движения нефтепродуктов по всей технологической цепи: от приема авиатоплива на ТЗК до его выдачи в «крыло» воздушного судна.

Первый топливозаправщик, оборудованный автоматизированным модулем коммерческого учета, проходит испытания в Шереметьево. Машина дополнительно снабжена контроллером, электронным табло, счетчиком-массомером, GSM-модулем и принтером. Алгоритм работы модуля позволит оператору сократить время оформления первичной документации при заправке воздушного судна и исключить ошибки учета.

Для начала работы с контроллером оператор должен авторизоваться с помощью смарт-карты, затем ввести данные о необходимом количестве топлива и дозировании присадки. Во время заправки на электронном табло в онлайн-режиме отображается вся необходимая информация по параметрам и режиму выдачи топлива в воздушное судно. При достижении заданного количества топлива система автоматически прекращает заправку, на принтере распечатывается расходный документ (чек), и с помощью GSM-модуля отчет о заправке поступает на сервер «Газпромнефть-Аэро».

Автоматизированный коммерческий учет авиатоплива позволит отправлять авиакомпаниям счета-фактуры и контролировать дебиторскую задолженность в онлайн-режиме. Система также застрахует оператора от ошибок при определении массы выданного топлива и заполнении первичной документации после заправки воздушного судна. Установка новых модулей станет важным элементом стратегического проекта полного коммерческого учета, меняющего не только IT-ландшафт компании, но во многом и сами принципы ведения бизнеса.

Новые стандарты обеспечат быстрое автоматическое оформление документов

Единую цепочку XML-документооборота завершают стандарты по автоматическому выставлению счета и сверки данных. Инвойс в этом случае представляет собой электронное сообщение с информацией из предыдущих стандартов с добавлением цены к фактическому объему заправки. Система сама проверяет цену, указанную в счете, сопоставляя ее с суммой из договора (стандарт по тендерам). В момент проведения оплаты поставщик топлива будет получать сообщения о статусе документа на каждом этапе прохождения в авиакомпании: принят в работу, акцептован, передан в оплату, оплачен. Аудит платежей — сверка данных за любой период также будет проходить в электронном формате, что поможет авиакомпаниям и поставщикам моментально выявлять расхождения в финансовой отчетности.

Большинство из перечисленных стандартов «Газпромнефть-Аэро» планирует внедрить у себя в 2017 году. Часть стандартов еще разрабатывается. «На сегодняшний день авиационная отрасль является наиболее динамично развивающейся в мире, — отмечает директор по авиатопливу IATA Субасингх Ласанта. — Долгосрочная цель IATA заключается во внедрении эффективного глобального стандарта для обмена данными авиатопливных операций в любом уголке земли, что, без сомнения, повысит их качество. Благодаря вхождению „Газпромнефть-Аэро“ в IATA FDSG Россия получила прямой доступ к формированию правил обмена информацией между участниками авиатопливного рынка».

* XML — расширяемый язык разметки (англ. Extensible Markup Language). В XML-файлах хранятся самые различные данные — от настроек приложений до баз данных. Т.к. файлы этого формата содержат текстовые данные, их можно легко отредактировать в любом текстовом редакторе. Формат обмена данными XML признан наименее затратным и наиболее доступным форматом для обмена информацией среди участников рынка.

Отраслевой эталон

С самого начала деятельности в 2008 году «Газпромнефть-Аэро» взяла курс на формирование международной компании для заправок не только российских, но и иностранных авиаперевозчиков и постепенного выхода на зарубежные рынки. Почти за 10 лет работы «Газпромнефть-Аэро» инвестировала в модернизацию и развитие авиатопливной инфраструктуры в России более 20 млрд рублей. Топливозаправочные комплексы компании в крупнейших аэропортах России проходят регулярную проверку Международного комитета по качеству топлива (IFQP) IATA и имеют самый высокий из трех уровней качества авиатопливообеспечения, так называемый статус Green (по классификации IATA).

На базе ТЗК «Газпромнефть-Аэро» в Новосибирске Международная ассоциация воздушного транспорта проводит ежегодные тренинги для специалистов, представляющих все заинтересованные стороны: авиакомпании, аэропорты, поставщиков топлива и производителей оборудования. В 2017 году по приглашению компании IATA проведет международный авиатопливный форум в Санкт-Петербурге. Мероприятие столь высокого уровня впервые пройдет в России и объединит более 600 представителей крупнейших авиатопливных поставщиков и авиакомпаний мира.

С целью расширения сотрудничества между «Газпромнефть-Аэро» и IATA в конце 2016 года экспертов компании пригласили к участию в разработке глобальных шаблонов передачи информации в формате XML.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ