Качественный скачок

Качественный скачок

Изменения на российском рынке моторного топлива

Текст: Евгений Третьяков
Иллюстрации: Дмитрий Коротченко
Инфографика: Дарья Гашек

Всего за несколько лет российский рынок моторного топлива кардинально изменился. Продуктовая линейка отвечает запросам потребителей, на порядок улучшилось качество бензина и дизеля, большая часть продающегося топлива соответствует пятому экологическому классу. Добиться таких результатов удалось за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов, на которую вертикально-интегрированные нефтяные компании уже потратили десятки миллиардов долларов. И хотя, по оценкам аналитиков, средняя по рынку маржа нефтепереработки после большого налогового маневра значительно снизилась по сравнению с 2014 годом, тем не менее «Газпром нефть», как и другие ведущие компании, продолжает инвестировать в обновление мощностей

Автомобильный бум, который начался в России примерно с середины «нулевых», а также постоянное ужесточение экологических требований к автотранспорту и топливу поставили отечественную нефтеперерабатывающую отрасль перед необходимостью кардинальной перестройки продуктовой линейки и повышения качества продукции.

В свою очередь, правительство приняло соответствующие техрегламенты, устанавливающие требования к экологическим классам моторного топлива и сроки начала их действия, а также разработало меры налогового стимулирования для развития нефтепереработки.

Всего за несколько лет большинство НПЗ были модернизированы и выпускают теперь преимущественно качественное и экологически чистое топливо. Если в 2011 году доля бензина 5-го класса составляла менее процента от общего объема выпуска, то по итогам 2016 года она достигла 74%. Схожая картина и с дизельным топливом — в 2016 году около 62% произведенного дизеля соответствовало пятому классу.

«Отечественная нефтепереработка полностью удовлетворяет спрос внутренних потребителей в современных моторных топливах класса Евро-5. Импортные продукты не требуются, напротив, экспортируется порядка половины производимого в стране дизтоплива и около 7% автобензина», — отмечает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.

Пятый класс — на рынок

В связи с требованиями Технического регламента большинство крупных НПЗ России уже к 2016 году перешли на выпуск дизельного топлива, соответствующего классу Евро-5, так как уже с 1 июля 2016 года в России была запрещена продажа топлива ниже пятого экологического класса. В 1-м полугодии 2017 года выпуск дизеля класса Евро-5 увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5% и составил 31,8 млн тонн против 30,4 млн тонн в 2016 году.

По данным Thomson Reuters Kortes, выпуск топлив с более высоким содержанием серы снижается. Отдельные предприятия продолжают выпуск высокосернистого (содержание серы до 0,2%) дизельного топлива, но в основном все произведенные объемы уходят зарубежным потребителям или используются в качестве судовых топлив.

В целом в 1-м полугодии 2017 года на российских НПЗ было произведено 38 млн тонн ДТ, при этом потребление топлива внутри страны составило 15,1 млн тонн. Экспорт составил 22,7 млн тонн, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Даже при увеличении экспортных отгрузок на рынке РФ сохраняется существенный запас продукта», — отмечают в Thomson Reuters Kortes. Эксперты компании отмечают, что рынок автомобильного бензина по результатам первого полугодия также сбалансирован. Если сравнивать с прошлым годом, и спрос, и предложение сократились на 4,6%. При этом отгрузки на внутренний рынок снизились незначительно (на 1,6%) за счет существенного сокращения экспортных отгрузок (на 23,5%).

Производители топлива подстраиваются под запросы рынка. Можно отметить, например, почти двукратный рост производства бензина с октановым числом 95–98 (с 5,9 млн тонн в 2010 году до 12 млн тонн в 2016-м) и увеличение выпуска арктического дизеля (с 0,9 млн тонн в 2010 году до 1,36 млн тонн в 2016 году).

«На данный момент практически каждый крупный розничный оператор имеет в своем ассортименте не только все марки автобензина и дизтоплива, но и их брендированные модификации. Такая широкая гамма продукции позволяет удовлетворить практически все запросы потребителей, но производители не останавливаются на достигнутом. Например, в 2017 году появилось новейшее топливо — автобензин АИ-100, разработанный для самых взыскательных автолюбителей», — говорит Александр Былкин. В частности, на АЗС «Газпромнефть» продажи бензина G-Drive 100 с октановым числом 100 стартовали в сентябре этого года в Новосибирске.

В целом по итогам 2017 года объем нефтепереработки в России составит около 285 млн тонн, ожидают в Министерстве энергетики. «На настоящий момент по сравнению с прошлым годом мы примерно находимся на том же уровне переработки, это примерно 285 миллионов по году, которые мы получим, плюс-минус до 2%», — сообщил в ходе выступления на Тюменском нефтегазовом форуме заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

По прогнозу министерства, уровень переработки будет оставаться стабильным и в 2018 году может составить 275–278 млн тонн, в 2019 году — 273–278 млн тонн, в 2020 году — 271–278 млн тонн.

Опасные маневры

Для сегмента нефтепереработки важны не только внешние условия и динамика внутреннего спроса, большое влияние оказывают внутренние регуляторные изменения, а также фискальная политика правительства.

До недавнего времени в России действовала система налогообложения с дифференциацией таможенных пошлин. Она была разработана для стимулирования нефтепереработки к выпуску моторных топлив для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, напоминает Александр Былкин.

Последние годы правительство изменило правила игры и начало реализацию «налогового маневра». Он предполагает снижение экспортных пошлины на нефть и пошлины на нефтепродукты и дифференциала между ними.

«Сокращение таможенной пошлины на нефтепродукты приводит к росту их стоимости на внутреннем рынке, так как ценообразование происходит по экспортному паритету. Уменьшение дифференциала между ставками пошлин снижает субсидирование нефтепереработки, что является целевой задачей проводимых реформ», — отмечает эксперт.

Инфографика: Дарья Гашек Смотреть в большом размере

Помимо снижения экспортных пошлин, на рост внутренних цен влияет также повышение акцизов — за последние два года доля налогов (акцизов и НДС) в стоимости автобензина возросла на 4 руб./л до 13,1 руб./л. Такой резкий рост акцизов в условиях сдерживания розничных цен на моторное топливо привел к снижению маржи нефтепереработчиков. По данным Thomson Reuters Kortes, средневзвешенная маржа (по объему переработанной нефти) российской переработки нефти (для 29 крупнейших НПЗ) по сравнению с 7 месяцами прошлого года увеличилась на 15%. Однако стоит учитывать, что до этого она снижалась на 12% в 2015 г. и на 24% в 2016-м.

Аналитики указывают, что снижение маржи переработки связано как с падением цен на нефть и нефтепродукты, так и с изменением в налогообложении отрасли.

Стоит отметить, что сейчас правительство рассматривает возможность дополнительного повышения акцизов на бензин и дизель на 50 копеек два раза в следующем году — 1 января и 1 июля 2018 года.

«Несомненно, что при увеличении акцизов, с учетом «таргетирования» роста розничных цен на основе уровня инфляции и при сохранении цен на нефть на уровне 50–60 $/bbl, не стоит ожидать роста маржинальности в следующем году», — считают в Thomson Reuters Kortes.

Модернизация продолжится

Нефтяные компании вынуждены подстраиваться под новые реалии низкой маржинальности сегмента переработки.

«Государство последовательно снижает так называемую субсидию нефтепереработки, и в этой ситуации было принято очень правильное решение не загружать производство по максимуму любой ценой, а оптимизировать на приемлемом уровне маржу переработки, пусть даже иногда за счет снижения объемов. То есть это было экономически оправданное решение», — пояснял в интервью «Сибирской нефти» глава дирекции экономики и корпоративного планирования «Газпром нефти» Алексей Урусов.

Аналитики отмечают, что текущая фискальная политика наименее выгодна независимым НПЗ и сетям АЗС, поскольку у них нет возможности компенсировать выпадающие расходы. Из-за нового повышения акцизов в первую очередь пострадают независимые АЗС, полагает Артем Копылов.

При этом, по мнению аналитиков, спрос на моторное топливо в среднесрочной перспективе заметно увеличиваться не будет, но объемы его выпуска возрастут. Это приведет к профициту на внутреннем рынке, следствием чего станет повышение конкуренции между производителями и снижение маржинальности бизнеса по сбыту нефтепродуктов, особенно в розничном сегменте.

«В таких условиях необходимо сделать особенный акцент на повышении операционной эффективности АЗС. В противном случае отдельные заправки и даже целые розничные сети могут оказаться за гранью рентабельности», — считает Александр Былкин.

Несмотря на общее падение рынка, сеть АЗС «Газпромнефть» показывает небольшой, но все-таки рост: в 2016 году розничные продажи дизеля подросли на 1,2%, реализация бензинов увеличилась почти на 3%. В первом полугодии 2017 года рост реализации топлива составил 8% при падении удельных операционных расходов на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такие результаты стали возможными благодаря ряду мер, влияющих на эффективность: переводу части станций в плотной городской застройке в автоматический режим, развитию нетопливного бизнеса, внедрению партнерских моделей управления станциями и использованию цифровых инструментов взаимодействия с клиентами.

Продолжают ведущие нефтяные компании и модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Так, в рамках второго этапа модернизации на Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» возводится сразу три новых комплекса: первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, комплекс глубокой переработки нефти и комплекс замедленного коксования. На Московском НПЗ полным ходом идет строительство комбинированной установки переработки нефти. Оба завода досрочно перешли на выпуск топлив пятого экологического класса, следующая задача — увеличение глубины переработки нефти и повышение показателя выхода светлой продукции.

Общий объем инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» составит несколько сот миллиардов рублей. В условиях, когда компании вкладывают столь внушительные средства в модернизацию своих предприятий, для них крайне важны регуляторная стабильность и неизменность фискальных условий. Пока правила игры меняются раз в несколько лет. И каким будет следующий маневр, как он отразится на отрасли, аналитики предсказать не берутся.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ