Большая перемена – Журнал «Сибирская нефть»

Большая перемена

Текст: Сергей Орлов
Фото: Владимир Антропов, Татьяна Мастерова

На рубеже первого и второго десятилетий XXI века Московский НПЗ сменил собственника, став одним из ключевых активов «Газпром нефти». За прошедшие несколько лет новому владельцу удалось решить целый комплекс задач — от устранения экологических проблем до крупнейшей в истории завода модернизации

Основным акционером Московского НПЗ «Газпром нефть» стала в конце 2010 года, приобретя 100% акций Sibir Energy. А в начале следующего года компания уже была единоличным владельцем предприятия — одновременно компактного и мощного завода, способного перерабатывать более 10 млн тонн нефти в год и занимающего площадь менее 300 га. Исторически предприятие было основным поставщиком бензина и прочих видов топлива для столичного региона, что позволяло заводу удерживаться на плаву за счет имеющихся мощностей, несмотря на изношенность оборудования. Однако в условиях усиливающейся конкуренции неизвестно, насколько хватило бы МНПЗ запаса прочности, созданного еще в советское время. Тем более что расположение в городской черте накладывало на собственника весьма жесткие требования, прежде всего с точки зрения экологической безопасности. А здесь ситуация была далека от идеальной, да и район на юго-востоке Москвы — Капотня — приобрел не самую позитивную славу во многом благодаря расположенному здесь НПЗ. Поэтому уже в 2011 году «Газпром нефть» начала на предприятии масштабную модернизацию, предусматривающую инвестиции в объеме свыше 250 млрд рублей и преследующую достижение новых стандартов как в технологии производства, так и в сокращении воздействия на окружающую среду.

В пятый класс досрочно

На первом этапе модернизации, проходившем в 2011–2015 годах, главной задачей «Газпром нефти» стала подготовка завода к переходу на выпуск моторных топлив самых высоких экологических стандартов. Фактически эта задача была выполнена досрочно: в 2013 году, то есть на три года раньше вступления в силу соответствующих нормативных требований РФ, московский завод завершил первый этап модернизации и полностью перешел к производству топлив экологического класса «Евро-5». Повышение класса бензинов стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию двух новых установок — гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, строительство которых было начато в апреле 2011 года.

Первая установка мощностью 1,2 млн тонн в год позволяет эффективно удалять серу из бензина каталитического крекинга практически без потерь в октановых характеристиках. Установка изомеризации легкой нафты предназначена для переработки до 650 тыс. тонн в год бензиновой фракции, поступающей с установки каталитического крекинга Г-43-107, в низкосернистый высокооктановый компонент бензина. В результате получается изомеризат — основной компонент топлива класса 5 с содержанием общей серы менее 0,1 ppm. Для производства дизельного топлива соответствующего класса была реконструирована установка гидроочистки ЛЧ-24-2000, позволившая достичь содержания серы в очищенном продукте ниже нормативного.

Повышение качества выпускаемой продукции оказало положительный эффект на экологию всего региона, поскольку, по статистическим данным, более 90% загрязнений атмосферы обеспечивает автотранспорт. Между тем содержание серы в бензине и дизельном топливе «Евро-5» в пять раз меньше по сравнению с «Евро-4». На долю МНПЗ приходится 38% на рынке топлива Москвы и Московской области, и в результате перехода части автопарка на топлива предприятия поступление загрязняющих веществ в столичную атмосферу существенно снизилось.

Наступление на отходы

В 2011–2015 годах завод успешно реализовал и целый ряд проектов прямой экологической направленности, позволивших значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду. На МНПЗ были полностью ликвидированы отходы, накопленные еще в советский период работы предприятия (до 1991 года), а также завершена утилизация нефтесодержащих отходов из старого буферного пруда. В 2014 году завод закончил реконструкцию установок производства битума и серы, благодаря чему поступление кислых газов в атмосферу уменьшилось в 70 раз, а диоксида серы — в 10 раз. Малая битумная установка как источник загрязнения атмосферы была полностью ликвидирована. В целом проекты модернизации МНПЗ в 2011–2015 годах позволили предприятию снизить объем выбросов в атмосферу на 36%, а общее воздействие на окружающую среду сократилось на 50%.

Кроме того, на заводе была создана комплексная система экологического контроля, в состав которой с 2015 года включена уникальная для российских НПЗ автоматизированная система мониторинга воздействия на атмосферный воздух, внедряемая совместно с ГПБУ «Мосэкомониторинг». Она состоит из восьми локальных автоматизированных постов, оснащенных приборами аналитического контроля, данные с которых в автоматическом режиме передаются государственным контролирующим органам. А в октябре 2015 года информация об экологической ситуации на заводе стала доступна любому жителю столицы — на предприятии установили экоинформер, представляющий собой специальный светодиодный экран, на котором в круглосуточном режиме отображаются данные о содержании в зоне влияния завода оксида углерода, углеводородов, диоксида серы и азота, сульфида водорода и бензола. С этой информацией любой желающий может ознакомиться и на сайте МНПЗ.

Александр Дюков
Александр Дюков,
председатель правления «Газпром нефти»:

Московский НПЗ далеко не единственное нефтехимическое предприятие, работающее в границах Москвы, но сегодня это безусловный лидер по масштабам изменений и динамике модернизации производства. Проекты, которые «Газпром нефть» реализует на Московском НПЗ, решают приоритетные для компании задачи по минимизации воздействия производства на окружающую среду, повышению технологического уровня и операционной эффективности НПЗ. Инвестируя в инновационные природоохранные решения, внедряя современные цифровые технологии управления производством, мы устанавливаем новые стандарты промышленной и экологической безопасности, которые определят дальнейшее развитие всей российской нефтепереработки.

В ходе модернизации была решена и одна из главных экологических проблем завода — открытая система очистки стоков. Оборотная вода подавалась на очистные сооружения, представляющие собой комплекс открытых водоемов — буферных прудов, где и происходила предварительная очистка от механических примесей и отделение нефтепродуктов. Затем частично очищенные сточные воды сбрасывались на Курьяновскую станцию аэрации. Такой метод был малоэффективен, а испарения с открытых очистных сооружений периодически беспокоили неприятными запахами весь район.

В 2012 году на МНПЗ были введены в эксплуатацию механические очистные сооружения закрытого типа. После этого все промышленные стоки предприятия проходили блок предварительной (грубой) очистки, где освобождались от механических примесей, а затем поступали в блок физико-химической (тонкой) очистки, производимой с помощью сепараторов, флотаторов и фильтров с ореховой скорлупой. В зависимости от того, достигнут ли требуемый уровень очистки, стоки подавались далее либо на Курьяновскую станцию аэрации, либо на блок дополнительной очистки, включающий 10 сорбционных фильтров с активированным углем. В свою очередь, нефтезагрязненный осадок, получившийся в ходе очистных процессов, отправлялся на блок обезвоживания, где с помощью центрифуг он разделялся на нефтепродукты и обезвоженный осадок (кек). Первые подавались на повторную переработку, кек — на утилизацию.

Однако на этом модернизация очистных не закончилась — на заводе был запущен проект строительства блока биологической очистки.

С точностью до молекулы

В конце 2017 года на Московском НПЗ завершился еще один важнейший этап экологической модернизации предприятия — строительство уникального инновационного комплекса биологических очистных сооружений «Биосфера». Инвестиции в проект составили 9 млрд рублей. По сути, он стал финальным этапом экологических улучшений с точки зрения минимизации воздействия на водную среду: разработанная отечественными учеными технологическая система завершает формирование водоочистного комплекса завода и повышает эффективность очистки сточных вод до 99,9%.

Дело в том, что «Биосфера» представляет собой многоступенчатую систему очистки с использованием самых современных технологических решений. Промышленные стоки поступают сюда после предварительной подготовки на действующих механических очистных сооружениях МНПЗ. Сначала вода проходит сквозь блок напорной флотации, где мощный поток воздуха выбивает из нее все оставшиеся механические примеси и нефтепродукты, а затем попадает в центральную часть установки — мембранный биореактор. Здесь сточные воды смешиваются с особым илом, который содержит микроорганизмы, специально выращенные для «Биосферы» на Люберецких очистных сооружениях и способные поглощать и перерабатывать остатки нефтепродуктов. Выполнивший свою функцию ил отфильтровывается сквозь тысячи мембран диаметром меньше человеческого волоса. А все отходящие газы проходят специальную очистку на станциях фотоионизации, гарантирующих полное удаление запахов и загрязняющих веществ.

На заключительной стадии очищенная вода под напором последовательно пропускается сначала через 200 тонн активированного угля, затем сквозь 1440 мембран обратного осмоса с размером ячеек не больше молекулы воды. Только после этого очищенная вода поступает обратно в производство или частично передается напрямую на городские очистные сооружения, а отфильтрованные нефтепродукты направляются в переработку. Таким образом, у предприятия полностью отсутствуют открытые стоки в Москву-реку и даже дождевая вода через систему ливневой канализации поступает на очистку. В результате использования современных технологий «Биосфера» обеспечивает замкнутый цикл водопотребления и существенно снижает нагрузку на городскую очистную инфраструктуру. Московский НПЗ, в свою очередь, в 2,5 раза сокращает забор речной воды, используя 75% очищенных стоков снова в производстве.

Мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший в ходе церемонии открытия «Биосферу», отметил масштаб экологической программы, которая реализуется на Московском НПЗ, и оценил важность запуска новых очистных сооружений. «Это хорошая новость для всех жителей столицы и Подмосковья. В особенности для тех, кто живет рядом с заводом и ходит гулять в парки, расположенные в нижнем течении Москвы-реки», — подчеркнул Сергей Собянин.

Плюс к объемам и качеству

Завершив первый этап модернизации МНПЗ, «Газпром нефть» приступила ко второму, рассчитанному на 2016–2020 годы и направленному на повышение операционной и экологической эффективности производства. Одновременно объемы переработки должны увеличиться, а качество производимой продукции — еще вырасти.

Модернизация Московского НПЗ

Смотреть в большом размере

Важным направлением второго этапа стала реконструкция действующих установок, каталитического крекинга (Г-43-107) и первичной переработки нефти (ЭЛОУ-АВТ-6), проведенная в 2017 году. В результате мощность установки каткрекинга выросла на 20% по вакуумному газойлю с углублением его предварительной сероочистки, увеличилась глубина нефтепереработки и выход светлых нефтепродуктов, возросла степень автоматизации технологических процессов и уровень безопасности объекта. В свою очередь, на установке первичной переработки модернизированы печи и усовершенствованы тепловые схемы, что позволило увеличить энергоэффективность и снизить воздействие производства на окружающую среду.

Отдельная группа мероприятий в рамках второго этапа модернизации МНПЗ направлена на совершенствование систем отгрузки продукции. В частности, сюда входит реконструкция газораздаточной станции, строительство эстакады налива светлых нефтепродуктов на автотранспорт, а также эстакады тактового налива нефтепродуктов на железнодорожный транспорт.

Ключевым же проектом второго этапа стало строительство новой комбинированной установки переработки нефти «Евро+», начатое в 2015 году. Реализация масштабного инвестпроекта стоимостью свыше 100 млрд рублей позволит заменить сразу несколько действующих установок (так называемое малое технологическое кольцо) и не только увеличить объем первичной переработки, но и повысить выход светлых нефтепродуктов, увеличить межремонтный пробег до четырех лет, улучшить показатели энергоэффективности с одновременным сокращением воздействия на окружающую среду. Ввод в эксплуатацию «Евро+» намечен на конец 2018 года.

Контроль состояния окружающей среды

Смотреть в большом размере

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ