Гонка на результат

Гонка на результат

Моторные масла G-Energy на ралли «Дакар»

Текст: Денис Бушковский
Фото: Денис Бушковский

Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался — девиз самого знаменитого ралли-марафона планеты. В этом году команда «МАЗ-СПОРТавто» при поддержке «Газпромнефть — смазочных материалов» сумела превзойти все свои предыдущие результаты гонки. Подробности из Южной Америки в репортаже корреспондента «Сибирской нефти»

В 2017 году странами проведения знаменитого ралли-марафона «Дакар» стали Парагвай, Боливия и Аргентина. В зачете грузовиков выступили 50 машин. Команда «МАЗ-СПОРТавто» участвует в гонке с 2012 года, и уже в третий раз подряд она выходит на старт при поддержке компании «Газпромнефть — смазочные материалы», производителя премиальных моторных масел G-Energy.

Шесть дней марафона проходили на высоте более 3000 м над уровнем моря. Нехватка кислорода на высокогорье — тяжелое испытание и для людей, и для двигателей

В 2016 году команда построила три абсолютно новых грузовика и обкатала их на ралли-марафоне «Шелковый путь». После необходимых доработок на старт «Дакара» вышли два грузовика с новыми для команды моторами CAT — это автомобили экипажей Сергея Вязовича, руководителя команды, и Алексея Вишневского, и один — с проверенным временем движком Тутаевского моторного завода, на нем выступал экипаж Александра Василевского. Первоначально было определено, что экипажи Вязовича и Василевского поедут на результат, а экипаж Вишневского будет исполнять роль быстрой технички, страхуя лидеров*.

Благодаря мобильной лаборатории механики могли ежедневно получать информацию о состоянии масла в двигателях, трансмиссии и мостах автомобилей

В предыдущие годы на марафон в Южную Америку в составе команды «МАЗ-СПОРТавто» выезжал технический специалист компании «Газпромнефть — смазочные материалы». Он ежедневно проводил отбор проб смазочных материалов и делал экспресс-анализ. В этот раз на «Дакар» решили отправить целую мобильную лабораторию: в распоряжении двух инженеров были ИК-спектрометр и рентген-спектрометр, а также оборудование для отбора проб из двигателей и трансмиссий автомобилей. Ежедневный мониторинг смазочных материалов позволяет контролировать физико-химические параметры, концентрацию металлов, степень износа и загрязнения масел, а также отслеживать их динамику.

Коварная стихия

Стартовав 2 января в столице Парагвая Асунсьоне, «Дакар» на первом же этапе переехал в Аргентину. Аргентинская часть ралли не отличалась высокой сложностью. Уже на втором и третьем этапах лучшим результатом «МАЗ-СПОРТавто» было 4-е место экипажа Сергея Вязовича по итогам дня.

Неприятности для команды начались на 4-м этапе, когда «Дакар» поднялся в горы и перебрался в Боливию. Вскоре экипаж Вязовича столкнулся с поломкой, пришлось останавливаться и ждать техничку Вишневского. Силами двух экипажей поломка была устранена, но на это гонщики потратили слишком много времени, и оба экипажа пришли на финиш с отставанием от лидера более чем на три с половиной часа.

Хотя многие опасались отмены «Дакара» из-за затянувшейся в Боливии засухи, к началу гонки ситуация сменилась на противоположную: все дни, что марафон проходил по территории этой страны, дожди не прекращались, заставляя вносить свои коррективы: маршруты спецучастков перекраивались и сокращались, а шестой этап Оруро — Ла-Пас был и вовсе отменен.

На экваторе гонки команды ждет день отдыха и подведение первых итогов. После первой половины «Дакара» экипаж Александра Василевского вплотную приблизился к ТОП-10 грузового зачета и занимал 11-ю строчку генеральной классификации, экипаж Вязовича находился на 17-м месте, а экипаж Вишневского — на 21-м.

Название «день отдыха» обманчиво: с самого утра в расположениях команд кипит работа. За этот день нужно успеть починить в автомобилях все, что сломалось в первой половине марафона, провести плановые работы и замену многих агрегатов. Инженерам «Газпромнефть — смазочных материалов» предстояло отобрать пробы масел из двигателей, коробок и мостов боевых автомобилей и четырех грузовиков технической поддержки, подвергнуть их тщательному анализу и систематизировать данные за первую половину гонки. В некоторых случаях результаты такого анализа помогают механикам команды предотвратить серьезные поломки.

На пути к финишу

За время марафонского этапа, который следовал сразу за днем отдыха, экипаж Василевского закрепился в ТОП-10 на седьмой позиции, а экипаж Вязовича смог немного отыграть отставание и подняться в таблице на пару строк. Однако отмены этапов и сокращения маршрута из-за непогоды играли против команды «МАЗ-СПОРТавто»: оставалось все меньше километров, на которых можно было наверстать упущенное время.

По итогам гонки экипаж Александра Василевского сумел сохранить преимущество и закончил «Дакар» с 6-м результатом. Экипаж Сергея Вязовича оказался на 13-м месте: еще одна поломка все-таки не позволила войти в десятку. Экипаж Алексея Вишневского, как и положено быстрой техничке, финишировал позади своих лидеров, завершив гонку с 21-м результатом в зачете грузовиков. Таких показателей команда раньше не добивалась, так что этот «Дакар» во многом стал для «МАЗ-СПОРТавто» рекордным.

Александр Трухан,
генеральный директор «Газпромнефть —
смазочных материалов»:

Мы с особым вниманием следим за выступлениями команды «МАЗ-СПОРТавто». Автомобильный спорт — идеальная лаборатория для испытания наших масел. За короткий срок на гонке автомобили проходят многокилометровые расстояния, в тяжелейших условиях и с большими нагрузками. На «Дакаре» этого года во всех автомобилях команды «МАЗ-СПОРТавто» в двигатели и трансмиссию было залито масло G-Energy. Технические специалисты компании проводили ежедневный мониторинг смазочных материалов, это позволило нам собрать большую базу данных, которая поможет нам при разработке и продвижении новых продуктов.

В этому году «Газпром нефть» отправила на «Дакар» целую мобильную лабораторию: в распоряжении двух инженеров были ИК-спектрометр и рентген-спектрометр, а также оборудование для отбора проб из двигателей и трансмиссий автомобилей

Достойно выдержали испытание «Дакаром» и моторные масла производства компании «Газпромнефть — смазочные материалы». «Мы уже не первый год используем масла G-Energy, испытали их такими серьезными марафонами, как «Дакар» и «Шелковый путь», где они работали под максимальными нагрузками, — отмечает Сергей Вязович. — Никаких проблем с двигателями и трансмиссией, вызванных смазочными материалами, мы не испытывали, что лишний раз подтверждает высокое качество масел G-Energy».

* Экипажи, едущие на результат, называются боевыми, а страхует их быстрая техничка, она всегда находится на трассе этапов позади лидеров команды. На борту быстрой технички есть набор запчастей и необходимый для работ инструмент.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ