Арктический марафон

Арктический марафон

Репортаж об экспедиции «Полстраны под парусом»

Текст: Сергей Северин
Фото: Сергей Северин

«Сквозь сибирскую тайгу к океану» — под таким девизом стартовала летом 2017 года экспедиция «Полстраны под парусом», организованная при поддержке «Газпром нефти». Четверо яхтсменов на надувном катамаране прошли путь из Красноярска в Архангельск по Енисею и арктическим морям. О необычном маршруте и подготовке к нему репортаж руководителя команды путешественников PLAN X Adventure

Северное побережье России по праву считается одним из самых неосвоенных путешественниками регионов. По оценке секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, сегодня число туристов в Арктике не превышает нескольких тысяч в год. Тем интереснее оказалось не просто увидеть Крайний Север, но и отправиться туда в составе самостоятельно организованной экспедиции.

В активе команды PLAN X Adventure Team уже были поездки в Заполярье: Кольский полу-остров от Терского берега Белого моря до ставшего знаменитым после фильма «Левиафан» села Териберка, самая северная точка континентальной Европы — мыс Нордкап в Норвегии. Арктическую географию нужно было расширять на восток.

Добраться до оконечности Ямала или острова Вайгач сегодня можно либо воздушным транспортом, либо морем. Второй из этих способов представляется идеальным вариантом для тех, кто хочет за один сезон увидеть максимум.

Парусник

Спланированный маршрут экспедиции, получившей название «Полстраны под парусом», составил 6000 км и разделился на два этапа. Первый, речной, начался в Красноярске и завершился в устье Енисея. Второй, морской, пролегал от Карского моря до Архангельска.

Для такого путешествия судно должно соответствовать целому ряду зачастую противоречивых параметров. Прежде всего — малая осадка и возможность высаживаться на любое не оборудованное причалами побережье. Далее — уровень комфорта и автономность для нахождения на борту в течение нескольких месяцев. И, наконец, мореходность, обеспечивающая безопасное движение по морям Северного Ледовитого океана.

Фото: Сергей Северин Временами катамаран выходил в открытое море, удаляясь от берега на десятки километров

Выбор пал на разборный парусный катамаран с надувными баллонами длиной 8 метров. Грузоподъемность и площадь палуб судна, названного «Морской слон», позволяли взять на борт экипаж из четырех человек, продовольствие на четыре месяца полной автономности, до 300 литров топлива и 50 литров пресной воды. При этом катамаран с полной загрузкой можно было вытащить на сушу с помощью ручной лебедки и надувных катков.

Полтора года команда потратила на оснащение и испытания судна, которому предстояло отправиться в моря, где привычнее видеть ледоколы. Баллоны катамарана, каждый из которых разделен на три независимых отсека, дополнительно усилили плотной ПВХ-тканью. В каюте, образуемой пирамидальным каркасом, установили камбуз на две газовые горелки и герметичные рундуки для электроники. Проложили 12-вольтовую сеть с буферным аккумулятором и возможностью зарядки электроприборов через порты автомобильных прикуривателей. На корме заняла свое место дополняющая паруса силовая установка — двухтактный подвесной мотор мощностью 5 л.с.

Ключевую роль в безопасном прохождении маршрута сыграла стабильная спутниковая связь. Благодаря ей экипаж «Морского слона» получал ежедневные прогнозы погоды и планировал переходы таким образом, чтобы не попасть в штормовые условия.

Точки на карте

Из Красноярска экспедиция «Полстраны под парусом» стартовала 26 июня. Первый этап — сплав по Енисею — по сравнению с морями Северного Ледовитого океана опасностей в себе не таил. Самое сложное для судоходства место на реке — Казачинский порог, где ширина русла сужается вдвое, а скорость потока возрастает до 20 км/ч. Для проводки крупных судов вверх по течению у порога дежурит единственный в России буксир-туер, перемещающийся вдоль протянутого по дну троса.

Первый этап путешествия протяженностью 2000 километров завершился 14 июля в порту Дудинки. Там экспедиция пополнила запасы топлива, израсходованного в безветренные дни. Это был последний населенный пункт маршрута с любыми благами цивилизации: заправками, крупными продуктовыми и лодочными магазинами.

К 20 июля «Морской слон» вышел в Енисейский залив Карского моря. Участок пути до пролива Югорский Шар из-за малонаселенности берегов вызывал наибольшие опасения на этапе подготовки экспедиции. В случае чрезвычайных происшествий в этой части Арктики рассчитывать приходится только на свои силы. Опасность этого этапа усугублялась еще и тем, что 8-метровый катамаран несколько раз выходил в открытое море, удаляясь от берегов на расстояние до 50 км при пересечении Обской и Байдарацкой губ.

Фото: Сергей Северин Арктическая природа и ее обитатели — один из самых интригующих моментов путешествия

22 июля экспедиция достигла самой северной точки маршрута — острова Шокальского, лежащего за 73-й параллелью. Это единственное место, где участники экспедиции смогли увидеть припайный лед. Несмотря на сложную ледовую обстановку лета 2017 года, дрейфующие айсберги остались в более высоких широтах.

4 августа катамаран пришвартовался в порту Амдермы для пополнения запасов топлива. Заправок, как в Дудинке, в этом поселке нет. Но еще зимой при подготовке путешествия удалось договориться о заброске в Амдерму бочки с топливом. Ее, как и многие бытовые товары для населения, доставили из Воркуты гусеничным вездеходом.

Из-за продолжительных штормов в Карском море стоянка в Амдерме затянулась на 10 дней. И вот, наконец, прощай, Амдерма! Идти предстояло недалеко, около 80 километров, зато против встречного ветра и течения. Если бы прилив позволил выскользнуть из поселка на пару дней раньше, мы уходили бы сразу на Варандей. Но момент благоприятной погоды оказался упущен, и пришлось довольствоваться коротким переходом до острова Вайгач и остановкой близ поселка Варнек.

Мы вошли в пролив Югорский Шар. Это одна из двух артерий, соединяющих Карское и Печорское моря. Наиболее интенсивное судоходство ведется в проливе Карские Ворота. Там проходит трасса Северного Морского пути, по которой в Европу сегодня вывозится, в том числе, и арктическая нефть, добываемая на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Из Карского моря груженые танкеры (в зимнее время с ледокольной поддержкой) через пролив попадают в Баренцево и, преодолев в общей сложности 2500 км, доходят до Мурманска. Там производится перевалка, и уже другие танкеры увозят российскую нефть своим европейским потребителям.

Оба пролива — и Югорский Шар, и Карские Ворота — отличаются живописным скальным рельефом. Если восточнее по нашему маршруту любой обрывистый берег на деле оказывался осыпавшимся грунтом, то здесь взору участников экспедиции предстали настоящие скалы. С разбивающимися на тысячи брызг волнами у их подножия и зелеными плато наверху.

20 августа экспедиция прибыла в поселок Варандей, где расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Там экипаж катамарана смог отдохнуть перед длительным переходом по Баренцеву морю и познакомиться с бытом нефтяников, ожидающих отправки на Большую землю или на добывающую платформу. К этому моменту полярный день в Арктике сошел на нет. Двигаться в темное время суток при штормовой погоде стало невозможно, что сузило диапазон доступных для выхода в море ветро-волновых условий.

Последним сложным отрезком пути стало пересечение горла Белого моря, где дважды в сутки менялось направление течения. К 5 сентября экспедиция преодолела пролив, а уже 7 сентября катамаран «Морской слон» пришвартовался на берегах Северной Двины, в Архангельске. Путешествие продлилось ровно 74 дня.

Живая арктика

Одними из самых интригующих моментов путешествия стали встречи с дикими животными. Потенциальную угрозу представляли медведи: бурые на речном этапе и белые — на островах Северного Ледовитого океана. На берегах Енисея следов косолапых хозяев тайги было действительно много. Иногда из-за четкости оставленных на песке отпечатков казалось, что медведь прошел вдоль уреза воды только что и теперь наблюдает за путешественниками из тени деревьев. Но увидеть ни одного из них так и не удалось.

Фото: Сергей Северин

Белые медведи тоже обошли экспедицию стороной, хотя, по сообщениям жителей приморских поселков, в последние годы все чаще навещают населенные пункты. Большинство хищников на летний период уходят вместе со льдами на север, но некоторые не успевают мигрировать. В поисках пищи они приходят к людям, пытаются проникнуть в дома и портят стоящие на берегу лодки. Белые медведи относятся к охраняемому виду, поэтому нежданных гостей не отстреливают, а прогоняют из поселков с помощью ракетниц или ярких фальшфейеров. Старожилы Арктики рассказывают, что один медведь, научившийся питаться у людей, может в течение недели обойти несколько населенных пунктов и полярных станций.

Гораздо приятнее оказались встречи с морскими обитателями: моржами, касатками и белухами. При бесшумном движении под парусом животные не боятся катамарана и выныривают прямо возле борта. Особо запомнилось поведение одного из моржей. В отличие от своих сородичей, он не проявлял ни малейшего любопытства. Вместо этого ластоногий поднялся к поверхности, лег на спину и безмятежно продрейфовал мимо судна.

Встречи с дикими сухопутными животными ограничились визитом в лагерь экспедиции на острове Вайгач песца. Сперва зверек показался на одной из окружающих бухту Варнека сопок и возвестил о своем присутствии протяжным печальным воем. Чтобы запечатлеть осторожное животное на фото, пришлось около сотни метров ползти по тундре по-пластунски. Спустя сутки, привыкнув к двуногим гостям на своей территории, он осмелел и сам подходил к палаткам.

Фото: Сергей Северин Встречи с дикими сухопутными животными ограничились визитом в лагерь экспедиции песца

Человек и природа

Жизнь человека в Арктике — это непрерывное взаимодействие с природой. Погодные явления влияют на регулярность поставок с Большой земли, в населенные пункты приходят дикие животные, море ежегодно размывает береговую линию и приближается к постройкам. Тем интереснее было познакомиться с бытом людей, которые живут в самом суровом регионе России постоянно или приезжают на долгосрочную работу.

На побережье Карского моря экспедиции удалось встретиться с представителями коренных малочисленных народов Севера. Ненцы, занимающиеся оленеводством, до сих пор сохранили традиции жизни своих предков. Они, как и сотни лет назад, ездят на нартах, круглый год живут на лоне природы в чумах с отоплением от небольших дровяных печей, пешком ходят за несколько десятков километров друг к другу в гости. Хотя сегодня цивилизация приходит и к ним. Благодаря местным властям и поддерживающим коренное население коммерческим компаниям, к которым относится и «Газпром нефть», у ненцев появляются спутниковые телефоны, ездовых оленей сменяют квадроциклы, а на чумах все чаще можно заметить телевизионные антенны. Со своей стороны участники экспедиции преподнесли семьям оленеводов привезенные с собой детские игрушки.

Фото: Сергей Северин На базе проекта «Приразломное» в поселке Варандей организован раздельный сбор мусора

К постоянному населению Арктики можно отнести и персонал полярных метеостанций, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана. Работают там обычно годовыми вахтами. Едут в суровый северный край в основном не за деньгами, а по велению души. Многие полярники в прошлом трудились в море и не смогли отказаться от плеска волн и шума прибоя в пользу городского комфорта. Работа эта тяжелая: снимать показания с приборов нужно каждые несколько часов, в случае любых поломок можно надеяться только на собственные силы. Тем не менее некоторые из специалистов ухитряются находить время и на ликвидацию последствий небрежного отношения к природе. Хороший пример — полярная станция Марресале на берегу Байдарацкой губы. Ее персонал уже пять лет по собственной инициативе занимается уборкой окрестной тундры от сохранившегося с советских времен металлолома: бочек, останков гусеничной техники, давно упавших вышек.

Зато образцом рационального использования ресурсов и территорий Арктики оказался вахтовый поселок «Газпром нефти» на побережье Печорского моря, который по приглашению специалистов компании посетили участники экспедиции. Рядом с расселенными домами поселка Варандей, пострадавшего от резкого изменения береговой линии в 1990-е годы, вырос комплекс зданий фирменной сине-белой раскраски. В одном из них, напоминающих хорошую гостиницу европейского образца, останавливаются нефтяники из числа работников добывающей платформы «Приразломная». В Варандей они прибывают самолетами, после чего на специально подготовленных для полетов над морем Ми-8 АМТ улетают на свое рабочее место. Но погода не всегда позволяет поднять в воздух винтокрылые машины, и людей нужно где-то размещать на время ожидания. Для этого и была создана перевалочная база, способная одновременно принять до 200 человек.

Для них в Варандее созданы все условия. Разместиться прилетающим нефтяникам предлагают в трех-, двух- или даже одноместных номерах, в каждом из которых есть телевизор и телефон, с которого можно позвонить на Большую землю. Это особенно впечатляет на фоне того, что в некоторых населенных пунктах по морскому побережью нет даже сотовой связи. Также в каждом номере висит картина. Проводивший экскурсию начальник эксплуатационной службы поселка Алексей Миронов заверил, что каждая из них уникальна — двух одинаковых в Варандее не найти. Есть в здании перевалочной базы и спортивные залы: один с тренажерами, второй со столами для настольного тенниса и гимнастической стенкой.

Помимо здорового образа жизни, в компании заботятся и об экологии. Если на самой нефтедобывающей платформе «Приразломная» реализуется принцип «нулевого сброса», в рамках которого все побочные продукты бурения, даже загрязненный снег и талую воду, вывозят на материк, то в вахтовом поселке на Варандее практикуют раздельный сбор мусора.

Арктика открывает двери

На финишных переходах по Белому морю настоящим чудом для экипажа «Морского слона» стали ночные вахты. Природа разыгралась такими яркими красками, что невольно приходили мысли, а не остаться ли еще на недельку. По левому борту висит неподвижным желтым диском полная луна, создавая на воде вьющуюся змеей световую дорожку. Впереди мигает гостеприимным огнем маяк острова Моржовец. На небе расцветает между облаками феерия северного сияния, звезд и с завидной регулярностью сгорающих в атмосфере метеоритов. А на приборной доске покачивается завораживающая, подсвеченная зеленым полусфера компаса.

Фото: Сергей Северин Летнее северное сияние — подарок Арктики

В такие моменты жалеешь, что даже лучшие фотокамеры не смогут передать и доли тех эмоций и впечатлений, которые получает оказавшийся под арктическим небом человек.

Переход закончен. Успешное преодоление измеряемого тысячами километров пути по арктическим морям доказало, что даже в этом регионе возможна самостоятельная организация туристических маршрутов. А туризм, открывающий двери в Арктику всем желающим, в свою очередь может стать стимулом бережного отношения к удивительному северному краю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ