Добровольно и безвозмездно

Добровольно и безвозмездно

Текст: Анастасия Ширяева
Фото: DEPOSITPHOTOS
Инфографика: Татьяна Удалова

Говоря об эффективном бизнесе, обычно имеют в виду его операционную и финансовую деятельность. Однако процесс оптимизации может касаться даже социальных инвестиций, а в качестве примера наиболее эффективных инструментов их реализации стоит привести практики корпоративного волонтерства. Как показывает опыт, от его внедрения выигрывают все — и благополучатели, и сотрудники компании, и сам бизнес.

Помимо очевидной пользы для благополучателей благотворительность имеет важное значение и для самих дарителей. «Мы любим людей за то добро, которое им делаем», — считал Лев Толстой. Этот тезис как нельзя лучше отражает то моральное удовлетворение от участия в благотворительности, которое очень часто теряется, когда решением социальных проблем занимается бизнес. Классическая благотворительность в виде финансовой помощи нуждающимся предполагает минимум взаимодействия между дарителем и получателем. Простой перевод средств со счета компании, даже на очень благое дело, начисто лишает сотрудников этой компании возможности прочувствовать значимость акции, обезличивает и в какой-то мере обесценивает ее.

Безусловно, есть случаи, когда своевременная финансовая помощь — единственный способ решить проблему. Тем не менее очень часто деньги совсем не главное, гораздо важнее оказывается человеческое участие и поддержка. Но тут появляется новое препятствие: оказать помощь при случае легко. Любой из нас переведет через дорогу старушку. Сложности возникают, когда от людей требуются дополнительные регулярные усилия. Хорошим толчком здесь может послужить поддержка со стороны «старшего товарища» в лице, например, собственной компании. В свою очередь, компания получает возможность повысить свой социальный капитал.

Вовлечь и поддержать

Тот факт, что вовлечение сотрудников предприятия в разработку и реализацию социальных проектов может стать эффективным направлением социальных инвестиций, принести пользу обществу, а значит, положительно сказаться и на имидже компании, на Западе осознали довольно давно. Примеры движения, названного корпоративным волонтерством (КВ), можно найти в США еще в 20-х годах прошлого столетия. Сегодня западные компании массово прибегают к подобной форме благотворительности, в качестве бонуса получая увеличение лояльности вовлеченных в волонтерское движение сотрудников.

Так, по данным Института Гэллапа (данные метаанализа 199 исследований, охватывающих 152 организации в 26 странах), у сотрудников, вовлекаемых в корпоративную среду, повышается эффективность и удовлетворение от работы в компании. При этом общая производительность компании в среднем увеличивается на 18%, лояльность клиентов — на 12%, а качество работы — на внушительные 60%. Недавнее же исследование в Ирландии показало прямое влияние программ корпоративного волонтерства на восприятие компании внутренней общественностью: 87% сотрудников, которые приняли участие в социальных проектах организации, сообщили об улучшенном восприятии своего работодателя. Что еще более важно, 82% стали чувствовать большую приверженность организации, в которой они работают. В то же время отсутствие вовлеченности может повлечь за собой реальные расходы: 41% сотрудников, не вовлеченных ни в какую деятельность, вероятнее всего, нелестно отзывается о работодателе в кругу семьи и друзей, а продуктивность их работы со временем снижается, что может стоить крупной компании миллионы долларов недополученной прибыли.

Способствует внедрение практик КВ и привлечению в компанию квалифицированных специалистов-миллениалов, для многих из которых социальная активность бизнеса оказывается принципиальным требованием. По данным социальных опросов, проводимых в западных странах, более 51% молодых сотрудников может отказаться работать в корпорации, которая не имеет твердой приверженности к ответственной социальной и экологической политике. При этом, согласно исследованию Стенфордской школы бизнеса, выпускники европейских университетов готовы принести в жертву в среднем 14,4% ожидаемой зарплаты ради работы в социально ответственной компании.

Российские особенности

В России понятие корпоративного волонтерства появилось относительно недавно, 10–15 лет назад, и пока еще не стало популярной практикой — волонтерство по-прежнему очень часто воспринимается как персональная инициатива. Тем не менее последние три-четыре года наблюдается бурный рост внедрения КВ в крупных компаниях, при участии Ассоциации менеджеров России создан Национальный совет по корпоративному волонтерству (НСКВ), который способствует развитию КВ как системного вида деятельности, содействует обмену опытом и лучшими практиками между организациями.

В 2016 году Национальный совет провел исследование «Корпоративное волонтерство в России». В нем отмечается, что в российских компаниях происходит постепенный переход от разовых волонтерских акций к системной деятельности. Также исследователи подчеркивают, что компании готовы делиться своим успешным опытом и вступать в кооперации для повышения эффективности КВ.

В то же время, в отличие от западной модели, где волонтерство по определению является участием в практиках помогающего поведения, то есть оказанием личной помощи нуждающимся в поддержке, опыт российских компаний нередко ограничивается опосредованным участием — сбором денежных и материальных средств либо массовыми субботниками.

Специалисты отмечают, что в России распространение корпоративного волонтерства сталкивается сразу с несколькими глобальными проблемами. И в первую очередь — с отсутствием родной терминологии. «Компании заимствуют язык из каких-то внешних практик, моделей, английских текстов, — констатирует генеральный директор Social Business Group, руководитель Центра изучения интернета и общества Российской экономической школы Иван Климов. — Но этот язык непонятен людям, а следовательно, неясна и мотивация помогать. Из-за языковой невнятности даже люди, которые вовлечены в эти практики, не всегда понимают, что относится к корпоративному волонтерству, а что нет».

По мнению эксперта, языковые заимствования приводят к тому, что корпоративное волонтерство в стране воспринимается как нечто абсолютно новое. Хотя, по сути, многое из того, что делают сегодняшние волонтеры, напрямую перекликается с шефской помощью, активно практиковавшейся в СССР. «В результате мы видим, что из системы корпоративного волонтерства практически исключены люди старшего возраста, потому что они не распознают этой самой инновации, —- подчеркивает Иван Климов. — Молодые сотрудники уже разговаривают на этом языке, но даже для них это некая игра, не укорененная в социальных процессах. В итоге по результатам нашего исследования более трети сотрудников не принимает участия в программах КВ, потому что не понимает их целей».

В качестве типичной ошибки при внедрении КВ Иван Климов отмечает выстраивание волонтерства как организационной управленческой практики, без встраивания его в корпоративную культуру. «Для эффективного функционирования системы компания должна не выступать тотальным организатором, а скорее взять на себя роль помощника, поддержать инициативы сотрудника, проявив при этом максимальную гибкость, адаптивность», — считает эксперт.

Типичные для становления корпоративного волонтерства болезни роста почти все уже успешно пройдены в «Газпром нефти». Компания занимается развитием этого направления социальной политики около пяти лет.

Гордость за идею

В 2012 году в «Газпром нефти» было принято решение пересмотреть механизмы реализации программы социальных инвестиций. А точнее, создать именно полноценную, структурированную, продуманную программу, отказавшись от многочисленных, но разрозненных и не всегда эффективных благотворительных акций. В рамках новой программы «Родные города» была разработана концепция развития корпоративного волонтерства.

Новый подход предполагал два серьезных изменения в осуществлении КВ. Во-первых, «Газпром нефть» отказалась от традиционных общекорпоративных акций по сбору подарков на Новый год, День защиты детей, День знаний. В общераспространенные праздники все компании активизируются и многие благополучатели буквально завалены предложениями о помощи, но после праздников обычно не получают вообще никакой поддержки. Проанализировав ситуацию, в компании решили, что целесообразно оставить решение о проведении тех или иных традиционных акций за дочерними обществами, которые разбираются в региональной специфике и могут оценить их актуальность.

Вторым шагом стало выделение трех типов акций: общекорпоративные проекты, проекты дочерних обществ в отдельных регионах и проведение конкурса волонтерских проектов. Последнее стало абсолютно новым опытом для компании, приблизившим понимание идеи корпоративного волонтерства к западным стандартам. «Конкурс волонтерских проектов решено было создать после проведения специального исследования, — объясняет руководитель направления социальных и благотворительных проектов управления региональной политики „Газпром нефти“ Владимир Шутилин. — Оно показало, что значительное число сотрудников готово реализовывать собственные инициативы, если компания окажет организационную и методическую поддержку. В итоге это и стало основным направлением развития КВ. В 2017 году 61 проект победил в конкурсе, из них реализовано уже 58. А это фактически около 20% всех волонтерских акций, которые реализуются компанией. При этом количество инициатив показало практически двукратный рост».

На первых порах компания старалась оказать максимальное содействие волонтерам: организовывала транспорт к месту проведения акции, обеды, поощряла самыми различными способами. Через некоторое время стало понятно, что волонтеры в этом не нуждаются, мотивацией для сотрудников становятся их личные ценности и желание помочь другим.

Но несомненно, для повышения качества и количества волонтерских инициатив нужно оказывать сотрудникам поддержку, давать им необходимые знания, навыки и инструменты. Компания регулярно проводит образовательные семинары для волонтеров. В проектах, реализуемых совместно с благотворительными фондами и организациями (фонд «Рауль», «Антон тут рядом»), волонтеры получают дополнительный инструктаж и перенимают опыт от сотрудников НКО. Эффективной площадкой для обмена опытом между сотрудниками компании и партнерами «Газпром нефти» стал ежегодный форум социальных инвестиций «Родные города».

«Есть много разных инициатив, и люди сначала хватаются за идею, а чуть позже оценивают уровень ответственности и пугаются, несколько остывают, — говорит один из кураторов корпоративного волонтерства, главный специалист департамента регионального развития „Газпром нефти“ Анна Чесанова. — И вот здесь очень важно помогать, общаться, организовывать встречи, чтобы все-таки этот проект стартовал. Нельзя создавать проект за людей, но быть рядом, подставлять плечо и помогать необходимо. При этом понятно, что спланировать все наперед довольно сложно. Что-то всегда может произойти: откажется благополучатель, поменяется концепция. И мы стараемся быть гибкими, принимать любые идеи и поддерживать их».

Чемпионы добрых дел

Всего несколько лет назад корпоративное волонтерство было достаточно абстрактным понятием для сотрудников «Газпром нефти». Сегодня это отлаженная система, охватывающая 22 региона деятельности компании. Повышается устойчивость проектов: некоторые инициативы, получившие финансирование в рамках первого конкурса волонтеров в 2015 году, функционируют до сих пор и уже без материальной поддержки компании.

Кстати, идеи, предлагаемые на конкурс волонтерских проектов, могут быть самыми разными — от мастер-классов для детей из детских домов и социальных центров до обучения пожилых людей интернет-грамотности, от уборки территорий садов, парков, лесных зон до проведения пантомимических игр, задача которых — научить школьников общаться не только посредством соцсетей.

Статистика показывает, что от 80 до 90% людей, которые однажды побывали в роли волонтеров, продолжает в дальнейшем участвовать и в других проектах. В то же время, по результатам исследования социально-психологического климата в коллективе, наблюдается совершенно четкая зависимость между степенью участия в волонтерском движении и оценкой удовлетворенности работой в целом и повышением лояльности к компании. Работа над общим добрым делом сближает коллектив, позволяет установить дружеские связи. «До того как я пришла в компанию, я и представить себе не могла, что буду заниматься волонтерской деятельностью, — рассказывает организатор проекта „Встреча поколений“, сотрудник управления корпоративных коммуникаций „Газпромнефть-Хантоса“ Зульфия Давлетова. — Но это действительно затягивает, и мне очень нравится. По итогам каждого года мы собираемся на небольшие чаепития, подводим итоги, обмениваемся опытом, обсуждаем планы и идеи. Постоянных волонтеров у нас, конечно, не много — из-за занятости не у всех получается всегда участвовать в акциях. Но если посчитать за год, то, наверное, каждый пятый принимал участие в каком-либо мероприятии».

В 2016 и 2017 году «Газпром нефть» признавалась победителем конкурса «Чемпионы добрых дел» — наиболее авторитетного российского конкурса в сфере корпоративного волонтерства

Достижения «Газпром нефти» в области развития корпоративного волонтерства были оценены и профессиональным сообществом. В 2016 и 2017 году компания признавалась победителем конкурса «Чемпионы добрых дел», который проводят Национальный совет по корпоративному волонтерству совместно с Ассоциацией менеджеров России. Это наиболее авторитетный российский конкурс, выявляющий лучшие практики корпоративного волонтерства. «Проекты „Газпром нефти“ в сфере корпоративного волонтерства отличает акцент на эффективность и прежде всего на социальный эффект, — объясняет успех компании председатель НСКВ Рустам Закиев. — Это во многом связано с тем, что корпоративное волонтерство рассматривается компанией как инструмент социальных инвестиций и развития местных сообществ. Отдельно хотелось бы отметить конкурс волонтерских проектов „Газпром нефти“ как одну из лучших корпоративных практик в этой области».

Корпоративное волонтерство как способ лично помочь окружающим, возможность реализовать не стандартный корпоративный проект, а собственную идею, актуальную именно для этого региона, города, поселка, оказалось крайне привлекательным для сотрудников направлением социальных инвестиций. Вовлекаясь в непосредственное общение с теми, кто нуждается в помощи, и видя результаты своих дел, люди получают то, чего лишают их безликие денежные пожертвования, — положительные эмоции и личностный рост. В то же время преимущество имеет именно корпоративная форма волонтерства — участие компании в организации мероприятий гарантирует, что все приложенные усилия не пропадут даром, а в случае нехватки каких-либо ресурсов можно рассчитывать на помощь и довести начатое до конца.

Благодаря своей адресности и уникальности такие акции получают высокую оценку и самих благополучателей, и в конечном счете всего местного сообщества. В свою очередь, человечность и искренность волонтеров, которые можно транслировать только через личные коммуникации, становятся новым лицом бизнеса, принося ему заметные имиджевые дивиденды.

Конкурс волонтерских проектов

Ежегодное мероприятие, цель которого — выявить и поддержать наиболее интересные инициативы сотрудников, направленные на решение социально значимых проблем регионов деятельности «Газпром нефти». В ходе конкурса экспертный совет рассматривает и оценивает каждую заявку по ряду параметров (значимость проблемы, проработанность проекта, наличие личного вклада волонтеров и т.д.). В результате формирования сводного рейтинга заявок отсеиваются самые слабые, затем победители конкурса отбираются путем открытого голосования. Проекты-победители получают финансовую, информационную, экспертную помощь.

Среди проектов-победителей можно выявить несколько направлений: экологические проекты, помощь детям из детских домов, больным детям, пожилым людям, проекты в сфере развития территорий и местных сообществ, образовательные проекты, помощь животным. Отличительная черта всех проектов — непосредственное участие волонтеров в их реализации, будь то адаптационные программы для детей из детских домов или театральные спектакли в больницах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ