Эпоха МНПЗ – Журнал «Сибирская нефть»

Эпоха МНПЗ

Страницы истории Московского нефтеперерабатывающего завода

Текст: Александр Матвейчук
Фото: ТАСС

80 лет назад была введена в строй первая установка Московского крекинг-завода. Новое предприятие должно было обеспечить бензином быстро растущий автомобильный парк столицы и Подмосковья

Горючее для новых машин

В конце 20-х годов ХХ века положение в нефтяной промышленности СССР было сложным. Несмотря на рост добычи, экономика страны испытывала постоянный недостаток нефтепродуктов. Переломить ситуацию и удовлетворить растущую потребность в автомобильном топливе, а также увеличить объемы экспорта бензина могло только внедрение полного крекирования Крекирование (крекинг) — расщепление более крупных молекул углеводородов (молекул с большим количеством атомов углерода) на более мелкие под действием высокой температуры и давления. значительных объемов мазута. Для этого в СССР принимается программа строительства новых нефте- и мазутоперегонных трубчатых установок и крекинг-установок. К концу 1931 года в стране работало уже 22 установки термокрекинга. Они были построены на 5 нефтеперерабатывающих заводах в Баку, Батуми и Грозном, то есть непосредственно вблизи мест добычи нефти. Следующим шагом в развитии отечественной переработки стало решение о строительстве НПЗ вблизи непосредственных рынков сбыта. Первым таким предприятием должен был стать Московский крекинг-завод.

26 июня 1935 года издается приказ по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР «Об утверждении площадки для строительства Московских крекингов». Несомненно, член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком Наркомтяжпрома Григорий Орджоникидзе уже знал о готовящемся плане реконструкции Москвы, предусматривавшем и ускоренную автомобилизацию городского хозяйства столицы, и значительное расширение городской транспортной сети. К тому времени автомобильный парк столицы уже насчитывал около 30 тысячи автотранспортных средств, и его пополнение шло быстрыми темпами. Кроме того, в Москву ежедневно приезжали автомобили из Подмосковья и ближайших областей. Было понятно, что проблема бесперебойного снабжения столицы автомобильным бензином в ближайшие годы грозила стать весьма острой.

Отечественная разработка

Строительство Московского крекинг-завода началось в феврале 1936 года вблизи столицы, недалеко от поселка Капотня рядом с Москвой-рекой.

В отличие от заводов в Баку, Грозном и Батуми, где использовались только импортные крекинг-установки систем Винклер-Коха, Виккерса и Дженкинса, закупленные за рубежом за валюту, под Москвой было решено использовать отечественную систему двухпечного крекинга, спроектированную институтом «Нефтезаводпроект». По сравнению с импортными установками отечественная система имела ряд существенных преимуществ: могла работать на любом мазуте без добавления соляровых фракций, осуществляла раздельное крекирование легкого и тяжелого сырья, имела аппаратное устройство для очистки бензина в паровой фазе глинами, была снабжена стабилизационными колоннами для удаления из бензинов растворенных в них газов. Расчетная мощность крекинг-установки №1 составляла 155 тыс. т бензина в год. В качестве основного сырья планировался мазут. Предполагалось, что его будут доставлять баржами по реке.

Установка ЭЛОУ-АВТ. 80-е годы

Монтаж флешинг-колонны. 50-е годы

Директором строящегося предприятия был назначен опытный руководитель Николай Бычков. Руководство наркомата поставило задачу за два года построить, смонтировать и сдать под наладку производственные объекты первой очереди: крекинг-установку №1, водокомпрессорный цех, котельную, механическую мастерскую, товарный отдел и другие вспомогательные сооружения.

1 апреля 1938 года в 14 час. 40 мин. крекинг-установка №1 была введена в эксплуатацию. Однако понадобилось еще несколько месяцев, прежде чем ее удалось вывести на стабильный режим. Тем временем специалисты-монтажники и технологи готовили комбинированную установку термического крекинга №2 с проектной мощностью 540 тыс. т в год. Ее строили уже с учетом наработанного на действующем производстве опыта и в торжественной обстановке ввели в эксплуатацию 30 мая 1939 года.

Регулировка оборудования

Центральная операторная установки каталитического крекинга. 1993 год

В борьбе за экономию ресурсов и повышение эффективности на заводе внедрялись инновационные решения. Первой такой инновацией стал новый метод щелочения бензина, позволивший вести технологический процесс с использованием кальцинированной соды вместо применявшейся ранее дорогостоящей и дефицитной каустической. За год работники завода подали 80 рацпредложений. В итоге к концу 1939 года себестоимость производимого бензина снизилась на 35%.

Завод и его двойник

Великая Отечественная война наглядно продемонстрировала стратегическое значение нефтяной промышленности. Боевая мощь советских вооруженных сил напрямую зависела от обеспечения топливом военной техники.

В связи с быстрым продвижением врага Государственный комитет обороны (ГКО) 17 июля 1941 года принял постановление «О размещении эвакуируемых предприятий», где в том числе были определены места будущей дислокации нефтеперерабатывающих заводов, предположительно попадающих в районы боевых действий. Московский крекинг-завод должен был переместиться в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область. Но так как деятельность предприятия имела чрезвычайно большое значение для обороны столицы, то руководство Наркомнефти СССР отсрочило решение о его немедленной эвакуации.

Впервые немецкая авиация появилась в небе над Москвой в ночь на 22 июля 1941 года. Германская военная разведка еще в предвоенный период составила перечень важнейших столичных объектов, которые подлежали бомбовому уничтожению в первую очередь. И все они, включая Московский крекинг-завод, были нанесены на карты штурманов люфтваффе, отправлявшихся бомбить советскую столицу. В первом налете, продолжавшемся около пяти часов, принимало участие 150 средних бомбардировщиков Хенкель-111 и 45 тяжелых самолетов Юнкерс-88. Наткнувшись на мощное сопротивление со стороны советских подразделений ПВО, им все же удалось сбросить 104 т фугасных и 46 т малокалиберных зажигательных бомб.

Под первую июльскую бомбежку попала и территория Московского крекинг-завода. Очевидцы вспоминали, что сначала немецкие самолеты сбросили на парашютах несколько осветительных устройств, а затем наступил черед и зажигательных бомб. Их удалось быстро потушить. Но после следующего ночного налета, когда заводской территории был нанесен более существенный урон, стало понятно, что необходимо действовать — или можно потерять производство. На заседании штаба обороны завода было принято решение о маскировке предприятия и сооружении неподалеку ложного объекта, имитирующего производственные строения крекинг-завода.

В трех километрах от Капотни из фанеры и старых бочек был выстроен огромный муляж завода. Для большего сходства с прототипом завод-близнец слегка замаскировали, из леса привезли и посадили деревья, в результате на аэрофотоснимках фальшивка практически не отличалась от настоящего завода. Рядом для дежуривших бойцов был построен укрепленный подземный бункер, куда была проведена телефонная связь. Задумка сработала, немецкие самолеты сконцентрировалась на уничтожении бутафорского завода. Боевая бригада, возглавляемая Алексеем Хомяковым, по команде штаба обороны завода поджигала бочки и промасленную ветошь, чтобы создать впечатление пожара и заставить немецких пилотов поверить в успех бомбардировки.

Цех по переработке полипропилена. 80-е годы

Девяносто дней длилась героическая оборона завода. Ложный объект успешно справился со своей задачей. Самолеты люфтваффе упорно бомбили фанерный макет, а Московский крекинг-завод тем временем продолжал работать на полную мощность, обеспечивая топливом фронтовые части и столичный автопарк.

15 октября 1941 года в связи с приближением линии фронта вплотную к столице Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации предприятий и организаций Москвы. Но и на этот раз было решено демонтировать лишь отдельные установки Московского крекинг-завода. Крекинг-установки для нужд фронта должны были работать до последнего. Их заминировали, чтобы в критический момент можно было взорвать. А в то время, когда линия фронта максимально приблизилась к заводу, прямо на территории предприятия была организована заправка моторным топливом боевой техники, отправлявшейся на передовую.

Всю войну предприятие, переименованное в завод №413, проработало без остановки, снабжая топливом и фронт, и тыл. За 1941–1945 годы здесь было переработано 2,8 млн т нефти. За время войны заводскому коллективу переходящее Красное знамя ГКО вручалось 14 раз и в июне 1945 года было передано на вечное хранение. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» была вручена подавляющему большинству рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятия.

Послевоенная модернизация

Вскоре после войны завод столкнулся с серьезными испытаниями. Длительная работа на сырье, содержащем значительное количество серы и других примесей, вызвала коррозию, в результате чего одна за другой стали выходить из строя технологические системы крекинг-цеха. Крекинг-установки несколько раз прекращали работу. В результате инспекция Котлонадзора запретила эксплуатацию всего цеха. Аварийное оборудование прошло срочный капитальный ремонт.

Знаковым событием для завода стало окончание строительства и ввод в эксплуатацию в 1948 году первой в стране установки по алкилированию бензола. Тем самым было освоено производство новой продукции — алкилбензола, ценного сырья для химической промышленности.

Реконструкция завода продолжилась и во вторую послевоенную пятилетку. В сентябре 1952 года крекинг-завод №413 Миннефтепрома СССР был переименован в Московский нефтеперерабатывающий завод, и это стало своеобразным прологом к новой истории предприятия — ожидавшим его большим переменам.

Выдающуюся роль в этих преобразованиях сыграл новый руководитель — Демид Иванюков, назначенный на должность директора в марте 1953 года. За его плечами был большой опыт работы на нефтеперерабатывающих предприятиях Северного Кавказа. Министерство нефтяной промышленности поставило перед Иванюковым задачу вывести Московский нефтеперерабатывающий завод на качественно иной производственный уровень, освоить выпуск новых видов продукции и развивать перспективные направления нефтепереработки.

На заводе начались преобразования. Технологические установки в крекинг-цехе, на атмосферной трубчатке и в цехе переработки газа прошли серьезную реконструкцию. Несколько ректификационных колонн были заменены, а схема обвязки усовершенствована.

Каждый следующий год приносил новые изменения. В начале 1955 года введена в эксплуатацию еще одна обессоливающая установка с шаровым электродегидратором мощностью около 2,5 млн тонн нефти в год. Через несколько лет запущена первая промышленная печь беспламенного горения.

Новые технологии, новые продукты

В центральной лаборатории МНПЗ. 1983 год

В начале 1960-х годов на первый план вышло новое нефтехимическое направление. В сотрудничестве с учеными Института химической физики АН СССР и сотрудниками института «ВНИПИнефть» группа инженеров завода под руководством Иванюкова начала разработку процесса по производству отечественного полипропилена — нового и перспективного пластика. Летом 1966 года была пущена опытная установка, затем приступили к строительству на заводской территории комплекса промышленного производства полипропилена. Со временем заводские специалисты усовершенствовали технологию, и через несколько лет завод начал выпускать самые разнообразные виды полипропиленовой продукции, включая листы и пленку.

Не прекращалась работа и по развитию основного производства. В 1967 году введена в эксплуатацию установка каталитического риформинга Каталитический риформинг — процесс переработки бензиновых фракций нефти, приводящий к повышению октанового числа. , были получены первые партии товарного неэтилированного бензина АИ-93.

Уже в 1970-х на предприятии начали уделять большое внимание природоохранной деятельности. В 1971 году создается специальная лаборатория по анализу содержания вредных газов в атмосферном воздухе на промышленных площадках и в жилых районах вблизи предприятия. Под контролем руководства Московского НПЗ находилось и строительство биологической доочистки заводских стоков, которая после ввода в эксплуатацию была передана на баланс Люблинской станции аэрации.

В 1980-х, чтобы повысить глубину переработки нефти, началось строительство новой комбинированной установки каталитического крекинга с предварительной гидроочисткой сырья и секцией газофракционирования. Ввод в эксплуатацию установки состоялся 30 августа 1983 года. Впервые в отрасли был применен электронно-вычислительный комплекс управления реактором.

После СССР

В середине 1980-х годов Советский Союз вошел в полосу серьезного структурного кризиса. Снижение объемов нефтедобычи негативно отразилось и на нефтеперерабатывающей отрасли. Переход к рыночной экономике в 1990-х для коллектива Московского нефтеперерабатывающего завода был связан с целым рядом проблем, которые пришлось решать в условиях растущих неплатежей, значительного налогового бремени и недостатка инвестиций.

В мае 1994 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Московский нефтеперерабатывающий завод» с 51% акций в государственной собственности. В том же году на Московском НПЗ было введено в эксплуатацию самое мощное в стране производство дорожного и строительного битума объемом 750 тысяч тонн в год. Пуск современной высокоэффективной нефтебитумной установки позволил ликвидировать дефицит этого продукта в Московском регионе. Еще одним важным объектом, введенным в эксплуатацию в эти годы, стала установка по производству МТБЭ — высокооктанового эфира для повышения октанового числа бензинов. Кроме того, был создан новый высокопроизводительный комплекс по производству полипропилена мощностью 100 тыс. т. Его продукция стала успешно экспортироваться.

В 2010 году главным акционером Московского нефтеперерабатывающего завода стала компания «Газпром нефть». Началась новейшая история предприятия, связанная с реализацией широкомасштабной программы модернизации завода, которая продолжается и сегодня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ