Новая идентичность

Новая идентичность

Фестиваль уличного искусства «Стенограффия» вышел на новый уровень

Текст: Екатерина Жабина
Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов

Ежегодно проходящий при поддержке «Газпром нефти» фестиваль уличного искусства «Стенограффия» в этом году не просто расширил географию, но и приобрел новую смысловую нагрузку. Язык граффити оказался способен преодолеть равнодушие и стать средством коммуникации между жителями городов и самими городами. О чем рассказывают города, когда им дают слово, — в репортаже «Сибирской нефти»

Яркие краски на холодных стенах

«Эти стены необходимо обжить, а не просто поклеить цветными обоями. Этим стенам хочется быть еще и ласковым домом, а не только суровым защитником». Строки из манифеста «Стенограффии-2017» как нельзя лучше отражают главную идею фестиваля в этом году — городское пространство, каким бы оно ни было, может стать человеку настоящим домом, почти другом.

Проект поддержки фестиваля уличного искусства «Стенограффия» «Газпром нефть» запустила в 2015 году. При помощи компании фестиваль, традиционно проходивший в Екатеринбурге, значительно расширил свою географию и вышел в регионы деятельности «Газпром нефти». Первая и главная задача, которая ставится перед фестивалем, — благоустройство северных холодных городов и создание творческой, креативной среды. С этой задачей «Стенограффия» справляется на «ура»: за три года фестиваль побывал в таких городах и поселках, как Омск, Томск, Санкт-Петербург, Оренбург, Ханты-Мансийск, Мыс Каменный, Новый Порт, Ноябрьск, Муравленко. Художники создали более сотни ярких объектов, многие из которых стали городскими достопримечательностями.

В 2016 году «Стенограффия» впервые вышла за пределы концепции исключительно благоус-тройства городов. Тогда художники сделали первую арт-интервенцию, «городской подвиг», в ходе которого украсили в Омске и Оренбурге постройки, находящиеся под окнами больниц. Цель таких работ, объединенных в концепцию «Вид из окна», — поднять настроение тем, кто вынужден оставаться в этих стенах надолго.

Александр Дыбаль
Александр Дыбаль,
член правления «Газпром нефти»:

Фестиваль «Стенограффия» — это важная часть программы «Родные города». Он направлен не только на создание благоприятной городской среды, но и делает первые попытки в формулировании региональных брендов, которые лежат в основе развития регионов. Именно бренд территории позволяет жителям иначе относиться к месту своего проживания — замечать его особенности, отражать их в своем творчестве и использовать в собственных проектах городского значения, запускать стартапы и так называемые local brands. «Стенограффия» создает необходимые условия для развития креативного потенциала городов и, в том числе, влияет на другие проекты программы — например, создает важную основу для проекта «Мастера России», в ходе которого мы стремимся развивать креативное предпринимательство в регионах. Я убежден, что в комплексе наши проекты не только повышают уровень оптимизма среди жителей, но и развивают экономический и инновационный потенциал регионов.

Однако, если подумать, вся «Стенограффия» — это один большой «Вид из окна». Каждая постройка, каждая работа — это чей-то вид из окна. А значит, стритарт-объекты могут не только приукрашивать серую действительность, но и нести дополнительный социальный смысл, который поможет людям по-новому «взглянуть из окна».

Организаторы убеждены: цель создания картин в городском пространстве не только в его благоустройстве, но и в переосмыслении жителями своих городов не как стен, в которых они проведут ограниченное количество времени, заработают средства и уедут, а как места, где они испытывают эмоции, выстраивают отношения и просто живут, а не существуют. Поэтому донести идею об уникальности любого места — вот сверхзадача для участников «Стенограффии-2017». И художники с ней, несомненно, справились: работы стали не просто красивыми картинками на серых стенах, а коммуникацией с людьми, напоминающей об индивидуальности городов и продвигающей общественно важные идеи.

А из нашего окна «Стенограффия» видна

К формированию вида из окна в каждом городе команда «Стенограффии» отнеслась тщательно: для каждого города была разработана концепция, включившая в себя «украшательскую» составляющую и социальную, которая обращалась к историко-культурным особенностям региона.

Первый город проведения фестиваля 2017 года — Ноябрьск — город нефтяников, появившийся на карте России только в 1975 году. Казалось бы, где взять уникальность городу со столь короткой историей и типичным советским прошлым. Тем не менее художникам найти такую уникальность удалось — на фасаде типовой пятиэтажки художники создали гигантскую почтовую марку с изображением стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон», состоявшейся в 1975 году. Эта красочная работа стала своеобразным напоминанием местным жителям о том, что основание их города — важное и своего рода героическое событие в покорении северных пространств.

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов Знаковое событие, Ноябрьск
Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов

В Ханты-Мансийске одной из работ стал функциональный урбанистический объект — стенка «Имаджинариум», призванная оживить потенциально привлекательное общественное пространство, создать «точку силы» для взаимодействия между жителями. На ограждениях местной набережной появилась «настенная» игра — 15 ярких карточек, на основе которых игроки могут придумывать ассоциации и загадывать их друг другу. Эта выдумка — удивительный способ наладить взаимодействие человека с открытым городским пространством.

«Геймификация среды — вот что было осуществлено в Ханты-Мансийске под видом простой развлекательной активности в рамках городского пикника. Набережная Иртыша из прогулочной зоны превратилась в игровое пространство, стала открытой игрой», — отметил Александр Зиновьев, куратор фестиваля «Стенограффия» в Ханты-Мансийске.

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов Жители Ханты-Мансийска приняли живое участие в фестивале

Другой способ задействовать окружающее пространство придумали в Омске. Здесь, на стене пятиэтажки в одном из удаленных, плохо благо-устроенных районов, появился удивительный динозавр, жующий листву. Динозавров любят все, а значит, здесь нет места для злости или грусти.

«Брахиозавр — мирное травоядное животное. И так как эти гиганты питались листвой деревьев, родилась идея нарисовать его таким образом, чтобы он тянулся к стоящему рядом дереву, тем самым задействовать окружающее пространство и вписать туда эту историю», — говорит Андрей Топоров, художник фестиваля.

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов

В Екатеринбурге появилась работа-высказывание. Команда создала арт-объект из ржавого авто, давно заброшенного владельцами. Таких «мусорных» объектов в каждом городе — десятки. Все они неизбежно засоряют пространство, преграждая проходы и занимая и без того небольшое место для парковки, становясь далеко не лучшим украшением любого городского пейзажа. Художники просто «вырезали» объект из окружающего пространства так, как это сделал бы дизайнер в фотошопе, — раскрасив характерной квадратной сеткой. Этот объект стал обращением не только к Екатеринбургу — он активно разошелся в медиа и оказался, пожалуй, одной из самых тиражируемых работ в интернете.

В Екатеринбурге же появилась галерея «Брайль-арта» — первое граффити для слепых людей. Вместе с НКО «Белая трость» и креативной командой агентства Possible Moscow был создан объект из трех частей, каждая их которых рассказывает истории известных незрячих людей, сумевших добиться больших успехов. Здесь можно «прочитать» историю томского программиста Михаила Пожидаева, музыканта Рэя Чарльза, узнать о достижениях спортсменки Марлы Раньян — всех этих героев объединяет проблема нарушения органов зрения.

«Только в Свердловской области, по официальным данным, 7000 незрячих человек. В реальности их раза в два больше. И каждый из них воспринимает мир по-своему. Сейчас нам очень помогают технологии, но этот проект — большой и приятный шаг», — говорит Михаил Войцеховский, представитель НКО «Белая трость», который стал первым исследователем галереи «Брайль-арта».

В Оренбурге команда «Стенограффии» решила напомнить жителям о том, что с их городом и по сей день связана деятельность многих писателей. Поэтому здесь продолжил свое развитие «Музей автографов писателей под открытым небом» — в дополнение к записям писателя Алексея Иванова, автора книги «Географ глобус пропил», автограф оставил Лев Данилкин, автор хроники жизни Юрия Гагарина (который некоторое время жил в Оренбурге). А вместе с «солнечными детьми» художники нарисовали настоящую стену желаний.

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов Стена желаний, Омск

Немного счастья

Сегодня можно с уверенностью сказать, что работы фестиваля стали качественно иными: это не только красивые изображения, а важные для городов и поселков идеи. Фестиваль позволяет жителям далеких провинциальных городов по-новому посмотреть на окружающий мир — нет смысла сравнивать себя со столицами, нужно искать интересное прямо здесь и сейчас. И тогда оказывается, что и их дом тоже уникален и полон положительных эмоций.

Северное сияние, оренбургские пуховые платки, герои хантыйского эпоса, великие исторические личности Петербурга, история покорения Севера — художники выявляют богатый культурно-исторический потенциал, который не выражен и не «проговорен» в городской среде, и превращают его в достояние каждого. Такие работы пробуждают в людях теплые чувства и делают территории ближе, понятнее для своих жителей, побуждают включиться в процессы преобразований и приблизить позитивное будущее регионов.

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов Грузовичок в Ноябрьске
Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов Арктические мотивы в Мысе Каменном

«Летом прошлого года на здании музыкального училища им. В.Я. Шебалина, где я учусь, по-явился рисунок, привлекающий внимание всех горожан, — 3D-стена с провалившимся между этажами роялем, — говорит житель Омска Максим Шабанов. — С тех пор я старался очень внимательно следить за этим проектом, и нужно сказать, что организаторы делают все для того, чтобы оживить стены города и привлечь к этому процессу горожан. Каждый день, проходя мимо работ „Стенограффии“, я улыбаюсь, ведь этот фестиваль про добро, который делает Омск особенным, а каждый день — немного ярче и счастливее».

Фото: Анна Христова, Максим Лоскутов, Павел Иванов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ