«В Арктике нужны долгосрочные инвестиции» – Журнал «Сибирская нефть»

«В Арктике нужны долгосрочные инвестиции»

На вопросы «Сибирской нефти» ответил директор Экологического фонда Сибирского федерального университета, доктор биологических наук Михаил Гладышев

СН

С какими сложностями сталкиваются промышленные компании и исследователи при работе в Арктике?

М.Г.

Первая сложность — климат, работа в условиях низких температур, полярная ночь. Для организации регулярной человеческой деятельности нужна инфраструктура для автономного существования. Все это надо доставить с Большой земли. И тут мы подходим ко второй сложности: Арк­тика далеко. Чтобы начать что-то делать в Арктике на новом месте, потребуется система организации снабжения, транспорт и инфраструктура под него. Основной объем грузов в Арктику пока доставляется в течение летней навигации, которая продолжается всего 4–5 месяцев и требует ледокольной проводки.

Третья сложность — кадры. Чтобы удержать имеющиеся и привлечь новые, вы должны замотивировать персонал. Поэтому и существуют северные надбавки, северные льготы. Все это в сумме ведет к четвертой сложности: дороговизне освоения Арктики, высоком пороге вхо­жде­ния в любой проект. Получается, что потенциал Арктики неоспорим, но сработают там только длинные деньги, долгосрочные инвестиции. Особенно эффективны государственно-частные партнерства, обеспечивающие и приток денег, и стабильность.

СН

Насколько сложно человеку адаптироваться к арктическим условиям?

М.Г.

Человек обладает огромной способностью к адаптации. Прибытие в Арктику — вызов для организма, но это преодолимо. Плюс технологии не стоят на месте. Например, в Арктике менее доступен солнечный свет, меньше витаминизированной еды. Но наши ученые разработали витаминные комплексы и питание, компенсирующие эти проблемы.

СН

Возможен ли в ближайшее время скачок в преодолении технических ограничений в Арктике?

М.Г.

Прогресс помогает обживать Арктику уже сейчас. Россия строит новые, самые мощные в мире ледоколы проекта 22220, которые обеспечат круглогодичную (а не сезонную, как раньше) навигацию по Северному морскому пути (СМП). Обсу­ждается проект сверхмощного атомного ледокола «Лидер», который сможет дополнительно повысить проходимость СМП зимой. Идет работа над созданием спутниковых систем, которые обеспечат устойчивую связь и доступный интернет, а также помогут в сборе более полной информации об окружающей среде. И это лишь единичные примеры.

СН

Возможно ли активное промышленное освоение Арктики без существенного ущерба арктическим экосистемам?

М.Г.

Промышленное развитие вообще безо всякого ущерба для среды невозможно. Однако современные технологии позволяют, во-первых, минимизировать ущерб, во-вторых, локализовать его, а в-третьих, обеспечить рекультивацию. Нужен здравый баланс между задачами освоения и последствиями для экологии.

СН

Как на освоение Арктики влияют глобальные климатические изменения?

М.Г.

Арктика в последние годы теплеет, это факт. Возможно, эта тенденция будет сохраняться какое-то время. Потепление повышает доступность Арк­тики и снижает затраты на ее освоение. А это, в свою очередь, влечет за собой обострение международной конкуренции за Арктику и ее ­ресурсы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ