Цифровая трансформация: время первых

Цифровая трансформация: время первых

Текст: Петр Шмелев
Фото: Shutterstock / Fotodom.ru
Инфографика: Софья Демидова

Актуальные международные тренды цифровизации и практики внедрения новых технологий в российском бизнесе — в обзоре «Сибирской нефти»

Цифровизацией принято считать соци­ально-экономическую трансформацию, которую вызовет массовое внедрение и усвоение новых технологий создания, обработки и передачи информации. Но что именно из разнообразия, предъявленного технологическими компания­ми, можно относить к цифровым ­технологиям (ЦТ, digital technology)? Сегодня это ­предмет ­активной теоретической дискуссии, ­эксперты и аналитики пока не достигли консенсуса даже в вопросе о том, какой стадии технико-экономического развития человечество реально достигло.

Так какие же технологии в ближайшем будущем действительно станут инструментами экономического роста? В Microsoft наибольшие перспективы видят в массовом внедрении технологических платформ, то есть наборов совместимых технологий, продуктов, каналов и экосистем их использования. Основные элементы этих платформ: мобильность, облачные вычисления, интернет вещей, а также технологии обработки больших данных, бизнес-аналитики и машинного обучения. По мнению главного экономиста Microsoft Престона МакАфи, кумулятивное воздействие этих технологий приведет к постепенному «превращению продуктов в сервисы», расширению цепочки создания стоимости, а также «удлинению цепочек поставок человеческого капитала», то есть более свободному заимствованию персонала на рынке труда, уменьшению значимости наличия штата сотрудников и привлечению специалистов к работе по мере необходимости.

Инфографика: Софья Демидова Данные опроса российских компаний, НИУ ВШЭ, апрель 2017 года

Ставка на интеллект

Бизнесу более интересен финансовый эффект внедрения тех или иных ЦТ. Конкретизацию предлагают аналитики Всемирного экономического форума (WEF), которые попытались спрогнозировать межотраслевой позитивный эффект от грядущей цифровой трансформации. Рассматривались пять перекрестных тем: IT, HR, финансы и бухучет, управление цепочками поставок и системой материально-технического снабжения, а также R&D (research & development, «исследования и разработки»).

Основной позитивный эффект в IT-сфере для бизнеса обещает внедрение облачных вычисле­ний, технологий искусственного интеллекта, а также новых технологий работы с ­большими данными и бизнес-аналитики. Только облачные вычисления позволят сократить средние издержки на IT-обслуживание на 25–50%. В более отдаленной перспективе большие надежды возлагаются и на квантовый компьютинг.

В корпоративных финансах и бухучете можно снизить издержки в среднем на 40%, в основном за счет применения систем облачного учета и технологий искусственного интеллекта. Сократить издержки в HR в течение ближайшего десятилетия в среднем примерно на 7% позволит активное внедрение таких форм ЦТ, как виртуальные коллаборации, репутационные системы оценки peer-to-peer (см. глоссарий), цифровое дистанционное интервьюирование и новые веб-порталы по поиску и найму персонала.

В управлении цепочками поставок и систем материально-технического снабжения главными цифровыми драйверами называют беспилотные транспортные средства и дроны, различные сенсоры и датчики, осуществляющие оперативный мониторинг движения товаров и услуг, а также 3D-печать. В сфере R&D тремя основными направлениями внедрения ЦТ обозначены мобилизация людских ресурсов с помощью информационных технологий для совместного решения различных задач (краудсорсинг), робототехника и технологии искусственного интеллекта.

Основной позитивный эффект для бизнеса обещает внедрение облачных вычислений, технологий искусственного интеллекта, а также новых технологий работы с большими данными и бизнес-аналитики

Специальное исследование глобальных трендов и российских практик цифровизации бизнеса провели в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (ВШЭ). В нем отмечается, что эффект цифровой трансформации выражается не столько в количественном повышении производительности труда, сколько в качественных изменениях бизнес-моделей, самого характера ведения бизнеса, его управляемости и гибкости.

Ведущие зарубежные аналитики рассчитывают, что по мере расширения присутствия цифровых технологий в различных ­сегментах экономики состоится скачкообразный рост показателей экономической эффективности применения ЦТ. И именно сейчас мир стоит на пороге такого скачка.

По мнению глобальной консалтинговой компании Boston Consulting Group, в нефтегазовом секторе, как и в других промышленных отраслях, ключевыми возможностями для цифровой трансформации станут интернет вещей, дополненная реальность, роботизация и более эффективная загрузка мощностей. Еще одно перспективное направление — создание интеллектуальных систем предиктивного ремонта. С помощью технологий больших данных можно получать точный прогноз износа оборудования в режиме реального времени.

Лаборатории цифровизации

Собственную программу развития цифровой экономики сегодня имеет практически каждая экономически значимая страна мира.

Осенью 2017 года в Еврокомиссии ­заявили о намерении инвестировать €30 млрд в цифровые инновации в рамках специальной программы Horizon 2020. Одним из признанных лидеров ЕС по цифровизации сегодня стали Нидерланды. Статус цифрового лидера стране обеспечило быстрое развитие широкополосного интернета и сетей доступа следующего поколения (NGA networks). С 2015 года Нидерланды реализуют программу Smart Industry Action Agenda (программа действий в сфере умной индустрии). Особенность программы — создание эффективных экосистем (smart ecosystems), сетей частных компаний и научно-образовательных учреждений. На практике это создание полевых лабораторий (field labs), объектов промышленно-технологической инфраструктуры, внутри которых частные компании и ­государственные научно-исследовательские организации совместно разрабатывают, тестируют и внедряют эффективные решения и продукты умной индустрии. Используется междисциплинарный подход: field labs должны обеспечить более эффективную совместную работу высокотехнологичных компаний и исследовательских организаций из самых разных отраслей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства (агропромышленный сектор в Нидерландах — один из основных потребителей новых технологий).

Исследовательская компания TNO (одна из организаций — координаторов проекта Smart Industry) отмечает, что наибольший энтузиазм программа создания сети новых полевых лабораторий вызвала у региональных властей, которые увидели в проекте эффективный механизм роста умной специализации и кластеризации подведомственных территорий.

Интересен и кейс ведущего немецкого промышленного концерна Siemens. После принятия в 2014 году новой стратегии развития компании Vision 2020 топ-менеджеры компании неоднократно заявляли о своем намерении целенаправленно укреплять позиции Siemensв качестве глобальной цифровой компании. Одна из приоритетных задач Vision 2020 — постепенное преобразование Siemens в цифровое промышленное предприятие. Руководство Siemens рассчитывает, что уже к началу следующего десятилетия среднегодовые темпы роста цифрового бизнеса компании будут двузначными. По итогам 2016 года доход Siemens от продаж различных цифровых услуг составил более €1 млрд, порядка €3,3 млрд принесли программные решения и продукты (software solutions).

Инфографика: Софья Демидова Данные опроса российских компаний, НИУ ВШЭ, апрель 2017 года

Государственная задача

Создание цифровой экономики в России с прошлого года обрело статус государственной задачи. В июле 2017 года премьер-министр РФ утвер­дил распоряжением правительства госпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации».

В свежем отчете Министерства экономического развития РФ ключевыми результатами 2017 года в части развития цифровой экономики названы нормативное регулирование соответствующей госпрограммы и создание плана мероприятий, предусматривающего разработку в 2018–2019 годах пятидесяти трех законопроектов и двух основополагающих концепций. Первая концепция будет касаться комплексного правового регулирования вопросов цифровизации. Вторая относится к организации процесса управления изменениями.

В нынешнем году министерство начинает снимать правовые ограничения в ключевых сферах общественных отношений, препятствующих развитию цифровой экономики. Задачи — формирование единой цифровой среды доверия, стимулирование цифровизации, совершенствования правил доступа к государственным информационным системам.

Россия в гонке

В ВШЭ по результатам исследования практик российских компаний отмечают, что отечественный бизнес в целом уже включился в цифровую гонку. Специалисты и руководители компаний понимают, что без использования цифровых технологий они уже не смогут успешно конкурировать, в компаниях достаточно высоко оценивают эффективность уже внедренных цифровых решений, но подходят к этим технологиям очень прагматично, выбирая то, без чего уже невозможно вести бизнес.

Как показало исследование, на российский бизнес уже сегодня существенно влияют такие технологии, как интернет вещей и автоматизация производства, цифровое проектирование и моделирование, технологии виртуализации, удаленный доступ, мобильные технологии и кросс-канальные коммуникации. В будущем влияние этих технологий сохранится, но к ним, по оценке компаний, добавятся еще два направления: социальные сети и суперкомпьютерные системы. Ожидается также заметный рост влияния систем виртуальной, дополненной и смешанной реальности, аддитивных и облачных технологий.

При достаточно высокой самооценке уровня информированности о цифровых технологиях четких цифровых стратегий у большинства компаний нет. Наиболее серьезными препятствиями компании склонны считать проблемы, связанные с организацией самого проекта. Не хватает опыта реализации и квалифицированных менеджеров проектов, связанных с реализацией цифровых решений в бизнесе. Отмечается и группа внутренних барьеров финансового характера: недостаточные бюджеты, высокая стои­мость внедрения и эксплуатации систем. Актуальны и внешние барьеры: нестабильность экономической ситуации, недостаточный уровень развития цифровой инфраструктуры в России, а также низкая готовность поставщиков и потребителей к применению цифровых технологий.

В исследовании ВШЭ отмечено несколько интересных отечественных кейсов. Например, компания по производству энергетического оборудования «Ротек» создала систему прогностики состояния энергетического оборудования «Прана», где уже присутствуют элементы искусственного интеллекта и машинного обучения. Обучаемая система подстраивается под конкретную установку и может работать на самых разных типах оборудования — от газовых турбин до насосов.

Достаточно обширные практики внедрения цифровых технологий уже есть и у «Газпром нефти». За последние два года компания реализовала успешные проекты в области внедрения систем с искусственным интеллектом, предиктивной аналитики, промышленного интернета вещей, использования технологии блокчейн. Высокую эффективность показали первые разработки цифровых двойников скважин, буровых и неф­теперерабатывающих установок. Специалисты Научно-технического центра «Газпром нефти» совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) создали самообучающуюся программу прогнозирования свойств пород на новых месторождениях.

Глоссарий

Peer-to-peer
компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. В случае с HR речь идет о непосредственной оценке сотрудниками друг друга.

Аддитивные технологии
послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D-технологий, технология 3D-печати.

Виртуальные коллаборации
совместная работа или обучение для нескольких участников в виртуальном пространстве.

Дополненная реальность
результат введения в поле восприятия сенсорных данных для дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.

Интернет вещей
концепция вычислительной сети физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой.

Кросс-канальные коммуникации
использование различных каналов связи, наиболее удобных в конкретный момент времени.

Облачные технологии
технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ