Пионер российского инжиниринга

Пионер российского инжиниринга

Текст: Александр Матвейчук
Фото: LEGION -MEDIA

«Строительная контора инженера А. В. Бари» стала первой в России фирмой, осуществлявшей проектирование и строительство объектов для нефтяной и газовой промышленности под ключ

Своеобразным символом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде стала ажурная башня высотой 32 м, в верхней части которой громадными буквами была нанесена надпись «Строительная контора инженера А. В. Бари». Этот уникальный для того времени объект гиперболической формы, расположенный рядом с павильоном машинного отдела выставки, символизировал достижения первой российской инжиниринговой компании, созданной уроженцем Петербурга, высококвалифицированным инженером и талантливым предпринимателем Александром Бари.

Гражданин мира

Александр Вениаминович Бари родился 6 мая 1847 года в Санкт-Петербурге. В 1862 году его отец вместе с женой и детьми покинул Россию и поселился в Швейцарии. Здесь Александр получил среднее образование, а затем поступил в Высшую техническую школу в Цюрихе. Окончив трехлетний курс обучения на механическом отделении, в 1870 г. Александр Бари получил диплом инженера. Его семья между тем перебралась за океан, и Александр вначале набирался инженерного опыта на одном из заводов в Детройте, а затем переехал в Филадельфию, где основал собственную техническую контору. Здесь же он принял американское гражданство. Его знания, энергия и предприимчивость вскоре принесли заметный результат. В 1875 г. техническая контора Александра Бари стала одним из победителей конкурса на проектирование и строительство павильонов Всемирной выставки в Филадельфии, посвященной столетию независимости США. Сами построенные объекты затем получили медаль Всемирной выставки. В том же году Александр Бари был избран председателем Филадельфийского инженерного общества.

Международная выставка в Филадельфии, 1876 г.

Во время Всемирной выставки в Филадельфии состоялось судьбоносное знакомство — Александр Бари познакомился с молодым инженером-механиком Владимиром Шуховым, с которым в России впоследствии они проработали вместе целых 35 лет.

Первый российский нефтепровод

Летом 1877 г. Александр Бари вместе с женой и дочерью вернулся в Россию, сохранив при этом американское гражданство. Удачным для него оказалось знакомство с Николаем Сытенко, отставным подполковником путей сообщения и членом Императорского Русского технического общества, который был хорошо знаком с известным петербургским предпринимателем Людвигом Нобелем. Фирма «Бари, Сытенко и Ко» предложила Нобелю, к тому времени начавшему добычу нефти на Апшеронском полуострове, свои проектные и строительные услуги в сооружении первого в России трубопровода для транспортировки нефти и нефтепродуктов. В большинстве публикаций в отечественных изданиях эту заслугу неизменно приписывают инженеру Владимиру Шухову. Однако сам он в статье «Нефтепроводы» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона писал: «Первый нефтепровод в окрестностях Баку был построен инженером А. В. Бари для Товарищества братьев Нобель в 1878 г.».

Во время своей работы в США Александр Бари приобрел ценный опыт по строительству трубопроводов, поэтому разработку первого в России нефтепроводного проекта он взял на себя. Для закупки труб и паровых насосов весной 1878 г. он совершил поездку в Великобританию, откуда все необходимые материалы и оборудование были пароходами доставлены сначала в Петербург, а затем по Волге и через Каспийское море на место строительства. Что касается Владимира Шухова, то в тот период он только начинал свою инженерную карьеру и при сооружении первого в России нефтепровода на Апшеронском полуострове осуществлял в основном обязанности руководителя строительно-монтажных работ.

Осенью 1878 г. на Апшеронском полуострове вступил в эксплуатацию первенец российского нефтепроводного транспорта трубопровод «Балаханы-Черный город» длиной около 8,5 версты (9,06 км), с диаметром трубы 3 дюйма (76 мм) и пропускной способностью 80 тыс. пудов нефти в сутки. В 1879 г. фирма «Бари, Сытенко и Ко» построила в районе Баку еще два нефтепровода: для компании «Г. М. Лианозов и Ко» и «Товарищества С. М. Шибаев и Ко». И именно здесь, на Апшеронском полуострове инженер Александр Бари осознал, что главным направлением его работы должно стать строительство инфраструктурных объектов для быстро растущей нефтяной промышленности России.

Тысячи новых резервуаров

26 декабря 1880 г. в Москве была зарегистрирована новая фирма «Техническая контора инженера А. В. Бари», расположившаяся в доме № 20 по улице Мясницкой. В первом рекламном объявлении было указано, что оказываются любые технические услуги — от составления проекта до его строительства. Первым поверил в силы новой инжиниринговой фирмы известный нефтепромышленник Виктор Рагозин, основатель первого отечественного промышленного производства нефтяных смазочных масел. Его компания после успеха на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. решила существенно расширить производство и построить новый, современный завод в Ярославской губернии, в Константиновском урочище. Эта задача и была поручена Александру Бари.

При проектировании и строительстве завода фактически были заложены основы отечественного резервуаростроения. Во время своего двухлетнего пребывания на Апшеронском полуострове Александр Бари убедился, что в каменных погребах и открытых земляных амбарах на нефтяных промыслах сохранность нефти и нефтепродуктов обеспечить невозможно. Решением этой непростой задачи занялся технический директор фирмы инженер-механик Владимир Шухов. Он пришел к выводу, что цилиндрическая форма оптимальна для резервуара, так как позволяет сэкономить металл и значительно уменьшить вес сооружения. Шухов создал оригинальную методику проектирования, изготовления и монтажа клепаных емкостей минимального веса с унифицированными элементами, которые можно было устанавливать на облегченном основании.

На строительстве резервуаров

Чтобы обеспечить круглогодичную работу Константиновского нефтеперегонного завода, потребовалось соорудить громадный для того времени резервуарный парк (10 резервуаров общим объемом 16 тыс. пудов) и связанную с ним трубопроводами нефтеналивную пристань, оснащенную паровыми насосами. Все объекты были возведены за лето 1881 года. Высокое качество и сжатые сроки проведения сложных строительных работ на Константиновском заводе стали своеобразной визитной карточкой «Технической конторы инженера А. В. Бари». Вскоре начали поступать крупные заказы на строительство резервуарных парков и нефтебаз от ведущих российских нефтяных компаний в разных городах России.

Нефтяные резервуары, построенные фирмой инженера Бари, придали новый облик многим городам Поволжья. Вот как об этом писал журнал «Русское судоходство» в 1888 г.: «Кто видел Сормово в прошлом году, тот не узнает его в нынешнем. Это целый городок нефтебаков». К 1910 г., за 30 лет своей деятельности, фирма инженера Бари построила в России 3240 металлических резервуаров общей емкостью 178 млн пудов. А успешная реализация массового строительства резервуарных парков привела к тому, что в 1885 году фирма скорректировала свое название и стала «Строительной конторой инженера А. В. Бари».

Нефтеналивной флот

Ускоренное развитие нефтяной промышленности России привело к ощутимому росту объемов перевозки нефти и нефтепродуктов водным транспортом. Маршрут доставки нефтяных грузов пролегал от Баку через Каспийское море до Астрахани и далее — по Волге в центральные регионы страны. И если в 1874 г. речными судами и баржами было перевезено всего 3 млн 300 тыс. пудов нефти и нефтепродуктов, то в 1883 г. — уже 80 млн пудов. В основном волжский наливной флот состоял из устаревшего типа деревянных барж. Многочисленные разливы и протечки приводили к существенным потерям нефти и нефтепродуктов, а также наносили большой вред водной среде.

В начале 1870-х гг. на Сормовском заводе в Нижегородской губернии были предприняты попытки строительства нескольких стальных нефтеналивных барж, однако конструкция их была неудачной, и они не получили распространения. Значительно более успешным оказался проект буксируемого нефтеналивного судна «Строительной конторы инженера А. В. Бари», в основе которого лежал новаторский замысел Владимира Шухова. Носовой части баржи придали ложкообразную форму, позволившую улучшить обтекаемость корпуса. Продольные и поперечные переборки, выполнявшиеся из стальных листов, усиленных стойками и раскосами, делили баржу на ряд герметичных отсеков, создавая дополнительную жесткость всей конструкции. Вдоль оси судна был проложен трубопровод диаметром от 6 до 8 дюймов, от которого в каждый отсек направлялись ответвления меньшего размера.

Нефтеналивная баржа

Для строительства барж в 1884 г. Александр Бари открыл отделение своей фирмы в Саратове, а в следующем году — в Царицыне. Рабочие чертежи судов создавались в Московском офисе конторы, а серийное строительство на верфях шло ускоренным поточным методом. К 1910 году, за все время работы Саратовского и Царицынского отделений «Строительной конторы инженера А. В. Бари», было построено 65 барж общей грузоподъемностью 6,8 млн пуд., что тогда составило около половины тоннажа волжского нефтеналивного флота. Среди них была известная на Волге баржа «Катя», построенная в Царицыне для пароходства П. Ушакова. Ее длина составляла 122 м, а грузоподъемность — 98 тыс. пуд. (1600 т).

От нефти к газу

Накопленный опыт в использовании конструкторских и технологических инноваций «Строительной конторы инженера А. В. Бари» в резервуаростроении нашел свое применение и в отечественной газовой промышленности. В 1888 году эта отрасль, использовавшая искусственный (светильный) газ, была представлена в стране, по официальной статистике, 210 газовыми заводами, из них четыре крупнейших находились в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что к началу ХХ века на рынке строительства газовых сооружений в России существовала достаточно жесткая конкуренция, поскольку в течение длительного времени здесь безраздельно доминировали иностранные инжиниринговые компании. Тем не менее Александр Бари принял решение попробовать силы и в этой области. Под руководством Владимира Шухова была составлена «Записка по конструированию газгольдеров», где были отражены как предыдущий положительный опыт, так и новаторские идеи по созданию типовых проектов хранилищ искусственного газа с различной емкостью.

Первым заказом для фирмы Бари стало проектирование и строительство газгольдера для Московского депо «Невского стеаринового товарищества», расположенного на Салтыковской улице. Стальной газгольдер так называемого «мокрого типа» емкостью 250 куб. м состоял из вертикального цилиндрического бассейна, наполненного водой, и открытого снизу «колокола», поднимающегося по вертикальным направляющим при увеличении количества газа внутри. Он был установлен на монолитный фундамент из железобетонных колец, центр которых заполнялся грунтом с песком. Диаметр газгольдера составлял 9,2 м, а высота цилиндрической части — 4,3 м. В верхней крышке газгольдера был установлен предохранительный клапан, срабатывавший при превышении давления газа. Кроме того, был спроектирован и построен вспомогательный кирпичный корпус, где находилась аппаратура управления и учета расхода газа.

Чертеж деталей газгольдера

Высокое качество этой работы стало предметом обсуждения в предпринимательских кругах Москвы, и в головной офис «Строительной конторы инженера А. В. Бари» нанес визит директор «Товарищества Даниловской мануфактуры» Александр Бер, который разместил заказ на сооружение газгольдера для реконструируемого газового завода компании.

Газовый завод Политехнического института

Очередной технической новацией инженеров «Строительной конторы инженера А. В. Бари» стало конструирование и строительство «сухих» газгольдеров с поршневым способом действия. В этой конструкции водный бассейн отсутствовал, а объем газа регулировался перемещением плотно подогнанного к нижнему резервуару поршня. Преимущество сухих газгольдеров состояло в том, что газ в них не подвергался увлажнению из-за контакта с водой. Кроме того, отсутствовала необходимость подогрева воды в холодное время. По размерам эти сооружения были относительно невелики, и их вес не требовал усиленного фундамента. Именно такой газгольдер емкостью 50 куб. м «Строительная контора инженера А. В. Бари» построила для газового завода Петербургского политехнического института.

Еще одним новаторским достижением инженеров фирмы Александра Бари стал разработанный в 1914 году проект телескопического газгольдера для одного из газовых заводов Петербурга, который, впрочем, так и не был реализован на практике: Россия вступила в Первую мировую войну. В целом до 1917 г. «Строительной конторой инженера А. В. Бари» в различных городах России было построено 30 газгольдеров различного типа и объема.

На вершине успеха

В 1910 г. «Строительная контора инженера А. В. Бари» отметила 30-летие. К тому времени она считалась одной из наиболее динамично развивающихся инжиниринговых компаний не только в стране, но и в Европе. Одним из факторов успеха фирмы был и новаторский для того времени принцип работы под ключ, то есть выполнение для заказчика полного цикла работ от проекта до пуска объекта в эксплуатацию с полной гарантией высокого качества и надежности.

Помимо многочисленных объектов и сооружений для нефтяной и газовой промышленности, фирма также строила железнодорожные мосты, элеваторы для хранения зерна, доменные печи и многое другое. Суммарная стоимость выполненных заказов за 30 лет составила 58,5 млн рублей. «Строительная контора инженера А. В. Бари» имела отделения в Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринославле, Саратове, Царицыне и производственные мощности собственных заводов в Москве, Петербурге, Саратове и Оренбурге. Постоянное расширение производственной деятельности требовало значительных кредитных ресурсов, которые, впрочем, было несложно получить благодаря безупречной деловой репутации Александра Бари в промышленных и банковских кругах.

Фирма стала своеобразной кузницей научных и инженерных кадров. В разное время здесь работали признанные мастера своего дела: инженер-механик Сергей Гаврилов, соавтор В. Г. Шухова по установке для непрерывной дробной перегонки нефти; инженер-механик Владимир Зворыкин, позднее преподаватель в Московском техническом училище и автор популярного учебного пособия «Элементы графостатики» (1911 г.); инженер-механик Людвиг Кифер, один из основоположников отечественной школы подъемно-транспортной техники; инженер-механик Леонид Лейбензон, основатель подземной гидравлики, ставший академиком АН СССР и сыгравший большую роль в создании научных основ разработки нефтяных месторождений, и многие другие высококлассные специалисты.

Александр Бари планировал дальнейшее развитие своего дела, однако 6 апреля 1913 г. из-за тяжелой болезни его жизненный путь прервался. В обширном некрологе в газете «Утро России» было сказано: «... Организация дела Бари была так обширна и интересна, что он одновременно мог строить: мосты в Оренбурге, стальные баржи на Волге и паровозные мастерские в Вологде... В другой стране А. В. Бари стал бы Морганом или стальным королем Карнеги, но он был русский по духу, любил свою родину и, ворочая десятками миллионов, львиную долю своих доходов отдавал своим сотрудникам, рабочим».

После кончины Александра Бари руководство всеми производственными делами осуществляли его сыновья Владимир и Виктор. В 1918 г., после национализации предприятий «Строительной конторы инженера А. В. Бари», семейство Бари покинуло Советскую Россию и переехало в США.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ