Курс на Арктику

Курс на Арктику

«Газпром нефть» оптимизирует транспортировку арктической нефти

Текст: Александр Алексеев
Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева

Логистические ограничения серьезно осложняют реализацию арктических проектов, и «Газпром нефть» последовательно создает условия для оптимизации схем транспортировки углеводородов в регионе. Компания уже построила первый ледокол по программе «Время Арктики», положив начало созданию собственного арктического флота

У «Газпром нефти» появился первый собственный ледокол — «Александр Санников». Церемония поднятия флага России на судне состоялась 29 июня в Санкт-Петербурге. Построенный на верфях Выборгского судостроительного завода по заказу компании ледокол будет сопровождать нефтеналивные танкеры в акватории Обской губы, обеспечивать их безопасную загрузку у терминала «Ворота Арктики».

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков (справа) и капитан нового ледокола Александр Киселев. Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков (справа) и капитан нового ледокола Александр Киселев

Основные задачи нового судна — прокладка подходных каналов к нефтеналивному терминалу «Ворота Арктики», по которым танкеры могут беспрепятственно подходить на погрузку сырья, защита терминала и стоящих на погрузке танкеров от движущихся ледяных полей. Проводку танкеров от входа в Обскую губу до мыса Каменного, где расположен терминал, и обратно новый ледокол будет осуществлять только в случае сложной ледовой обстановки, так как танкеры серии «Штурман» имеют ледовый класс Arc 7 и могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1,8 метра. За пределами Обской губы танкеры с новопортовской нефтью находятся под опекой более мощных атомных ледоколов. Также в случае необходимости «Александр Санников» сможет участвовать в спасательных операциях, в тушении пожаров и ликвидации аварийных разливов нефти, доставлять небольшие партии грузов и многое другое.

До сих пор для всех этих задач использовались многофункциональные суда «Владислав Стрижов» и «Балтика». Им на смену и приходят новые ледоколы: «Александр Санников» начнет работу в Обской губе в августе, а в конце года к нему присоединится еще один ледокол того же типа, «Андрей Вилькицкий», строительство которого в настоящее время продолжается.

Александр Дюков
Александр Дюков,
председатель правления «Газпром нефти»:

По нашим прогнозам, к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в Российской Арктике. Следом за «Александром Санниковым» в высокой степени готовности уже находится наш второй высокотехнологичный ледокол — «Андрей Вилькицкий».

Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева
Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева

Рыночные реалии

Развитие собственного арктического флота, казалось бы, непрофильная задача для нефтяной компании. Однако в некоторых ситуациях оказывается выгоднее вложиться в независимость от рынка. У «Газпром нефти» большие планы в Арктике, а достаточного количества подходящих судов, доступных для фрахта, на рынке просто нет. «Мировой рынок судов с техническими характеристиками, подходящими для этого района, крайне ограничен, — рассказывает технический суперинтендант отдела эксплуатации флота „Газпромнефть-Ямала“ Михаил Борзых. — А найти судно, сертифицированное для продолжительной работы при температуре наружного воздуха в минус 50 градусов, и вовсе практически нереально». Суда, которые обслуживают терминал «Ворота Арктики» в настоящее время, справляются с задачей, однако и они создавались для несколько иных условий использования («Владислав Стрижов» — для «Приразломной», «Балтика» — для работы в Балтийском море). Особенность этой части Карского моря — суровый климат, сложная ледовая обстановка (акватория в течение 250 дней в году покрыта льдом) в сочетании с мелководьем. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными. Большие ледоколы не могут работать при таких глубинах, а более легкие суда обычно не приспособлены для длительной эксплуатации при температуре —50°С. Из атомных ледоколов здесь могут пройти лишь два — «Вайгач» и «Таймыр».

Два ледокола — необходимый и пока достаточный минимум для обеспечения работы терминала «Ворота Арктики». Однако развитие новых проектов в регионе может потребовать строительства дополнительных судов.

Ворота Арктики

Арктика — одно из важнейших направлений развития «Газпром нефти», которое позволит компании обеспечить поддержание уровня добычи по мере истощения традиционных активов и сохранение конкурентоспособности в будущем. «Газпром нефть» реализует здесь три крупных проекта: разработку Новопортовского, Восточно-Мессояхского и Приразломного месторождений. В этом году суммарный показатель добычи на этих активах достигнет 14,5 миллиона тонн нефти, в перспективе добыча увеличится до 20 миллионов тонн.

Помимо Мессояхи и Нового Порта к развивающейся нефтегазовой провинции на севере ЯНАО относятся еще несколько активов «Газпром нефти». Это Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый лицензионные участки, Тазовское и Северо-Самбургское месторождения.

Вадим Яковлев
Вадим Яковлев,
первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

«Газпром нефть» создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.

Сложность транспортировки добываемого сырья долгое время оставалась сдерживающим фактором для разработки Новопортовского месторождения. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры, в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Оптимальным решением была признана морская отгрузка нефти через мыс Каменный. В 2011 году опытная проводка атомного ледокола из порта Сабетта до мыса Каменного подтвердила возможность вывоза нефти морским путем и в зимний период. А первый танкер с ямальской нефтью отправился по Северному морскому пути к европейским потребителям летом 2014 года. В 2016 году, после ввода в эксплуатацию ледового нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» на мысе Каменном, компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Нового Порта.

Сегодня схема вывоза нефти Новопортовского месторождения выглядит следующим образом. Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу «Ворота Арктики», расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Здесь сырье загружается в танкеры, которые затем проходят по Северному морскому пути через Карское и Баренцево моря — до Кольского залива, где нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба».

В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала «Ворота Арктики» до танкера-приемщика в Кольском заливе, было отгружено 5,9 млн т нефти. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 млн т, а значит, потребности в перевозках возрастут.

После ввода в эксплуатацию терминала «Ворота Арктики» компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Нового Порта. Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева После ввода в эксплуатацию терминала «Ворота Арктики» компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Нового Порта

Арктические танкеры

Не только ледоколы, но и танкеры для Нового Порта обладают уникальным набором характеристик и строились специально под проект. Причины те же: для эффективной транспортировки нефти по Обской губе требуются суда с низкой осадкой и высоким ледовым классом Arc 7, а таких на рынке нет. «Нам удалось найти только четыре судна, которые теоретически подходили для круглогодичной работы в Обской губе, — рассказывает Александр Филиппов из управления логистики нефти арктических проектов „Газпром нефти“. — Однако их грузовместимость в два раза меньше, чем у танкеров, которые были в итоге построены, а ледовый класс — Arc 5, что требует обязательного использования ледокола для проводки зимой».

Еще одна важная особенность танкеров для Нового Порта — носовое погрузочное устройство, совместимое с терминалом «Ворота Арктики», на погрузку к которому танкеры подходят носом, а не бортом, как в большинстве других случаев.

Грузовместимость судов — около 38 тыс. т нефти. Корпус изготовлен из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, увеличена толщина стенок. Танкеры оборудованы винторулевыми колонками, способными поворачиваться на 360 градусов вокруг своей оси, что дает дополнительную маневренность при движении носом и кормой. Первый из серии танкеров — «Штурман Альбанов» — в 2017 году стал обладателем международной отраслевой премии Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года».

Анатолий Чернер
Анатолий Чернер,
заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти»:

Нефть сортов ARCO и Novy Port, которую «Газпром нефть» добывает на Приразломном и Новопортовском месторождениях, пользуется стабильным спросом на европейском рынке. В июле 2018 года общий накопленный объем экспорта нефти с этих двух арктических проектов компании достиг 20 миллионов тонн. В 2017 году объем экспортных отгрузок нефти арктических сортов составил 8,8 млн тонн, из них 5,9 приходится на Новый Порт, а 2,9 — на Приразломное. Накопленный компанией опыт эксплуатации уникальной схемы круглогодичного вывоза сырья, добытого «Газпром нефтью» в Российской Арктике, позволит к 2021 году увеличить общий объем экспорта арктических сортов нефти более чем на 65% — до 14,1 млн тонн.

Высокотехнологичный ледокол нового поколения «Александр Санников»

Высокотехнологичный ледокол нового поколения «Александр Санников»

Бесценный опыт

Первый опыт отгрузки и морской транспортировки нефти в арктических условиях в «Газпром нефти» был получен на Приразломном месторождении — единственном проекте на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Добыто уже более 8 млн тонн нефти.

Первый опыт отгрузки и морской транспортировки нефти в арктических условиях «Газпром нефтью» был получен на Приразломном месторождении. Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева Первый опыт отгрузки и морской транспортировки нефти в арктических условиях «Газпром нефтью» был получен на Приразломном месторождении

Нефть с платформы «Приразломная» отгружают на танкеры-челноки, которые перевозят ее на танкер-накопитель «Умба» в Кольском заливе — тот же, который используется для перевалки новопортовской нефти. Разная по своим характеристикам нефть с двух арктических месторождений хранится здесь раздельно.

Размещение плавучего нефтехранилища в незамерзающем Кольском заливе позволило компании существенно повысить эффективность экспорта нефти арктических месторождений: укрупнить поставляемые партии сырья, сократить расходы на фрахт, доставлять нефть потребителям в Европе с использованием стандартного флота, уменьшить количество круговых рейсов танкеров усиленного ледового класса.

Весь флот «Приразломной» приспособлен к самостоятельному плаванию во льдах. Два танкера-челнока («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов») были построены специально под проект и имеют ледовый класс Arc 6. Ледовые условия здесь чуть более легкие, а море глубже, чем в Обской губе, поэтому при той же длине, что и у новопортовских танкеров, эти суда могут взять почти в два раза больше груза.

Размещение танкера-накопителя «Умба» в Кольском заливе позволило «Газпром нефти» повысить эффективность экспорта арктической нефти. Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева Размещение танкера-накопителя «Умба» в Кольском заливе позволило «Газпром нефти» повысить эффективность экспорта арктической нефти

Суда обеспечения, которые также строились параллельно с самой платформой, имеют ледокольный класс Icebreaker 6. Они несут постоянное дежурство при отгрузке нефти, оборудованы новейшими комплексами нефтесборного оборудования и обеспечивают ледокольную поддержку в легких ледовых условиях. В средних и тяжелых условиях необходимо привлечение более мощного ледокола. Подобным суровым испытаниям логистическая схема Приразломного подверглась в этом году. «Несмотря на долгосрочные прогнозы, в марте-апреле 2018 года в районе „Приразломной“ сложилась самая тяжелая ледовая обстановка за всю историю отгрузок, которая продолжалась до конца июня», — рассказал начальник управления транспортного обеспечения «Газпром нефть шельфа» Андрей Сарычев. Для обеспечения бесперебойной и безопасной загрузки челночных танкеров компания впервые привлекла один из самых современных и мощных российских дизель-электрических ледоколов — «Владивосток».

Фото: Сергей Коньков, Михаил Мокрушин, Стоян Васев, Елена Игнатьева

Уникальный ледокол

«Александр Санников» — современное и высокоэффективное судно, оснащенное новейшими системами динамического позиционирования и интегрального управления. Ледокол имеет возможность до 40 дней работать автономно при экстремальных температурах в минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола: запускают генераторы, синхронизируют оборудование, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах. Это позволило существенно повысить эффективность работы экипажа. В команде «Александра Санникова» всего 19 человек — в два раза меньше, чем на аналогичных более старых судах. Однако требования к персоналу также более высокие. Специалисты должны не только иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий.

На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов (30 км/ч), способен совершить поворот на 360 градусов за минуту, при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами большей мощности. Такие преимущества «Александру Санникову» обеспечивает особая форма корпуса и три винторулевые колонки типа Azipоd В установках типа Azipod гребной винт устанавливается непосредственно на валу электродвигателя, без промежуточных валов или редукторов и связанных с ними потерь энергии. Двигатель с винтом закрепляются вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут поворачиваться вокруг вертикальной оси на 360°, что позволяет получить лучшую маневренность судна по сравнению с обычными движительными установками. , расположенные в кормовой и носовой части. Они помогают ледоколу разламывать лед, а также делают судно более маневренным, позволяя ему даже двигаться боком.

Собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн — функционал «Александра Санникова» превосходит большинство существующих ледоколов. Он может не только оказывать помощь танкерам, но и самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, российского производства: носовое подруливающее устройство, навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы и др.

При работе в Арктике очень важно не нанести вреда ее уникальной природе. «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» устроены по принципу нулевого сброса, который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ